Поиск по сайту

Роль развивающих технологий В.А. Сухомлинского в формировании эстетической культуры младших школьников

Автор: Курочкина С. А.


Нынешний период характеризуется множеством проблем, возникающих в ходе воспитания младших школьников. Одна из них — взаимодействие представителей различных культур, поскольку в школу приходят дети, приехавшие из разных регионов России и ближнего зарубежья. Существует и проблема «воспитания телевизором», когда ребенок становится агрессивным или пассивным в реальной жизни. Неоднозначно воздействуют на детей компьютерные игры, уводящие их от реальности. Опасна идеология индивидуализма, сквозящая в ситуации преобладания нуклеарных семей. Выливается же весь этот комплекс негативных явлений в проблему бездуховности, для разрешения которой необходимо обращаться не только к изысканиям новых путей в развитии педагогики, но и к тем классическим технологиям воспитания, которые наработаны в отечественной педагогике прошлого.

Особенно значимым для учителей младших классов сегодня представляется творческое наследие В. А. Сухомлинского, связанное с осмыслением развивающего потенциала детского досуга, организация которого рассматривалась им как технологически выверенный процесс, базирующийся на знании и дифференцированном учете возрастных особенностей детей. Так, стремясь к практическому использованию опыта великого педагога, учителя школы № 475 с первого класса знакомят школьников с родным краем и его достопримечательностями. Примером такого знакомства могут служить проводимые искусствоведом Л. В. Васильевой, работающей в ДК «Парголово», содержательные экскурсии в Шуваловский парк. Для учеников вторых и третьих классов организуются экскурсии в краеведческий музей ДК «Парголово». В четвертом классе с культурным наследием народного творчества дети знакомятся, посещая «школы ремесел» Этнографического музея.

Значительное внимание В. А. Сухомлинский советовал уделять и вербальным жанрам организации досуга. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания, являются красота и величие, сила и выразительность родного слова», — говорил педагог. И, следуя его примеру, мы стремимся в кружковой работе приобщить детей к изучению фольклора. Рассказываем им сказки, вместе с ними поем народные песни, организуем проведение народных праздников и игр с участием ансамбля «Домострой». Так, особенно популярными среди детей являются игры с пословицами и поговорками. При этом даже самые маленькие дети из подготовительной группы с азартом включаются в процесс отгадывания правильных ответов. Например: 1) Замени букву: «Ус — хорошо, а два—лучше» (ум); 2) «На обиженных соду возят» (воду); 3) «Как его не корми, а он в лес смотрит. Его ноги кормят» (волк); 4) «Кто гладок оттого, что поел — и набок» (кот). Элементы народного творчества используются и в оформлении классного уголка, в выставках творческих работ школьников.

Приобщая детей к миру прекрасного, мы используем и ряд педагогических заповедей, требующих создания положительных эмоций детей для оптимального освоения ими явлений прекрасного. Поскольку там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает ценность даже самых уникальных явлений. Прекрасное только тогда может быть воспринятым, когда ребенок ждет встречи с ним с замиранием сердца. Поэтому поездка в театр должна предваряться викториной, посвященной предстоящему спектаклю. А после просмотра дети должны иметь возможность выразить себя в рисунке, в оформлении фотогазеты. Интересная работа проводится и по изготовлению праздничных и тематических газет. Когда группа кружковцев получает задания: написать заголовки, поздравления, выполнить рисунки, подобрать пословицы и стихи, оформить собранный материал в единую, коллективно выполненную газету.

В современной ситуации социальных и межнациональных раздоров опыт Сухомлинского-воспитателя как нельзя более актуален, и за кажущейся простотой его заповедей скрывается подлинная и глубокая педагогическая мудрость. «Береги и щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека». «Знай, что твое неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение». «Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом значит и самому стать злым, безнравственным». «Большое зло — унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека "мелкой пылинкой"». «Дорогим для тебя должно стать не "мое", а "наше", то есть ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности».

Итак, развивающие технологии В. А. Сухомлинского, будучи гуманистическими, имеют и сегодня непреходящую актуальность.



Литература

1. Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М. Богуславский // Народное образование. 2008. № 9. С. 261-266.

2. Валеева Р. А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка: [к 110-летию Я. Корчака и 80-летию В. А. Сухомлинского] / Р. А. Валеева // Педагогика. 1998. № 6. С. 48-52.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений/Г. Н. Волков, М.: Издат. центр «Академия», 1999.

4. Сахаров В. А. В. А. Сухомлинский и современность (К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста) / В. А. Сахаров // Начальная школа. 2002. № 9. С. 20-22.

5. Сухомлинский В. А. Идти вперед. Против формализма в педагогическом творчестве: ст. 1967 г. / В. А. Сухомлинский // Народное образование. 1989. № 8. С. 70-81.


Поделиться:


Назад в раздел