Поиск по сайту

Роль современного образовательного пространства в культурно-эстетическом воспитании

Автор: Чернушенко Е.И.


Полноценный канал знаний о мире

Обучение и воспитание?! Обучение обеспечивает накопление знаний, формирует научную основу понимания мира, развивает интеллект, часто лежит в основе выбора профессии. Однако даже высокое общее и профессиональное образование, лишенное нравственной основы, усвоения гуманистических общечеловеческих ценностей и превращения их в нормы поведения, не позволяет сформировать полноценную личность российского интеллигента. В Национальной доктрине образования в РФ (2000) обеспечение преемственности поколений выдвинуто на первый план как одна из важнейших задач образования и воспитания, решение которой способствует стабилизации общества.

С этих позиций Д. С. Лихачев выступает как ученый-культуролог и моралист, разработавший нравственный кодекс третьего тысячелетия. Для педагогической науки этот кодекс является теоретической основой содержания нравственного воспитания.

Д. С. Лихачев сформулировал десять заповедей человечности, в которых сохраняются некоторые общечеловеческие ценности, сформулированные в Библии и Евангелии, и вместе с тем они значительно расширяются с учетом развития человечества в новой ситуации. Эти новые заповеди находятся в центре внимания нашей воспитательной системы и в программе развития образовательной системы школы №559 на 2010-2015гг.

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради

корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих, и все сотворенное ими

сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного

творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным[ 1]

Воспитание и социокультурная среда образовательного учреждения

Это воспитание, которое строится в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечает его потребностям, т.е. воспитание имеет целевую направленность. Мы знаем,в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении. Связь школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде.

Культурно-эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции культурно-эстетического воспитания.
Весьма заметна роль культурно-эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач, в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи культурно-эстетического воспитания.

Составляющие образовательного пространства: школьная среда и внешкольная среда

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. Наш лицей не является исключением. Лицей с углубленным изучением физики и математики. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает.

Практика воспитательной работы в нашей школе базируется на следующих структурных компонентах эстетического характера:
- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентациий, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей и способностей (конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.).

Формируемые в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь важной составляющей, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.

Эстетическая и художественная культура — каркас духовного облика личности.

Что нам предлагают учреждения культуры?! Музеи, библиотеки, культурно-развлекательные центры, дворцы спорта, ВУЗы и т.д.

Много интересных программ, с учетом потребностей современных школьников. Интерактивные проекты, циклы занятий, игровые программы, совместная организация мероприятий воспитательного значения (торжественные церемонии и ритуалы, тематические музыкально – литературные гостиные и т.д.). Традиционные общеобразовательные экскурсии.

ГБОУ ДОД ДДТ Выборгского района Санкт-Петербурга «Юность»

Цикл игровых программ с 1 по 11 класссы. От театрализованных викторин до дискуссий.

Центральная детская библиотека Выборгского района

Участвуем в совместных игровых программах и посещаем циклы занятий. Программы: «Мы – выборжане», «Памятные места нашего района», «Детские писатели и поэты»

ДДТ «Союз». Районный опорный центр безопасности дорожного движения «ПЕРЕКРЕСТОК»

Учащиеся начальной школы осваивают образовательную программу «Маленький пешеход».

Детский центр исторического воспитания (филиал музея Политической истории России) занятия по теме «Рождество и традиции».

Внешкольная среда нашего образовательного учреждения представляет собой:

- пространство города (начиная с изучения безопасных подходов к школе, знакомство с Центральной районной библиотекой, предприятиями района и города, транспортной сети города и пригородов,музеи,мемориальные места, памятники и т.д.);

-природа и природные объекты;

- жители города (общение с человеком вне зависимости от его социального происхождения, положения, образа жизни);

- медиатизированное пространство (современный школьник черпает значительную часть своих культурно-эстетических представлений именно из медиасреды).

Культурно-эстетические представления формируются под влиянием окружающей среды и носят характер живого непосредственного смыслообразования, которое происходит при соприкосновении с многочисленными эстетическими моделями медиа. Среда популярной культуры, в которой живем все мы, предлагает свои модели-образцы, которые основаны на характерных для нее эстетических принципах. В отличие от произведений высокой культуры, вводимых в культурно-эстетическое воспитание с фиксированными смыслами, смыслы текстов массовой культуры являются “текучими” и активно производимыми различными группами общества, вне зависимости от их положения в социальной иерархии, пола, возраста и т.д.

Учреждения дополнительного образования занимают особое место в жизни школьника.

Современная российская школа, стремясь обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, строит принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могут стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка.

Наш коллектив приближается к этой модели.

Около 67% учащихся нашей школы занимаются в студиях, объединениях, секциях, художественных коллективах в стенах школы. Говоря о воспитании, Я.А. Коменский одной из главных его целей называл «познание себя и окружающего мира»

Дети становятся активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяют окружающую действительность, преображаются сами. Эстетическое воспитание школьников может и должно осуществляться в процессе образования по всем его направлениям, одним из которых является дополнительное образование художественно-эстетической направленности, организуемое в учреждениях дополнительного образования детей.

Дополнительное образование нашего лицея это, в первую очередь, кружки на бесплатной основе. Занятия в них ведут наши коллеги – педагоги дополнительного образования домов детского творчества Выборгского района: «Юность», «Союз», "Олимп". Количество часов – 113, 63% учащихся нашего лицея посещают эти кружки и секции. Любимейшими являются следующие детские коллективы: «Песня – верный друг», «Трудовичок», «Умелые руки», «Служу России», «Мир глазами детей», «Космос», Увлекательная ТРИЗ математика, ТРИЗ, Хоровой коллектив «Акварель», Хореографический, Шахматы, ОФП, Футбол, Баскетбол, Мягкая игрушка, театр поэзии и пластики «Синяя птица», Лепка из соленого теста, Цирк.

Реализуя задачи дополнительного образования, наш лицей пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Организации дополнительного образования нашего лицея строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей - центральной детской библиотекой Выборгского района, домом детского творчества «Юность», ДДТ «Союз», Сотрудничество с ГБОУ начального профессионального образования садово-архитектурных профессий лицеем №113 по программе "Погружение в природу", ДДЮТ Выборгского района, домом детского творчества «Олимп», и Детский центр исторического воспитания. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.

При этом дополнительное образование выполняет две разнонаправленные функции. С одной стороны, обращение к возможностям окружающей среды позволяет выполнять функцию расширения образовательного пространства, обогащения социального опыта воспитанников. С другой стороны, создавая условия позитивного развития подростков и юношества, дополнительное образование детей выполняет охранительную функцию, предотвращая или нивелируя воздействие на подрастающее поколение негативных факторов окружающей среды. Первая функция связи со средой позволяет разнообразить содержание социально-направленной деятельности воспитанников, обогащать их опыт заботы об окружающих, опыт природоохранной деятельности. Изучение народных традиций развивает бережное отношение к памятникам истории и культуры, к богатству народной культуры. Так предотвращается потребительское отношение к культуре. Дети становятся ценителями, хранителями, трансляторами культурных традиций, создателями культурных ценностей. Вторая функция, связана с обеспечением нравственной и эстетической устойчивости подрастающего поколения к негативному воздействию противоречий и сложностей социальной среды, противопоставление культу силы и насилия, пропагандируемых средствами массовой информации.

Мы и социокультурное пространство / Культурно-образовательная программа «Музей – школе», фестиваль «Лейся, песня!», фестиваль «Алло, мы ищем таланты», Неделя окружающего мира, Неделя Санкт-Петербурга, /

Учащиеся, педагоги, родители тесно сотрудничают при подготовке и проведении фестивалей и тематических недель.

Культурно-образовательная программа «Музей – школе» представляет собой совокупность музейно-педагогических мероприятий, направленных на приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенных в храмах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» с целью формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях. Приобщение школьников к ценностям культуры непосредственно в храмах-памятниках.
Сотрудниками отдела по работе со школами (музейными педагогами) в течение учебного года проводят учебные экскурсии по циклам:«Знакомство с православным храмом», и «От века к веку» (для учащихся 5–8 класов). Предполагается активизация творческой деятельности учащихся в ходе музейно-образовательного процесса. а) выполнение лицеистами творческих заданий по темам занятий;
б) участие лицеистов и педагогов в подготовке и проведении итоговых мероприятиях (выставок творческих работ, интеллектуальных турниров, олимпиад).Итоговые мероприятия проводятся по завершении учебного года в концертно-выставочном зале «Смольный собор».
Развивается коммуникативная культура. Отрабатываются умения соединять визуальные наблюдения с тем, что ребенок знает об объекте, и делать логические заключения, встраивая каждый объект в единое историческое полотно города.

Прогнозируемые и получаемые результаты:

-ориентируются по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга;

- ориентируются в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

-применяют полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

-понимают особенности городских объектов как источников информации, объектом познания выступают сами музейные предметы во всех деталях и разнообразных связях;

-результатом познания является приобретаемый учеником опыт существования в культуре, а не сумма знаний о музеях, предметов музейных коллекций, городских объектах;

- выражают впечатление от памятников наследия и их создателей, проявляют отношение к городу и его изучению;

В сфере образования, в которую активно включается музей и городское пространство происходит переход от идеи «образованного человека» - к идее «человека культуры».

В ходе реализации поставленных задач, были достигнуты результаты, подтверждающие повышение уровня воспитанности школьников, что проявилось в следующем:

- более спокойные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;

- повышение культуры общения и поведения на массовых внеклассных и внешкольных мероприятия;

- изменение внешнего вида школьника;

- увеличилось количество участников в проектах духовно-нравственной направленности.


Литература:

[1]Лихачев Д. С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. С. 318.

[2]Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

[3] Свасьян К.А, Человек как творец и творение культуры // Вопросы философии. 1987. № 6.
[4] Крутоус В.П. Плюрализм моделей эстетического воспитания и идея их интегрирования //' Современные подходы к теории
эстетического воспитания: Мат-лы и тез. Буровских чтений. М., 19S9.
[5] Карпов П.В. Проблемы воспитания на пороге XXI века // Вестник ТГПУ. 2001.

Вып. 2 (27). Серия: Вопросы теории науки и образования. Спецвыпуск.
[6] Немов Р.С. Психология: В 3 кн, Кн. 2. М„ 1995.
[7] Селезко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
[8] Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб., 2000. . [9]Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М.,1991.

[10] Солодовникова О.В. Эстетизация современной культуры и формы ее представления: Дис. … канд. филос наук. Томск, 2С02.
[11] Сысоева Л.С, Мамина СТ. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск, 1993.


Поделиться:


Назад в раздел