Поиск по сайту

Международные проекты школы

Автор: Турнаева Л.Ю.


«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать, но нужно принимать

меры к тому, чтобы всегда у них было что

делать».

(Ян Амос Коменский) [1]


Английский язык, как и любой язык – это живой организм. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.

Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

Важно предоставить ученикам возможность мыслить, решать какие-то проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Решить эту дидактическую задачу может позволить метод проектов и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский процесс, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы на основе межкультурного взаимодействия.

Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями: работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте, в сети Интернет), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Метод проектов - форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей [2, 80].

Метод проектов широко используется в профильном обучении старшеклассников. Именно он позволяет научить применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни [3].

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проектная деятельность школьников - одно из направлений личностно- ориентированного обучения. Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, а именно обучение через творческую деятельность.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

ГБОУ СОШ № 491 с углубленным изучением математики Санкт-Петербурга ведет международную работу с 2001 г. За эти годы были организованы разнообразные по форме, типу и месту проведения проекты с образовательными учреждениями Финляндии, Германии, Норвегии.

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание учащихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге.

Международный проект помогает обогатить содержания образования, расширить сферы общения учащихся через взаимодействие с предметной, социальной, информационной средой страны-партнера, формирует личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения других культур, развивает коммуникативные компетенции.

Наглядное представление о другом стиле жизни и мышлении невозможно получить, не общаясь на протяжении длительного времени с представителем этого другого стиля. Вот почему для нас так важны долгосрочные программы, в которых все полученные впечатления и знания проходят проверку временем. Ну и немаловажен тот факт, что общение осуществляется на английском языке, поэтому наши учащиеся могут реально применить свои знания и улучшить свой уровень владения английским. А также в реальной ситуации усвоить, что английский язык - это язык международного общения и способ ведения межкультурного диалога.

2001 год был провозглашен Советом Европы европейским годом языков, девизом которого был «Языки открывают двери». В октября 2001 г. делегация нашей школы была приглашена в Salpausselan lukio (г.Лахти, Финляндия) для участия в Неделе европейских языков. Нами была подготовлена программа о русском языке и русской культуре, которая имела большой успех у финских зрителей.

В апреле 2004 года между нашей школой и образовательными учреждениями Финляндии Salpausselan lukio (г.Лахти) и Jarvenpaan lukio (г.Ярвенпяя) был утвержден совместный проект «Европейская история, молодежная культура, языки».

В ХХI веке главным мотивом всемирного интереса к проблемам коммуникации и лингвокультурологии является воспитание толерантности или «терпимости» к чужим культурам, уважения к ним и осознание себя как носителя национальной культуры через призму других культур.

Образованию принадлежит особая роль, т.к. именно в стенах школы определяются очертания будущего стран и народов. Образование должно обеспечить восприятие школьниками базовых гуманистических ценностей, осознание глобальных проблем, готовность и умение участвовать в межкультурном диалоге, формирование ценностной установки на терпимость к другим людям.

В этой связи особенно значимой представляется работа нашей школы по реализации проекта международного сотрудничества «Европейская история. Молодежная культура. Языки» с образовательными учреждениями соседней Финляндии.

Этот проект можно рассматривать как форму внеклассной работы, что позволяет преодолеть узость предметных рамок, а его учебное содержание органично интегрировать знания из различных наук, изучающих природу, общество и человека.

Проект был направлен на привлечение внимания школьников к глобальным проблемам современности, развитие исследовательской деятельности, общению и сотрудничеству на межкультурной основе.

Рабочий язык проекта - английский.

На базе ГБОУ СОШ № 491 было проведено две международных конференции. Первая состоялась в апреле 2005 года и называлась, как и сам проект «Европейская история. Молодежная культура. Языки».

Проведение конференций на английском языке обеспечило их международный характер, создало условия для непосредственного общения участников из разных стран, повысило мотивацию школьников, изучающих английский язык.

Ученики получили возможность оценить свой уровень подготовки, сравнить его с уровнем подготовки школьников из других школ, городов и стран. Международная конференция стала стимулом к учебе и самообразованию.

В работе 1-ой конференции интересы своих школ представляли около 70 старшеклассников из 2-х школ наших партнеров из Финляндии (Salpausselan lukio, г.Лахти и Jarvenpaan lukio, г.Ярвенпяя), школы из Ленинградской области ( шк.8 г.Волхова), 8 школ Санкт-Петербурга.

Специфика проекта определила и выбор тем, освещенных на конференции: «Теплые соседские взаимоотношения между Россией и Финляндией 1991-2005 гг.», «Двуглавый лев Суоми. К.Г.Маннергейм – государственный деятель и человек», «Северная Заря» (Аврора Демидова-Карамзина), «Женщина и политика: история и современность», «У истоков древней Руси», «Хотят ли русские войны?», «Обзор финской молодежной культуры», «Русские обряды и традиции. Народная кукла» и др.

Так как рабочим языком молодежной конференции является английский язык, то обязательным условием участия был и остается высокий уровень владения английским

языком и готовность серьезно исследовать выбранную тему.

Международная молодежная конференция - это хорошая возможность побудить учащихся улучшить свой уровень владения английским языком. Наряду с выступлениями учащиеся могли пообщаться со своим зарубежными сверстниками и между собой в неформальной обстановке и во время конференции, и во время культурной программы.

Вторая международная конференция «Молодежь и общество» на базе школы 491 состоялась в апреле 2007 года.

Расширилась география наших участников: Финляндию представляли уже 4 образовательных учреждения, а именно наши добрые партнеры из Ярвенпяя и Лахти, а также учащиеся Hyrylan lukio (г.Туусула) и Keravan lukio (г.Керава), учащиеся из Киевской гуманитарной гимназии (Украина), Ленинградской области (г.Всеволожск) и учащиеся школ Санкт-Петербурга.

Темы выступлений, с которыми выступили участники, четко соответствовали названию самой конференции «Молодежь и общество». Приведу лишь некоторые из них: «Экология и мы», «Экологические проблемы г.Всеволожска», «Проблемы молодежи», «Дети из неблагополучных семей», «Активная молодежь», «Украина: семь шагов на пути в ЕС», «Молодежный парламент Ярвенпяя», «Молодые голоса Лахти», «Молодежное влияние в Европе» и др.

В рамках конференции состоялись «круглые столы» между преподавателями и учащимися финской и русской школы, где обсуждались актуальные проблемы современного общества в свободной, непринужденной обстановке.

Наши участники приобрели неформальный опыт общения на английском языке, использовали полученные на уроках знания для решения коммуникативных задач.

Особо хочется отметить, что конференция требует от школьников большой активности, готовности тратить свои силы и время. Поэтому здесь очень важна мотивация школьников к участию и возможность их самореализации.

В рамках проекта учениками были подготовлены и проведены экскурсии по Санкт-Петербургу и в первую столицу Руси - Старую Ладогу с целью изучения древней русской истории. Экскурсию готовили сами учащиеся нашей школы на английском языке для своих зарубежных гостей.

Обсуждения, круглые столы, встречи и посещение уроков были включены в программу.

По результатам анкетирования и бесед с участниками важным моментом было желание совершенствования своих знаний английского языка, которое и проходило в реальной, практической ситуации. Ученики получили богатый опыт, который пригодится им в будущем.

Многие участники первой конференции уже закончили школу. Но они до сих пор поддерживают отношения со своими зарубежными друзьями посредством электронной почты, частных визитов, телефонных переговоров.

Таким образом, современное коммуникативно-ориентированное обучение учащихся нашло применение в использовании языка в реальной жизни.

И еще особо хочется подчеркнуть следующие положительные стороны этого вида работы. Во-первых, повышается общая мотивация учащихся, так как такого вида проекты – личностно ориентированный вид работы, при подготовке они изучают интересные для себя темы.

Во-вторых, повышается значимость английского языка как средства общения.

В-третьих, образовательная и воспитательная ценность, ибо межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

В школе накопился определенный опыт общения на английском языке с иностранными учащимися, и обе стороны заинтересованы в дальнейшем продолжении работы по созданию новых проектов.

В 2012 году на совместной встрече преподавателей ГБОУ СОШ № 491 с преподавателями Jarvenpaan Lukio, Tikkurilan lukio, Hyvinkaan Yhteiskoulun lukio было принято решение начать совместный социально-образовательный международный проект «Экология и экономика Балтийского моря»(“The Baltic Sea – Environment and Economy Project”(BSEEP)).

Актуальность выбранной темы связана с обострением экологического кризиса во всем мире, а в частности в странах Балтийского моря, истощением невозобновимых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми отходами и отходами производств. Экологическое образование в этой области может существенно изменить менталитет людей и помочь улучшить ситуацию. В результате работы важно показать возможность личных действий каждого человека, которые позволят существенно снизить нагрузку на нашу среду обитания, сохранить природу для будущих поколений.

Цель проекта “The Baltic Sea – Environment and Economy Project”(BSEEP):

- Воспитание экологического сознания.

- Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам охраны окружающей среды.

- Воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.

- Вовлечение учащихся в полезную деятельность.

- Подготовка будущих специалистов, принимающих научно обоснованные решения.

Особенности проекта:

- Проект может быть использован преподавателями разных дисциплин: английского языка, химии, биологии, математики, информатики, ОБЖ.

- Проект содержит материалы для дополнительного образования, интересные для внеклассной работы с детьми.

- Проект позволяет объединить учащихся разных возрастных групп.

- Проект доступен детям с разными способностями, не требует сложных индивидуальных самостоятельных заданий.

- Проект способствует проявлению инициативы, возможности делать собственный выбор и принимать самостоятельные решения.

- Проект вовлекает в работу не только школьников, но и их родителей, жителей местности, где активно действуют участники проекта.

- Практическая деятельность ориентирована на решение повседневных вопросов в реальной ситуации. Учащиеся имеют возможность видеть на практике связь между теорией и жизнью.

- В рамках проекта можно работать в различных формах: традиционные уроки, лекции, дискуссии, организация совместных мероприятий, экскурсии, публичные выступления, публикации, работа в социальной сети Facebook.

В настоящее время учащиеся работают в совместных интернациональных группах в социальной сети Facebook, отвечая на поставленные перед ними вопросы и задания, и исследуя их. Каждая международная группа имеет свою тему: «Эвтрофикация», «Инородные вещества», «Чрезмерный лов рыбы», «Транспортные риски», «Газопровод Россия - Германия», «Круизы и пассажирские перевозки по Балтийскому морю».

Итогом совместной работы должны стать презентации в PowerPoint на традиционной международной конференции школьников в С.Петербурге в апреле 2013 года следующего содержания:

  1. В чем суть проблемы
  2. Причины ее появления
  3. Последствия
  4. Экономические решения проблемы

Таким образом, создаются функциональные модели использования социальных сетей в международных проектах, развивается культурный обмен и языковые навыки, создается понимания экологических и экономических возможностей сохранения экологии Балтийского моря и устанавливаются функциональное долгосрочное сотрудничество между школами.

Мы и в дальнейшем планируем продолжать работу в рамках международных образовательных проектов и поощрять учащихся принимать в них участие.


Источники

Литература

2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.


Поделиться:


Назад в раздел