Автор: Балыбердина Е.В. |
Внедрение федеральных государственных стандартов образования нового поколения (ФГОС) ставит каждое образовательное учреждение перед необходимостью формирования информационно-коммуникативного пространства, которое позволит оптимизировать развитие познавательной активности всех субъектов образовательного процесса.
Второй год ГБОУ гимназия № 74 функционирует в статусе экспериментальной площадки по созданию информационно-образовательной среды учебного заведения. Очевидно, что современное развитие гуманитарного образования во многом определяется процессами информатизации и становления информационных образовательных технологий. А поскольку в основе гимназического образования лежат предметы гуманитарного профиля, учителя словесности сталкиваются с проблемой расширения своего методико-педагогического арсенала приемами и технологиями, ориентированными на использование электронных образовательных ресурсов. Не вызывает сомнения тот факт, что владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения – критерий и показатель компетентности учителя. И все же любой словесник неизбежно оказывается перед рядом вопросов, снять которые волевым решением: «С завтрашнего дня и начнем» - не удается. О нелегком пути учителей русского языка и литературы в ЭОС-пространство и хочется поразмышлять.
Современный ФГОС предполагает обновление целого ряда наиважнейших компонентов образовательной системы, таких как цели и содержание образования, средства и технологии обучения, целеполагание для учителя и ученика и пр. Как все это повлияет на те специфические задачи, которые ставит перед собой педагог, преподающий в школе русский язык и литературу? И каковы вообще главные задачи школьного учителя словесности помимо тех, что прописаны в любых учебных планах, в любых программах по русскому языку и литературе? Думается, это сохранение культуры слова – не в узкопрактическом смысле соблюдения всех языковых норм, а в том, какой мы имеем в виду, говоря о самореализации личности через слово. И в какую бы сторону ни повернули нас образовательные стандарты, эти задачи остаются неизменными. Однако за те годы, что каждый из нас работает в школе, а значит, становится опытнее, мудрее, свободнее, методически грамотнее, решать их все труднее. Задумаемся, в чем причина. Не сомневаюсь, большинство укажет на заметные изменения в ученической среде, в запросах, мотивациях и возможностях современных детей.
Каковы же они, представители поколения, именуемого «цифровыми аборигенами» в противовес нам, «цифровым иммигрантам»? Газета «Комсомольская правда» в номере от 29 сентября-6 октября 2011 года в статье «Фейсбук делает нас тупыми?» говорит о «новой расе людей», для которых Сеть стала неотъемлемой частью жизни. Хочется верить, что это утверждение – пока лишь только метафора, однако нельзя не согласиться, что у сегодняшних школьников ряд функций, свойств и процессов, связанных с освоением информации, подвергается существенным изменениям. Так, их мышление становится более отрывочным, внимание – рассеянным, память – кратковременной, а чтение – поверхностным. Но при этом, согласно той же публикации «КП», современные дети обладают повышенной скоростью реакции, они быстрее реагируют на зрительные сигналы, приспосабливаются к быстрой обработке информационного потока, что ведет к ускорению процессов синтеза. Привычка к систематическому поиску нужной информации приводит к необходимости применения алгоритмов, а это развивает логику.
Налицо «мозговой разрыв поколений», где с одной стороны – учителя с их готовностью к социокультурной модернизации общества, с их восприимчивостью к новому, но при этом с нежеланием предавать старое, верностью традициям, а с другой – ученики, которые умеют по-новому и в этом заметно обогнали нас, а вот по-старому способны уже с трудом. Преодолеть этот «мозговой разрыв» в преподавании помогает использование компьютерных технологий.
Как известно, ИКТ – одна из подсистем информационно-образовательной среды, инструмент ее создания и функционирования. Возникает вопрос: что сделать, чтобы путь учителя-словесника к цифровым образовательным технологиям был неформальным, оправданным, грамотным?
Во-первых, понимать их потенциал, видеть «плюсы» и «минусы» их использования, возможные риски. Во-вторых, ориентироваться в тех ресурсах, которыми мы на сегодняшний день располагаем.
Некоторые несомненные преимущества электронно-цифровых образовательных ресурсов отражены в следующей таблице:
Характеристика |
Преимущество |
Мультимедийность |
Представление информации одновременно несколькими способами (текст, аудио, графика, анимация, иллюстрация, схема, модель и пр.) |
Вариативность |
Ориентация учебного содержания на различные УМК, программы, уровни сложности, индивидуальные особенности учащихся |
Интерактивность |
Продуктивное взаимодействие учащихся с учебным материалом |
Доступность |
Свободное использование ресурсов Интернета |
Арсенал современных ЦОР разнообразен и хорошо известен.
Это сетевые образовательные ресурсы, к числу которых относятся, например, Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru; Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru и ряд других.
Это расположенные в Сети информационно-справочные ресурсы, например Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия www.megabook.ru; Онлайн словари www.slovari.ru; предметные сайты www.gramma.ru и www.gramota.ru и др.
Это цифровые электронные приложения к учебникам и электронно-образовательные пособия (например, тренажер «Фраза»).
Немало интересного и готового к применению на уроках русского языка и литературы словесники находят в блогах и на сайтах своих коллег:
Ю.В Ээльмаа http://eelmaa.blogspot.com/,
Е.В. Ворониной http://golovanon.blogspot.com/,
С.В. Силиной http://silinasv.blogspot.com/,
Л.А.Вальковой http://lubov19sent.blogspot.com/ ,
И. Вяткиной http://irina213.blogspot.com/ ,
http://ulej.edu.ee/ (сайт учителей русского языка, работающих в Эстонии) и пр.
Однако самым эффективным в своей работе наши учителя считают создание и использование собственных ЭОРов. Авторские электронные ресурсы, помимо преимуществ, присущих образовательным ресурсам такого вида, обладают одним замечательным свойством: они удовлетворяют потребность учителя в самореализации. Конечно, такие ресурсы менее универсальны по своей прикладной направленности, потому что создаются с очевидной ориентацией на конкретный класс с его индивидуальными особенностями и возможностями, зато открывают перед учителем простор для творчества. В практике учителей-словесников нашей гимназии - создание презентаций как формы аудиовизуального сопровождения к урокам русского языка и литературы, тренажеров, а также предметных игр по различным разделам школьной программы.
В качестве примера можно назвать презентацию «Чередование гласных Е//И в корнях» для 5 класса;
- тренажер по культуре речи «Акцентологические нормы» для 5 класса;
- презентацию для урока развития речи «Какого цвета зима (по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»)» для 5-6 класса;
- литературную игру «Вслед за Гераклом (древнегреческая мифология и мировая культура)» для 6 класса, основанную на методике «Крестики-нолики»;
- литературную игру-зачет «Древнерусская литература» для 7 класса (по методике «Своя игра»);
- литературную викторину-зачет по теме «Творчество А.А. Пушкина» для 9 класса;
- презентацию «Сквозные темы литературы XIX века» для обобщающего урока литературы в 10 классе;
- презентацию по культуре речи «Ты говоришь по-русски?» для урока русского языка в 11 классе
и др.
Новые возможности, открывающиеся при использовании электронных тренажеров, рассмотрим на примере урока по культуре речи в 5 классе.
Изучение акцентологических норм (норм ударения) происходит в игровой форме, при этом работа может проводиться как фронтальная, групповая, так и индивидуальная, под контролем учителя или в режиме самоконтроля. Главное условие: делая выбор между двумя предлагаемыми вариантами произношения слова (правильным и ошибочным), ученик должен включать это слово в развернутую фразу, подсказываемую самим тренажером. Хорошо, если видеоряд, сопровождающий каждое слово, носит познавательную, развивающую, воспитательную направленность. Так, вопросу «На каком языке говорят коренные жители этой страны?» сопутствует появление картинок с изображением флага Украины, национальных костюмов, пейзажа Украины. Предполагаемый ответ – «Коренные жители Украины говорят на украинском языке» - устанавливает в сознании учеников связь между графическим и звуковым образами и поддерживается речевой практикой.
Думается, нелишним для пятиклассников будет и такой сюжет: «Как вы поступите, увидев такую страшную картину?» - «Увидев пожар, мы сразу же позвоним по телефону «02» и вызовем пожарную машину».
Проверить правильность своего ответа ребята смогут с помощью «молоточка», который, активируясь на месте правильного ударения, заставит зазвучать «аплодисменты», в случае же ошибки прозвучит забавное «Ой-ей-ей, больно!»
Следует сказать, что сама идея метафоры – молоточки, ударяющие по слову, - вызывает у пятиклассников живой интерес, и они с удовольствием играют на тренажере, формируя при этом свои акцентологические навыки. В завершение работы тренажер предлагает детям пройти итоговую проверку, распределив все включенные в урок слова по группам в зависимости от того, какой слог – 1-й, 2-й или 3-й – является ударным.
Не секрет, что подготовка и создание таких ресурсов требуют времени, дополнительных навыков учителя, да и само их использование должно быть осмысленным, оправданным целями, задачами конкретного урока. Однако не вызывает сомнения тот факт, что уроки с применением ЦОР популярны у учащихся, повышают учебно-познавательную мотивированность детей, обеспечивают деятельностный подход к обучению, столь важный в свете новых образовательных стандартов.
Таким образом, использование современных образовательных технологий, положенных в основу цифровых образовательных ресурсов, отвечает требованиям ФГОС, устанавливает новый характер отношений между учителем, учеником и учебным материалом, помогая преодолеть пресловутый «мозговой разрыв поколений», о котором упоминалось выше.
Понимая это, словесники нашей гимназии ищут пути обновления своего методического инструментария, в том числе за счет приемов использования ИКТ в образовательной деятельности. 10 апреля 2012 года в ГБОУ гимназия №74 в рамках экспериментальной работы по теме «Формирование информационно-коммуникативного пространства гуманитарного образования» состоялся семинар «Теория и практика использования ИКТ на уроках гуманитарного цикла», основные итоги которого и нашли отражение в данной статье.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
3. Светлана Кузина. Фейсбук делает нас тупыми? – Комсомольская правда, 29 сентября – 6 октября 2011 г. – c.17.