Поиск по сайту

Проект о проектах – подготовка педагогов к организации индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников…

Автор: Алексеев С.В.


Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

Безымянный1.jpgЖизнь учащихся в школе не ограничивается, и не должна ограничиваться только усвоением набора конкретных предметных знаний, умений, навыков, формированием предметных и метапредметных компетенций. Многие учащиеся, а их в среднем больше половины, имеют более обширные интересы и запросы при изучении предметов Базисного учебного плана, как по широте изучаемых проблем, так и по глубине их осмысления. Как правило, эти познавательные интересы учащиеся могут удовлетворить в школе (гимназии, лицее), в учреждениях дополнительного образования детей (дома творчества юных, центры развития детей и др.), в деятельности общественных организаций. Некоторые свои запросы сегодня школьники могут реализовать через участие в образовательных проектах, некоторые – через образовательные Интернет-ресурсы (некоторые сайты этих ресурсов приведены в Приложении).

Попытаемся разобраться – что такое индивидуальный образовательный проект…, что такое внеурочная деятельность школьников…, как эти понятия соединяются между собой…

Начнем с первого… Проект от латинского слова «projektus», которое означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Таким образом, проект ассоциируется с будущим… Виктор Гюго писал: «У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего – невозможность. Для малодушного – неизвестность. Для глубомысленного и доблестного – идеал». Еще два оригинальных афоризма, раскрывающих выбранный нами футурологический подход (от англ. Future – будущее) к изучению и анализу различных явлений и процессов:

Уинстон Черчилль предупреждал человечество «Заглядывать слишком далеко вперед недальновидно».

Фридрих Геббель отмечал «Мы живем за счет будущего. Не удивительно, что оно оказывается банкротом».

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Как отмечает В. Е. Радионов «проектирование является сущностным компонентом способа жизнедеятельности любого человека и в этом плане не зависит от сферы его деятельности, то есть представляет собой культурно-исторический феномен». Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Этот метод способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Безымянный2.jpgСегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е. С. Полат предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,
  • Безымянный3.jpgмежпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план-карта;
  • видеофильм;
  • выставка; и др.

С. Хайнес выделяет следующие оригинальные типы проектов:

  • проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).
  • проекты-интервью (Survey projects).
  • проект-производство (Production projects).
  • проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

Этапы работы над проектом могут быть определены следующим образом :

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  • самообразование при помощи учителя;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

Каждый из этапов – шагов проектирования очень важен, тем не менее первые шаги – выявления проблемы и постановки цели имеют особое значение. Платон отмечал важность первых шагов «Начало – самая важная часть работы». Китайская мудрость гласит: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага»…

Индивидуальный образовательный проект предполагает организацию проекта в рамках образовательной программы школы по инициативе школьников и учителей, поддержке и сопровождении проекта педагогами – консультантами, педагогами – руководителями проектов, педагогами – тьюторами.

Безымянный4.jpgОбразовательный проект, образовательный маршрут, образовательная траектория – понятия очень близкие при организации индивидуального образовательного проекта (у каждого из учащихся есть свой маршрут и своя траектория в пространстве данного проекта) , но не синонимичные. Тем не менее феномен индивидуального образовательного проекта в реализации образовательных маршрутов может быть осмыслен в результате следующих результатов педагогических исследований, полученных в разные годы 2005-2011 гг. специалистами СПбАППО:

- среди многих составляющих понятия «индивидуальный образовательный проект» 37% респондентов отмечают инициацию интересных образовательных дел учащимися школ, 60% респондентов видят инициацию проектов – в творчестве педагогов, и 30,3 % – в инициации проектов другими субъектами образовательного процесса, включая и родителей; Таким образом, можно констатировать, что по результатам наших исследований инициация тематики индивидуальных образовательных проектов возлагается на творчество педагогов, а не творчество самих учащихся; Привлечение других субъектов образовательного процесса (родителей, социальных партнером, сетевых партнеров и др.) к инициировании общешкольных, классовых (по параллелям классов!), групповых и индивидуальных проектов – проблема, требующая своего технологического и управленческого решения;

- на долю общественных организаций (как школьников, так и педагогов!) лишь 23% респондентов считают их участие в индивидуальных образовательных проектов правомерным и обеспеченным в нормативно- правовом аспекте;

- тематика проектов, направлена на решение проблем внутри образовательного учреждения, – примерно 75 % оценивается респондентами позитивно, и 10 % респондентов считают, что проекты, направлены на решение проблем более широкого назначения, «вне школы»…

- анализируя ответы на вопрос, касающийся сфер деятельности и форм организации индивидуальных образовательных проектов учащихся, можно сделать вывод, что наиболее освоенной из них выступает внеучебная деятельность, организуемая в самой школе, в отделениях дополнительного образования, в учреждениях дополнительного образования детей , в то время как внедрение компонентов индивидуального образовательного маршрута в собственно учебную деятельность, равно как и выход во внешнюю образовательную среду отмечается менее, чем в половине случаев.

- самыми распространенными формами организации и презентации индивидуальных образовательных проектов выступают:

* защита творческих проектов (85%),

* индивидуальные и групповые консультации (89%),

* школьные научно-практические и творческие конференции (72%).

Значительно реже встречаются формы работы, предполагающие непрерывность деятельности учащихся по освоению индивидуального образовательного маршрута: организация работы творческих объединений учащихся (45%), самостоятельная работа учащихся по индивидуальному графику (40%). Не имеет широкого распространения такая форма работы как проведение фестиваля творческих достижений учащихся (30%). Практически не используются составление учащимися индивидуальных образовательных отчетов (15%) и реализация индивидуальных образовательных модулей с использованием ресурсов внешней среды (10%). Выборка в среднем составляет 300-500 респондентов (педагогов и школьников) ежегодно. Аналогичные результаты исследований представлены в 2006 г. в докторском исследовании Александровой Е. А.[i]

Среди работ последнего времени идея индивидуального образовательного маршрута рассматривается в личностно ориентированном контексте, в котором образование понимается как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем. В этом контексте индивидуальный образовательный маршрут как путь к «индивидуальному максимуму», а не ко «всеобщему минимуму» предстает продуктом собственной творческо-преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора собственной судьбы (Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова, А. Н. Тубельский и др.).

Данный феномен понимается как разработанная старшеклассником совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности. Однако, по всей видимости, такое понимание еще не стало достоянием широкого круга педагогов-практиков. (Е. А. Александрова, 2006г.) .

Проблемам педагогического проектирования и использования технологии проектирования в образовательном процессе посвящены научные исследования О. Г. Прикота, А. П. Тряпицыной, Е. С. Заир-Бек, В. Е. Радионова, Е. В. Пискуновой, Н. Б. Крыловой, Е. А. Александровой и др.; в области предметов естественнонаучного и экологического цикла – это работы И. Ю. Алексашиной, С. В. Алексеева, Н. Д. Андреевой, И. Н. Пономаревой и др.; в области предметов гуманитарного и культурологического циклов – это работы Л. М. Ванюшкиной, Н. И. Элиасберг, О. Н. Журавлевой, К. В. Романова и др.

Метод учебного проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта и интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. На каждом уроке учащимся предоставляется возможность выбора маршрута с опорой на его интересы, возможности, способности и другие индивидуальные особенности. Каждый маршрут имеет обязательный продукт, который учащиеся представляют по результатам работы учителю и одноклассникам.

Преимущества использования индивидуального образовательного проекта как способа организации образовательного процесса на данном уроке для достижения воспитательных и развивающих целей обучения:

- в относительно небольшой промежуток времени позволяет охватить достаточно обширный материал;

- обеспечивает эмоциональное включение учащихся, меняет представление школьников об изучаемой проблеме;

- обеспечивает усвоение основных теоретических положений всеми учащимися; создает условия для организации деятельности учащихся на различном уровне сложности;

- дает возможность выбора форм и видов деятельности наиболее интересных для учащегося;

- формирует интерес к предметной учебной проблеме; каждый ученик участвует в работе, вносит свой вклад в проект и его защиту.

Внеурочная деятельность – как второе направление нашего осмысления инноваций в организации образовательной деятельности, является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени молодых людей. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в Базисный учебный план, но и новым взглядом на цели школьного образования и прогнозируемые образовательные результаты.

Современная тенденция в деятельности образовательных учреждений и организаций – совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

· на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;

· педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;

· правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

· внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

· внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся;

· происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Безымянный5.jpgПринципами организации внеурочной деятельности в школе являются:

· соответствие возрастным особенностям обучающихся;

· преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

· опора на ценности воспитательной системы школы;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

· реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

· включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы;

· использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в школе могут стать:

· запросы родителей, законных представителей учащихся ;

· приоритетные направления деятельности школы;

· интересы и склонности педагогов;

· возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

· рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.

Безымянный6.jpgВнеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

- художественно-эстетического ;

- проектной деятельности;

-спортивно-оздоровительного;

- гражданско-патриотического;

-научно-познавательного.

Любое из направлений может осуществляться и в проектной деятельности в том числе, также как и проектная деятельность может быть реализована в любом из представленных направлений.

Безымянный7.jpgХотелось бы верить, что к 5 классу учащиеся уже имеют опыт участия в проектной деятельности, но если даже этого опыта нет организация в 5-9 классах различных индивидуальных и групповых проектов – увлекательное и интересное дело как для самих учащихся, так и для педагогов.

Опытные педагоги, соединяя первое и второе направления, широко используют различные формы организации деятельности школьников по разным проблемам в режиме самостоятельной работы, внеурочных и внеклассных занятий, домашней работы.

Самостоятельная работа предполагает, что обучаемый на всех этапах образовательного процесса работает по возможности самостоятельно, то есть сам находит необходимую информацию, проверяет уровень своей подготовки к тому или иному виду деятельности и только в некоторых необходимых случаях пользуется консультациями педагога. Принцип максимальности самостоятельной деятельности в настоящее время декларируется в нормативных документах на всех ступенях непрерывного образования, включая и федеральные государственные стандарты основного общего образования.

Внеурочная работаэто форма организации учащихся для выполнения вне урока практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Безымянный8.jpgДомашняя работа это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучением той или иной темы.Домашняя работа позволяет каждому учащемуся работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. Опытные учителя профессионально используют весь спектр и многообразие домашних работ:

- работа с научной, учебной, популярной, методической и др. литературой;

- использование энциклопедий, определителей, словарей ;

- подготовка рефератов по различных проблемам;

- практическая работа с натуральными объектами (наблюдение, экспериментирование, оформление результатов работы) – чаще всего для проектов естественнонаучного и экологического направления;

- моделирование природных и культурных процессов и явлений;

- изготовление наглядных пособий (моделей, рисунков, фотографий, видеозаписей и др.).

Иногда учителя дают коллективные (групповые) домашние задания по тем или иным изучаемым проблемам. Эффективность домашней работы зависит от степени подготовленности учащихся к их выполнению.

Внеклассная работа это форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы. Хорошо организованная внеклассная работа имеет важное воспитательное и развивающее значение. И не столь важно сколько времени она занимает! К. Д. Ушинский в свое время писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не Безымянный9.jpgдеятельностью, а ее однообразием и однородностью». Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газет, проведение олимпиад, турниров, конференций и выставок, публичных презентаций и др. По признаку – количество участников можно выделить индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассных занятий; по временному показателю эпизодические и постоянно действующие, по содержанию деятельности: ботанические, зоологические, физиологические, экологические и др. Особым видом внеклассных занятий является кружки, факультативы, научные общества школьников. В рамках реализации концепции предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения указанные формы внеклассных занятий имеют чрезвычайно важное значение.

Кружок объединяет учащихся, особо интересующихся конкретной научной или учебной тематике. При работе кружка организуется индивидуальная и групповая работа, экскурсии в природу, на промышленные предприятия, в организации культуры, образования, школьные вечера и праздники по разным проблемам.

Факультатив – это форма, предполагающая дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам учебных программ, значительно превышающие объемы школьной программы. Факультативы оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Школьное научное общество (ШНО), аналогично студенческим научным обществам, в первую очередь направлено на формирование исследовательских умений учащихся. Часто результатом деятельности ШНО являются научно-практические конференции, выпуск сборников научных работ школьников, являющихся элементом общешкольного мониторинга по тем или иным проблемам.

Члены ШНО совместно с кружковцами и учителями являются инициаторами таких массовых внеклассных мероприятий как « День (или неделя!) науки», «Декада искусства», «Калейдоскоп профессий», «День птиц», «Неделя леса», «День биологического и культурного разнообразия», «День Земли», «День защиты озонового слоя», «День окружающей среды», «День воды», «Месячник защиты от экологической опасности», «День музеев» и др. Ежегодно проходят региональные и всероссийские олимпиады и конкурсы школьников.

2013 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом охраны окружающей среды. В течение этого года несомненно во всех регионах России , и в Санкт-Петербурге в том числе, будет реализовано множество эколого- образовательных проектов. Один из таких проектов разработан Алексеевым С.В. и Корякиной Н.И.

Проект « Школа как территория устойчивого развития»

Проект предполагает совместную работу взрослых и детей, направленную на изучение и улучшение окружающей среды школы. Программы, включенные в этот проект, отражают главные идеи и принципы устойчивого развития.

Элемент

Краткое раскрытие

1.

Цель

Cоздать условия для развития у школьников чувства причастности к решению экологических, социальных, экономических и культурологических проблем, содействовать принятию школьниками устойчивого образа жизни через их включение в различные виды деятельности по изучению и улучшению качества образовательной среды школы.

2.

Задачи

1. Расширить информационное поле учащихся о качестве окружающей среды школы.

2. Содействовать улучшению качества окружающей среды школы через вовлечение учащихся в практическую, исследовательскую и творческую деятельность.

3. Обеспечить приобретение учащимися позитивного опыта воплощения идей устойчивого развития на местном уровне.

4. Способствовать развитию у школьников активной жизненной позиции, способности самостоятельно принимать решения и организовывать социально-значимую экологическую деятельность для сверстников, а также развитию навыков сотрудничества и партнерства в решении социальных, экономических и культурологических проблем.

3.

Прогнозируемый результат проекта

1. Повышение знаний учащихся в области устойчивого развития, управления качеством окружающей среды.

2. Улучшение окружающей среды школы.

3. Приобретение учащимися навыков проектной деятельности, повышение их социальной активности.

4.

Подготовительный этап

1. Разработка материалов проекта с привлечением инициативной группы.

2. Подготовка инициативной группы, которая впоследствии возьмет на себя роль координаторов деятельности остальных учащихся (выбор желающих, проведение вводных занятий, распределение «ролей» в группе).

5.

Осуществление проекта (алгоритм, технология)

Проект имеет сетевую структуру, количество вовлекаемых учащихся регулируется в зависимости от задач педагогического коллектива и особенности работы конкретного образовательного учреждения.

Содержание деятельности по проекту разбито на отдельные тематические программы («Экошкола», «Общественное мнение», «Школа и местное сообщество», «Открытая школа», «Наши лидеры», «Здоровая и безопасная школа» и др.).

Проект разрабатывается и реализуется инициативной группой взрослых и детей. Группа детей-организаторов составляет основу Штаба проекта. Среди них определяются ответственные за поддержание постоянного контакта с участниками проекта, организаторы работы по отдельным программам проекта. Штаб регулярно собирается для обмена информацией, координации действий, подготовки и организации различных мероприятий - конференций, семинаров, акций, творческих отчетов.

Работа в Штабе предоставляет его членам возможности освоить множество ролей, которые могут быть полезны как для общего развития, так и для профессиональной ориентации.

Отличительной особенностью проекта является его гибкость, возможность адаптации для расширения работы как по содержанию, так и по количеству участников.

Деятельность по проекту включает следующие этапы:

1. Мероприятие-старт проекта (презентация проекта проводится в форме игры по станциям, где каждая станция посвящена одной программе). В ходе этого этапа проводятся консультации, встречи, занятия для наиболее заинтересовавшихся, активных учащихся, их родителей, которые в последствие смогут стать членами координационного совета (штаба проекта), участниками редакции газеты проекта, консультантами в мини-группах.

2. Основной этап включает самостоятельную работу участников проекта по отдельным программам: сбор данных, обработка их, передача промежуточных результатов в штаб, подготовка страниц информационного листка. В ходе этого этапа также проводятся консультации и встречи, где ребята делятся опытом, рассказывают о том, что им удалось узнать, планируют дальнейшие действия.

3.Заключительный этап проекта - подведение итогов, награждение наиболее активных его участников.

6.

Ресурсное обеспечение

1.Учебно-методическое: раздаточные материалы – инструкции для работы по программам проекта

2. Кадровое: в зависимости от количества вовлекаемых участников и предлагаемых программ - педагоги-кураторы программ (возможно, впоследствии, это могут делать и родители учащихся, студенты), педагог-организатор- руководитель проекта от взрослых.

3.Материально-техническое: компьютер и базовые компьютерные программы, свободный доступ в интернет, копировальная техника, для отдельных программ – оборудование для мониторинга, сопутствующие материалы и оборудование для улучшения пространства школы и вокруг школы.

4.Информационное: школьная газета (информационный листок), школьный сайт, тематические интернет-страницы, районные СМИ

7.

Продолжительность проекта

В течение учебного года

8.

Оценка результативности

1. Диагностика сформированности представлений о проблемах окружающей среды школы, возможных путях их решения, осознания роли каждого в деле улучшения качества жизни в школе проводится в начале и конце каждого этапа работы по проекту. Для этого используется анкетирование, экспресс – опросы.

2. Одним из показателей эффективности проекта является создание разветвленной сети мини-проектов в школе (классах, мини-группах).

3. Показателем общественной огласки деятельности коллективов может служить количество публикаций, репортажей в средствах массовой информации, в социальных сетях, вовлечение в реализацию проекта все новых и новых участников.

4. Показателем эффективности проекта является разнообразие исследовательских, экологических общественных мероприятий, акций и действий; включенность в них широкого круга участников.

9.

Презентация результатов

Выступление группы проекта на итоговой общешкольной конференции «Разнообразие и многообразие: школьные проекты», выпуск школьной газеты (информационного листка), публикации в районных СМИ.

Методический комментарий

Идея разработки представляемого проекта возникла в результате осмысления таких важных понятий как качество окружающей среды, устойчивое развитие и эколого-сообразный образ жизни; осознания необходимости включения детей и подростков в социально значимую деятельность, как одну из важных составляющих экологического образования.

Разрабатывая данный проект, авторы основывались на необходимости пересмотра отношения каждого человека к окружающей среде на основе идей устойчивого развития. Целью образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в международном понимании является создание условий для формирования поколения, способного воплотить в жизнь концепцию устойчивого развития. ОУР должно дать молодежи возможность выработать свою собственную систему ценностей и развить ответные реакции на разнообразные проблемы окружающей среды.

Помимо роста осведомленности и озабоченности состоянием окружающей среды, учащиеся должны знать, что предпринять для ее защиты и как содействовать устойчивому использованию ресурсов окружающей среды – как в своем собственном образе жизни, так и через участие в принятии коллективных решений.

Эта цель помогает определить приоритеты при выборе направлений, задач и методов конкретной образовательной деятельности. Приобретение знаний в определенной области само по себе не воздействует на последующее поведение. Наиболее целесообразной и эффективной видится деятельность, отвечающая ряду требований:

1. Прежде чем привлечь ребенка к действиям, в том числе и по улучшению окружающей среды, необходимо создать мотивацию - заинтересовать, показать важность деятельности ребенка для него самого и для окружающих.

2. Ребенок не должен быть пассивным объектом приложения педагогических воздействий. Развитие важных умений (решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий) возможно только в результате личного опыта ребенка, полученного им в активной включенности в выполнение разнообразных видов деятельности.

3. Любые теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности.

Авторы полагают, что экологически сообразная модель взаимодействия ребенка с окружающим миром может сформироваться только в результате его включенности в активную деятельность. Важно, чтобы ребенок чувствовал значимость этой деятельности, чувствовал свою причастность к коллективу единомышленников. На наш взгляд, наиболее подходит для реализации указанных условий метод проектов. Особенность метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком природной и социальной окружающей среды. Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка.

Участие в работе по проекту позволяет учащимся проявить максимальную активность, так как интерес ребенка (а следовательно, и его активность) порождается осознанием полезности для него того или иного действия. Кроме этого, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы по проекту помощь от Штаба, от других ребят, ребенок чувствует себя успешным. В дальнейшем этот положительный опыт может способствовать осознанному выбору в отношении окружающей среды. Отвечая на вопрос «Что я должен сделать, чтобы быть нужным, значимым, успешным?» - ребенок может опираться на тот опыт, который он получил в ходе работы по проекту. Взаимодействие с различными организациями, со сверстниками, с жителями района во время работы по проекту также способствует социализации ребенка.

Кроме этого, проект позволяет организовать единую систему воспитательной работы в школе, наладить взаимодействие между педагогами, родителями, представителями местного окружения, школьниками.

При реализации проекта, цели обучения подчинены практическим целям. Одно мотивируется через другое, каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату деятельности, образование полезно потому, что оно помогает решать те или иные жизненные (или просто интересные) задачи.

Начиная работу по проекту, многие школьники сталкиваются с тем, что их знаний и умений недостаточно для проведения исследований, для привлечения друзей к участию в проекте, для оформления отчета и пр. Поэтому Штабу проекта необходимо разработать ряд обучающих семинаров для активных участников, желающих получить дополнительную информацию. Эти семинары проводятся педагогами-кураторами проекта совместно с волонтерами – школьниками и студентами, которые преуспели в изучении какого-либо направления или хотят получить опыт организационной деятельности, теми, кому нравится работа с людьми, общение. Например, с удовольствием участвуют в проведении семинаров ребята, которые в будущем хотят стать педагогами.

Ряд семинаров может проводиться в форме занятий-консультаций, на которые ребята-участники проекта приходят с определенными вопросами. Другие семинары (например, посвященные изданию газеты, изучению общественного мнения, изучению понятия «Окружающая среда») проходят в интерактивной форме и обычно в процессе совместного обсуждения, совместной работы группа участников получает коллективный результат (например, эскиз номера газеты, список вопросов для опроса школьников или взрослых и пр.). Таким образом, старшеклассники получают бесценный опыт работы с группой и передачи своего опыта и знаний.

Примеры программ проекта

Программа «Экошкола»

Цель программы – на примере школьного здания изучить возможности рационального использования ресурсов (воды, электроэнергии, тепла); утилизация различных отходов (макулатуры, алюминия, батареек и др.); распространение положительного опыта среди населения и других школ района.

Участвуя в этой программе, дети получат возможность:

· узнать о проблемах, связанных с потреблением различных ресурсов дома и в школе;

· узнать о способах переработки бытовых отходов, о природных процессах разложения мусора;

· научиться простейшим способам экономии ресурсов и сокращению количества мусора в школе и дома;

· освоить простые методы, демонстрирующие возможности переработки отходов в домашних условиях;

В рамках этой программы возможны такие виды деятельности, как:

· Организация дифференцированного сбора мусора. Обратите внимание детей на то, что простая сортировка мусора в целях его дальнейшей переработки может сэкономить много энергии, полезного сырья, сократить загрязнение окружающей среды. На примере самых обычных предметов - тетрадь, ручка, одежда, - можно проследить путь превращения природного сырья в предметы обихода. При изучении подобного технологического цикла (в упрощенном варианте) отмечается, какие виды отходов и загрязнения могут иметь место.

В реальных условиях нашего города дети могут собирать и сдавать для утилизации такие виды отходов, как макулатура, батарейки, алюминиевые банки, ветошь. Чтобы эта работа стала более привлекательной для детей, вместе с ними красочно оформите места сбора мусора. Пусть ребята развесят в школе плакаты с объяснением важности дифференцированного сбора мусора.

· Если в школе установлены счетчики воды, сделайте информацию о расходе воды гласной. Пусть ребята отмечают на информационном стенде данные о том, сколько воды израсходовано, насколько изменилось потребление воды в результате предпринятых ребятами действий.

· Подобные методы работы можно использовать и для контроля за расходом электроэнергии.

· Привлечь внимание к поставленным проблемам поможет проведение тематических «Дней воды», «Недель мусора», конкурсов стенгазет и плакатов.

· На дополнительных занятиях предложите детям на некоторое время закопать на пришкольном участке различные виды отходов: пищевые (напр., кожура от банана); бумагу, пластмасса. Для удобства эти предметы можно поместить в пластиковую сеточку из-под овощей. Периодически откапывая, можно проследить время биологического распада.

Программа «Общественное мнение»

Цель программы: способствовать развитию социальной активности детей, предоставить детям возможность повысить значимость своей деятельности.

Участие в этой программе позволит детям:

· проявить и развить творческие способности, развить коммуникативные умения;

· научиться оформлять результаты своих исследований;

· освоить разные способы представления своего мнения, своей работы (участие в телепередачах, подготовка материалов для прессы, выпуск собственной газеты)

Ценность любой деятельности в области окружающей среды существенно повышается, если в нее в разных формах вовлекаются широкие слои населения. Это способствует повышению экологической грамотности людей, привлекает к участию новых активистов. В детской экологической деятельности работа с общественностью особенно важна: повышается значимость собственной деятельности в глазах детей; происходит развитие навыков общения, устной и письменной речи.

Работа в рамках любой из программ проекта предполагает разнообразные формы привлечения населения к участию в проекте: ознакомление с ходом и результатами работ; проведение соцопросов, участие родителей, друзей и знакомых в акциях и мероприятиях, организованных участниками проекта.

В большинстве случаев активность населения оказывается достаточно низкой. Для того чтобы привлечь людей, важно правильно сформулировать для них цели вашей работы. Так, если в рассказе о целях своей работы вы обращаете внимание на то, что состояние окружающей среды влияет на наше здоровье, это может и не привлечь внимание людей. Однако если вы сделаете упор на здоровье детей, это почти наверняка найдет отклик. Подумайте, в каких словах формулировать представляемые цели работы. Например, пожилых людей привлечет такое начало фразы, как «возродим», «восстановить» и т.п. При описании целей работы для родителей важно отразить те стороны работы, которые окажут положительное влияние на развитие ребенка.

Для того чтобы родители стали Вашими единомышленниками, необходимо поддерживать с ними связь через детей и лично. Проведите родительское собрание, на котором родители смогут увидеть в работе по проекту перспективы для своего ребенка, возможность найти совместные со своими детьми виды деятельности. Желательно не только убедить родителей в необходимости поддерживать начинания своего ребенка, но и отвести им конкретную роль, например, организовать какую-то встречу, экскурсию, помочь подготовить техническое обеспечение работы детей, тиражировать материалы с рекомендациями, помочь в подготовке фотоматериалов.

Следующий важный шаг в работе с общественностью - выбор формы, в которой будет представлена та информация, которую необходимо донести до людей. Среди них обычными являются следующие:

· листовки – знакомый всем способ преподнесения довольно ограниченного объема информации. Содержание листовки должно быть продумано очень тщательно. Обычно люди обращают внимание на листовки с необычным оформлением или броско выделенными ключевыми словами. Этот способ становится доступным, если есть возможность широко использовать ксерокс или средства для тиражирования типографским способом. Можно предложить детям использовать для печатания листовок деньги, вырученные от сбора макулатуры.

· флаерсы – этот способ распространения информации не так давно вошел в нашу жизнь, однако уже стал довольно обычным. Флаерсы - это небольшие листочки бумаги, которые раздают прохожим в местах большого скопления людей. Преимуществом флаерсов состоит в том, что благодаря их малым размерам возможно тиражирование в большом количестве.

· стенгазеты.Особенно удобны для локальных проектов в рамках одной школы. Размеры стенгазеты позволяют размещать в них любое количество информации. Участие в создании стенгазеты позволяет школьникам широко проявить свои творческие способности.

· плакаты и рисунки,изготовленные детьми, всегда привлекают внимание взрослых. Для их изготовления не требуется дополнительное время - плакаты и рисунки можно сделать на уроках рисования или в ходе художественных конкурсов.

· спектакли, концерты.Это могут быть различные постановки, связанные с экологической проблематикой, или просто творческие выступления детских коллективов. Средства, собранные в ходе таких мероприятий, могут стать дополнительным источником для поддержки проекта.

Не менее важным является проблема управления образовательными проектами в школе. В контексте сказанного необходимо обозначить несколько (хотя бы 10 !) ключевых правил и принципов, которые обеспечат эффективность реализации проектов :

1. Закон Букера : даже маленькая практика стоит большой теории…

2. Закон Мейера: усложнять – просто, упрощать сложно…

3. Правило «90 на 90»: первые 90% работы отнимают 10% времени, а последние 10% оставшиеся 90% времени.

4. Принцип Питера: когда мы тратим время на планирование – его (времени) становится больше…

5. Правило Эттера: соседняя очередь всегда движется быстрее…

6. Закон Буба: утерянное всегда находится в последнем кармане…

7. Закон Мескимена: всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как следует, но на то, чтобы ее переделывать, время находится.

8. Правило точности: работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.

9. Теорема Эддингтона: число гипотез, объясняющих данное явление, обратно пропорционально общему знанию о нем

10. Безымянный10.jpg Правило взаимозависимости Ричарда: то, что вы храните достаточно долго, можно выбросить. Как только вы что-то выбросили, оно вам понадобится.…

Не пытайтесь каждое из правил, принципов непосредственно, конкретно применить к какой-либо стадии, этапу того, или иного проекта, хотя и это бывает полезно, попытайтесь осмыслить их целостно и применять в целом при разработке концепции будущего проекта.

В настоящее время готовится методическое пособие по организации индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников, подготовленное специалистами СПбАППО под редакцией С.В.Алексеева и Л.М.Ванюшкиной…



[i] Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дисс. … доктора педагогических наук. Тюмень, 2006; Образовательная программа маршрут ученика: ч. 1 / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1998


Проект о проектах – подготовка педагогов к организации индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников…

Назад в раздел