Поиск по сайту

ФГОС: как воспитывать в школе?

Автор: Гулевич И.А.


Воспитание не только должно развивать разум человека

и дать ему известный объем сведений,

но должно зажечь в нем жажду серьезного труда,

без которого жизнь его не может быть ни достойной,

ни счастливой.

(К. Д. Ушинский)



Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к качеству и результатам учебно-воспитательного процесса среднего образования.

Сегодня четко и конкретно определены главные направления развития школы: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни … в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

На решение этой задачи направлены основные нормативно - концептуальные документы, регламентирующие деятельность школы. В области воспитания – это ФГОС второго поколения и Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности российского гражданина. Наличие стандарта не является новацией образования, скорее это та базисная основа, существование которой упорядочивает все образовательные процессы, а главное четко определяет цели, средства и условия образования. Концепция – это документ новый и его появление обусловлено требованиями современности.

С сентября 2011 года все школы РФ начали постепенное внедрение ФГОС, а точнее сказать, в школах стали происходить изменения, направленные на создание наиболее благоприятных условий для внедрения ФГОС. Сам механизм перехода на работу по новым стандартам - это уникальный опыт в истории российской педагогике. Выстраивается поэтапный процесс, позволяющий каждой школе проанализировать свою деятельность и спланировать мероприятия по изменению. Таким образом, для педагогов основной и старшей школы сейчас настало время, когда необходимо понять роль «педагога-практика», на «педагога – исследователя». Объектом изучения при этом должны стать новые программные документы и образовательная среда конкретной школы.

В чем же отличие стандарта первого от стандарта второго? Каждый педагог сможет дать свой уникальный ответ, опираясь на собственный опыт работы по первому стандарту и познакомившись с новым. На наш взгляд – это глаголы целеполагания. От категоричных «уравнивающих» «знать, уметь» - к субъектным, «личностным» «формировать, развивать». Основной нитью внутри стандарта просматривается формирование и становление личности ребенка, не усредненного, а конкретного, но при этом одним из самых главных качеств этой личности становится осознанное причисление себя к целому, многонациональному государству, т.е. российская идентичность.

Каким должен быть выпускник 2022 года?

Выпускник должен быть:

- любящим свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность судьбе Отечества;

- креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- владеющим основами научных методов познания окружающего мира;

- мотивированным на творчество и инновационную деятельность;

- готовым к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

- осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;

- уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

- подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Этот портрет очень похож на европейское понимание целей и смысла образования:

определения основного (в англ./UNESCO) глагола образовательной деятельности — to learn («учиться»):

-учиться делать – применять изученное;

- учиться жить вместе – действовать, понимая, что все имеют равные права;

- учиться быть – знать и развивать свой потенциал.

Такое единообразие в подходе к образовательной деятельности говорит о качественных изменения не только внутри школы, но и внутри государства в целом. Именно этим, по нашему мнению, и обусловлено появление такого документа, как Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка.

Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

5 ноября 2008 в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев назвал важнейшие «ценности, общественные идеалы и нравственные принципы», которые лежат в основе современной государственной политики:

-СПРАВЕДЛИВОСТЬ;

-СВОБОДА личная и национальная, свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий;

-ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА;

-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР;

-СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ;

-ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ;

-ЗАБОТА о младших и старших;

-ПАТРИОТИЗМ;

-ВЕРА в РОССИЮ;

-ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, - подчеркнул Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Ценности формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся, что делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал - патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками.

Одним из основных путей достижения соответствия реального выпускника и его «портрета», по нашему мнению является интеграция всех видов деятельности. Каким образом это происходит, мы продемонстрируем на примере образовательного пространства ГБОУ Гимназии №63 Санкт-Петербурга.

При построении воспитательного пространства гимназии мы исходили из того, что ребенок в школе не находится некоторое время, а проживает часть жизни, именно в школе формируются те ценности, которые в дальнейшем и составляют основу успешной личности. При этом следует учитывать, что базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется единой воспитательной программой внутри, которой реализуется деятельность по пяти направлениям в соответствии с основными базовыми ценностями в нашей гимназии это:

- « Познаю мир» (формирование ценности образования)

- «Мой мир» (формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца)

- «Мое здоровье – мое будущее» (формирование ценности здоровья и здорового образа жизни)

- « Я – петербубжец» (формирование ценности гражданственности и патриотизма)

- «Семья – моя главная опора» (формирование ценности семьи)

Каждая воспитательная подпрограмма осуществляется через организацию трех видов деятельности:

1. Урочная деятельность;

2. Внеурочная деятельность (культурные практики);

3. Внешкольная деятельность (социальные практики);

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание мы смотрим не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных занятий и мероприятий : викторин, дискуссий, игр, деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика-педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности.

Каким образом происходят процессы интеграции внутри нашего образовательного пространства?

Во первых, это интеграция учебной и внеучебной деятельности, их взаимопроникновение, как средство повышения мотивации обучения , способ применения и углубления знаний полученных на уроках и развитие творческих способностей.
программа "КОНКУРС"

Главный тезис: В каждом конкурсе есть победитель, но не в каждом должны быть побежденные;

Разработана система конкурсов, построенная на принципе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности на всех ступенях школьного образования, позволяющая максимально раскрыть творческие, познавательные и другие способности ученика, предоставляющая возможность углубить и расширить знания по отдельным предметам; удовлетворить его естественную потребность в состязании, игре, творчестве, самовыражении.

Многочисленные конкурсы, проводимые в различных параллелях по разной тематике и степени сложности, позволяют, на наш взгляд, создать определенный психолого-педагогический механизм защиты ребенка от неуспеха, изолированности и заниженной самооценки. Это происходит потому, что вариативность тематики и уровня сложности конкурсов делают их доступными для возможно большего числа школьников с возможно более широким спектром уровня способностей и притязаний. Таким образом, эта система способствует поддержке активных и стимулированию пассивных учащихся.

Во вторых, интеграция урочной и внеурочной деятельности, как средство расширения образовательного пространства и способ формирования и развития УУД.

Программа «ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Разработана система учебных проектов, построенная на принципах преемственности при переходе из класса в класс и формировании единого научного мировоззрения. Спектр предложенных обязательных проектов и возможных исследований широк и может удовлетворить желания любого ученика вне зависимости от уровня его подготовки и способностей. На протяжении школьной жизни каждый ученик выполняет проект по каждому из изучаемых предметов, от его желания, способностей зависит будет это информационный, творческий проект или , достаточно полноценное научное исследование.

Наиболее наглядно это видно на примере построения системы исследовательской деятельности «Естественнонаучного цикла»

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-умение видеть проблему

-умение выдвигать гипотезы

-умение задавать вопрос

-умение давать определения понятиям

- умение классифицировать

-умение работать с парадоксами

-умение наблюдать

-умение экспериментировать

-умение высказывать суждения и делать умозаключения (выводы)

-умение создавать метафоры

-умение создавать тексты

-развитие дивергентного и конвергентного мышления

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Система лабораторных работ и практикумов

Система уроков:

- урок-семинар

- урок – конференция

- урок-путешествие

- урок- презентация

Система уроков с элементами исследования:

-выступления с сообщениями

-работа с источника - элементы дискуссии

- написания сочинений- рассуждений

Система домашних исследовательских заданий:

-написание эссе

-подготовка сообщенй, презентаций

- составление дневников наблюдения

Система творческих домашних заданий

Естественно-научное экспериментирование

5 классы

Экспериментальный проект « Первые шаги в естествознании» 8 классы

Экспериментально-информационный проект «Практическое естествознание»

9-10 классы

Интегрированный проект «Я и мой мир»

Система научно-практических конференций

Реферативно-исследовательская деятельность

6 классы Публичные выступления

7 классы Выступления с мини-рефератами

9-11 классы Выступление с реферативно-исследовательскими работами

Система научно-практических конференций «Шаги в XXI век»

Отдельно в данной программе хочется выделить систему «Конференций», основой которой является системный подход и интеграция урочной и внеурочной деятельности.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Элективный курс для 9-10 классов

«Исследовательская деятельность»



Научно-практическая конференция



Мини-конференция


«Шаги в науку XXIвека»

Проблемно-практическая конференция

Гражданский форум

В третьих, интеграция дополнительных и обязательных образовательных программ в ОП Гимназии, как средство расширения общекультурного кругозора и формирования духовно – нравственных ценностей, путем знакомства учащихся с историческим и культурным наследием нашего города

Музейно-экскурсионная программа «Город, в котором я живу». Организация и проведение учебных экскурсий является важным компонентом расширения образовательного пространства гимназистов.

Основным тезисом при разработке системы учебных экскурсий является то, что Санкт-Петербург, как город музеев и город-музей объединяет в себе по крайней мере четыре образовательных пространства, освоение которых учащимися не только возможно, но и очень важно: архитектурное пространство, городская история, история России и мира, художественно-культурное пространство, Санкт-Петербург, как научный центр.

Занятия по истории русского искусства на базе Русского музея. Цель занятий - знакомство школьников, как с историей русского искусства, так и с основами изобразительного языка архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, что способствует формированию художественного вкуса, эстетической восприимчивости, собственного взгляда и независимой оценки различных произведений. Программа скоординирована со школьной программой по литературе, истории и истории города.

В четвертых, интеграция внеурочной и внешкольной деятельности, как средство для создания условий для развития и реализации творческого потенциала , формирования коммуникативной культуры, навыков социализации, толерантного мировоззрения ,воспитания нравственных качеств учащихся и формирования активной гражданской позиции.

При реализации этого направления интеграции мы опираемся на три составляющие: целевые программы «Творчество», «Награда» и «Гражданин».

Особое место здесь будет занимать общегимназический проект «КТВ»- это система коллективно-творческих выездов учащихся. Одним из основных эффектов реализации этого проекта внутри гимназии на протяжении более чем 10 лет является формирование единого коллектива гимназии, внутри которого происходит сплочение учеников и учителей для решения общих целей.

Таким образом можно сказать, что основная цель современного образования достигается только через формирование в школе особой образовательной среды, основными принципами которой являются: комфортность эмоциональная привлекательность, наполненность событиями и интеграция всех видов деятельности учащихся.


ФГОС: как воспитывать в школе?

Назад в раздел