Поиск по сайту

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МБОУ «СОШ № 4» Костромской области

Автор: МБОУ «СОШ № 4» Костромской области


Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации ВУД

· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;

· опора на ценности воспитательной системы ;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов школы. Апробируется следующий способ организации ВУД: интеграция ресурсов школы (программ и воспитательной работы) и учреждений дополнительного образования.

Деятельность организуется во второй половине дня, с 14.00 по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Организация внеурочной деятельности

Компонент организации

внеурочной деятельности

Содержание компонента

Цели

Способствовать личностному становлению учащихся

Способствовать развитию творческих способностей учащихся,

предоставить им возможность реализации в различных видах

деятельности

Мотивация

Переход системы образования на системно - деятельностную

парадигму

Содержание

Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное как содержательный ориентир при построении

соответствующих образовательных программ

Технологии

проектная деятельность;

дифференциация по интересам;

информационные и коммуникационные технологии;

игровые технологии;

социально - воспитательные технологии;

технология саморазвития личности учащихся

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространство

Назначение:

- для подвижных занятий и для аудиторной работы

- для «пробы сил» и для демонстрации достижений

- для поиска информации

Результаты

Развитие личности учащегося:

- формирование опорной системы знаний, предметных и

универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с

целью решения жизненных задач

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции

Ведущие формы деятельности:

Общеинтеллектуальное направление:

Викторины, познавательные игры

Детские исследовательские проекты

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы

Общекультурное направление:

Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

Кружки художественного творчества

Праздничное оформление школы и класса

Духовно-нравственное направление:

Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей

Проведение совместных праздников школы и обществености

Экскурсии, целевые прогулки

Детская благотворительность

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Спортивно – оздоровительное направление:

Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья

Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований

Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей

Социальное направление:

Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»

Работа по озеленению школы

Организация дежурства в классах

Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий

Выставки поделок и детского творчества

Трудовые десанты, субботники

Сюжетно-ролевые игры

Внеурочная образовательная деятельность младших школьников

1кл





Общеинтеллектуальное направление

Юный исследователь

1





Общекультурное направление

Вокальная студия

1





Театральный кружок

1





Социальное направление

Ребятам о зверятах

1





Спортивно-оздоровительное направление

Акробатика

1





Подвижные игры

1





Духовно-нравственное направление

Воспитательный план классного руководителя

1





Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.

По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Опыт использования ресурсов учреждений дополнительного образования г.Югорска имеется.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 7 - 8 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Приложение: модель внеурочной деятельности учащихся первых классов МБОУ «СОШ № 4» в контексте годовой циклограммы общешкольных дел


Поделиться:


Назад в раздел