Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Семейный проектный клуб как эффективная форма повышения экологической составляющей качества жизни школьников
“История человечества достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежны.
Более миллиарда человек, не имеющих сегодня возможности удовлетворять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета
Земля требуют революции”. Гру Харлем Брундтланд
Концепция качества жизни, зарожденная в 60-х годах прошлого века, является продолжением интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие “ноосфера”. В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся: охрана окружающей среды; забота о безопасности производств и продукции; поддержание ресурсного потенциала страны. Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии) и др. Американская некоммерческая организация “Комитет по демографическому кризису” проводит исследования качества жизни по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, тишина, уличное движение, чистота воздуха, общественная безопасность. Качество жизни и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образование становится одним из важнейших механизмов воспроизводства всей системы качества жизни.[4] В последние годы учебный процесс становится все более интенсивным. Увеличивается время нахождения ребенка в школе, больше задают домашних заданий, что ведет к перегрузкам детей. На сегодняшний день задача школы – направить все усилия на совместную активную работу учителей и родителей для здоровьесбережения. Здоровье – синтетический индикатор качества. При этом в соответствии с представлением Всемирной организации здравоохранения категория здоровья включает в себя категории физического, психического, духовного и социального здоровья. Кроме здоровья, интегральными индикаторами выступают: уровень качества среды, качество образования и его доступность для населения. Проблемы качества жизни закладываются в детстве, поэтому это проблема и педагогического характера. Здоровье современных школьников находится в критическом состоянии. Проблемы здоровьесбережения объединяют учителей и родителей, становятся одной из главных тем обсуждения на их встречах. Одной из эффективных форм взаимодействия школы и семьи для решения проблемы повышения экологической составляющей качества в ГОУ СОШ № 1161 г. Москвы (Россия) является проведение семейных проектных клубов. Проблемами здоровьесбережения детей, начиная с начальной школы, мы занимаемся на протяжении длительного времени. Успешно реализованные проекты «Неболейка», «Если хочешь быть здоров», «Зеленый доктор», «Безопасная дорога в школу», «Классный лекарь», «Как стать Неболейкой», «Наше здоровье в наших руках», «Здравушка», «Курение - коварная ловушка», «Глоток чистого воздуха», « Здоровое питание» способствовали повышению здоровья школьников, улучшению посещаемости и, как следствие, повышали академическую успешность школьников. В этом году мы работаем над темой «Живая вода – залог здоровья». Тема выбрана не случайно. Проведенные нами исследования указали, что 29% родителей обучающихся и подавляющее большинство школьников не уделяют должного внимания питьевому режиму, не заботятся о качестве потребляемой воды. Известно, что размороженная, так называемая талая вода, обладает уникальными свойствами влияния на все живые организмы. Об этом мы говорим с детьми и подростками на уроках, дополнительных и кружковых занятиях, заседаниях экологического общества «Экомир». Тема неоднократно поднимается на страницах межшкольного издания «Экомир», ее обсуждали на школьной конференции. Эффективность просветительской деятельности в этом вопросе может быть повышена только при активном включении родителей в решение данной проблемы. Объединение всех участников образовательного процесса через систему семейных проектных клубов, на заседании которых мы освещаем вопросы живой воды с различных позиций: физико-химического, биолого-экологического, уделяем внимание валеологическому аспекту, дают положительный результат.
Библиография 1. Лукьянов А. Ю.Экологическая составляющая качества жизни населения : На примере Северо-Западного региона России Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Санкт-Петербург, 2003 г. 2. Ридигер О.Н., Кулькова Т.С. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании для сохранения здоровья школьников // Современные технологии формирования здорового образа жизни у молодежи. Волонтерское движение: от инициативы к действию. Материалы международной научно-практической конференции (7 декабря 2011 г.). – М.: МГПУ. – 2011г. –С. 94 – 98. 3. Ридигер О.Н. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании // Воспитание школьников. – 2012 г. – № 4. – С.49 – 54. 4. Субетто А.И. Качество жизни и качество образования – главные акценты национальной идеи России XXI века и критерии государственной политики.
Поделиться:Назад в раздел |