Поиск по сайту

Формирование универсальных учебных действий – условие достижения метапредметных образовательных результатов

Автор: Салова И.Г.


Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения определены группы требований к подготовке выпускников, одну из которых составляют метапредметные результаты [1]. В связи с практической реализацией нового образовательного стандарта актуализируется необходимость уточнения терминологического аппарата.

Предметные умения и навыки формируются в процессе изучения конкретного учебного предмета (например: физика, химия, алгебра, пение и т.д.).

Согласно позиции авторов новых стандартов под метапредметными результатами понимается освоение обучающимися на базе одного, нескольких предметов или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в реальном образовательном процессе, так и при решении проблемы в реальных жизненных ситуациях.

Показателем метапредметных образовательных результатов является универсальные учебные действия (УУД), которые являются инвариантной основой образовательного процесса.

Термин «Универсальные учебные действия» в широком значении (дидактическом) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) термин «Универсальные учебные действия» определяются как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Исходя из такого понимания проблемы следует отметить, что УУД тесно связаны с достижением метапредметных результатов, представленных в ФГОС.

Обратимся к понятию «действие». «Действие» это фундаментальное психологическое понятие. В работе С.Л. Рубинштейна [2] «действие» трактуется как сложное образование во всем его психологическом содержании, как единица измерения деятельности. Соотношение умений и действий (дидактического и психологического) описывает Л.М. Перминова [3] в следующих положениях:

1. Умение есть форма предъявления действия и показатель его сформированности в деятельности ученика. Умение – показатель качества владения действием.

2. Умение действительно, действие выражено в умелости субъекта.

3. Умение – высшая форма реализации действия. Поэтому деятельность состоит в той же степени из операций и действий, как и из умений, наглядно свидетельствующих об их качестве (сформированности) и познавательной и практической деятельности ученика.

4. Универсальные умения (общеучебные умения и навыки) имеют в своей основе универсальные учебные действия, совокупность и система которых может иметь вариативный характер, зависящий от содержания учебных задач.

5. Универсальность общеучебных умений и учебных действий заключается в том, они проявляются на социальном, образовательном и личностном уровнях.

Таким образом, дидактические и психологические универсалии соотносимы: универсальные учебные действия являются существенными элементами общеучебных умений и навыков, способов деятельности, ключевых компетенции, а затем и компетентностей ученика в познавательной и практической деятельности.

В педагогической среде достаточно часто высказывается мнение, что ключевые компетенции это тоже самое, что и общеучебные умения и навыки (ОУУН). На наш взгляд общеучебные умения охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды, включая будущую профессиональную. ОУУН наиболее близко подходят к понятию «образовательная ключевая компетенция».

Освоение системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяют достигать предметных, личностных, метапредметных результатов основного общего образования («умение учиться») и обеспечивает овладение учащимися ключевыми компетенциями в старшей профильной школе, на базе которых в высшем учебном заведении будут формироваться общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, т.е. начальная школа – школа действий; основная школа – школа действий и умений, а средняя школа- школа компетенций.

Достижение умений учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности на базе различных универсальных учебных действий, которые включают: личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Метапредметные (надпредметные) знания и умения связаны с освоением всех способов организации и осуществления своей учебной и иной деятельности.

Таким образом, представляем иерархическую взаимосвязь новых образовательных результатов: «универсальные учебные действия в их целостной совокупности – «общеучебные умения и навыки» - «метапредметные умения».

.

Иерархическая взаимосвязь образовательных результатов

Метапредметные умения: Метапредметные действия, умения, ключевые компетенции: (знаниево-информационные, ценностно-мотивационные, культурологические, ресурсные)

Страела.jpg

Учебные умения и навыки (универсальные, интегративные, общеучебные). Умение – показатель качества владения действиями, показатель сформированности действий и деятельности ученика.

Страела.jpg

Учебные умения и навыки (универсальные, интегративные, общеучебные). Умение – показатель качества владения действиями, показатель сформированности действий и деятельности ученика

Страела.jpg

Универсальные учебные действия в их ценностной совокупности (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные). УУД это способность субъекта к саморазвитию и самовершенствованию путем социального присвоения нового социального опыта. УУД – единица измерения деятельности (психологическое понятие)

Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Содержание понятия «метапредметные умения» требует некой конкретизации. В педагогической литературе по данному вопросу представлены различные синонимы словосочетания «метапредметные умения: «универсальные», «надпредметные» «интегративные». Обращаясь к этимологии слов, можно увидеть схожесть, существительных признаков понятий. Так, приставка «над» в русском языке указывает на «положение выше предмета». Понятие «универсальный» (от лат. universalis – всеобщий), разносторонний, охватывающий многое, пригодный для многого, с разнообразными функциями. Латинская приставка: inter – выступает в значении «между», «среди», «взаимно». Мета – (с греческого meta – между, после, через) – часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр, метаметодика).

Таким образом, все определения можно считать вполне правомерными, поскольку в них выделяется идея универсальности, многофункциональности, указывается на интегративный характер умений, называемых метапредметными.

Под термином «метапредметные умения» подразумевается некие универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию учащихся не только в различных родах учебной деятельности, но и при решении жизненно важных задач. Это такие умения, как:

− умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

− овладение обобщенными способами решения учебных задач; проектно-исследовательскими, познавательными, информационными, коммуникативными умениями;

− готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей;

− гуманистические и демократические ориентации, готовность следовать общепринятым нормам, поведение в жизни, умение оценивать свои поступки и других людей с позицией социальных норм.

Сравнение понятий универсальных учебных действий и метапредметных умений позволяет сделать вывод о том, что универсальные учебные действия представляют как один из компонентов метапредметных умений.

Именно овладение обучающимися обобщенными способами решения учебных задач, познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными учебными действиями создает основу для формирования и развития метапредметных умений.

На различных ступенях школьного образования школьники смогут осуществлять все более широкий перенос универсальных учебных действий в сферу реальных жизненных ситуаций, умение общаться со сверстниками, учителями, родителями, умение публично выступать, умение работать с источниками информации, Интернетом, умение выбрать профессию, обучаться в профессиональных учреждениях и ВУЗах, умение трудоустраиваться, продвигаться в карьере, создавать семью, ее материально обеспечивать .

Результатом обучения в этом случае станет достижение метапредметных результатов образования.

Таким образом, создавая основу для формирования метапредметных умений школьников, обучение универсальным учебным действиям обеспечивает настоящую востребованность школьного образования у обучающихся, сделает образовательный процесс отрезком реальной жизни учащихся. 



Литература:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов, общего образования. Под. ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд.. М. Просвещение. 2009

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002

3. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколения. Народное образование. № 7, 2010 С. 209-216


Поделиться:


Назад в раздел