Поиск по сайту

Как стать гимназией

Автор: Наймарк Е.А.


«Через терни к звездам» — принцип 106 школы Приморского района Санкт-Петербурга, давшей источник вдохновения для создания настоящих механизмов инновационной гимназии. В данной статье показано формирование нового типа гимназии — Центра образования.

Настоящая программа является ретроинновацией. Ретроинновация — инновация, основанная на реинжиниринге (переконстуирование с последующим созданием инновационной модели) старого опыта в экономически оправданный новаторский продукт.

Механика проекта основана на прогрессивном содержании общественных ожиданий (заказа). Оно заключается в развитии образования — увеличении прогрессивных предметно-знаниевых областей в информационно-компьютерной составляющей процесса обучения.

Гимназия как уникальный образовательный центр проводит мастер-классы по подготовке к Единому государственному экзамену, по информатизации, по методикам преподавания гуманитарных наук, и, в особенности, к языкам.

Создана лаборатория по дополнительному образованию.

Самая главная новизна проекта — внешняя интеграция сообщества средней и высшей школы в научную систему.

Цель: практико-ориентированное научное развитие средней и высшей школы.

Задачи:

1. заключить контракты средней школы с научными учреждениями, Вузами, ассоциациями;

2. создать научно-экспериментальную базу для подготовки детей в ГОУ, для чего заключить соглашения с детскими содами, готовящими детей именно по лингвистической линии в гимназии;

3. организовать совместное групповую подготовку научных проектов студентами и школьниками и защиту их на конференциях и симпозиумах.

Требования к научному содержанию данного проекта предполагает повышения качества образования. Гуманитарная направленность развития школьников и студентов, «элитарность» и многопрофильность программ (лингвистическая, географическая, социально-правовая, экономическая, историческая) делает возможным развивать гимназии на базе школ с самоидентификацией больше среднего уровня. ГОУ имеет сложившуюся концепцию развития, важной обществу своими особенностями. Философия школы задает основу для ее миссии.

В ГОУ заключены ряд договоров с научными обществами: Географическим научным обществом; Российским историческим обществом; научными центрами Лингвистических институтов и РГПУ им. А.И. Герцена, Юридическим институтом.

Гимназия входит в ведущие ассоциации России, что позволит ей делится опытом и получать регалии. Данная интеграция имеет сильное общественное значение.

В гимназии существует интеграция с ВУЗАми. Ученые готовят совместно со студентами школьнимками к межрайонным и городским конференциям. Один из передовых плановых опытов был создан в гимназиях №56, №80 Петроградского района Санкт_Петербурга. Школьники ведут иссдедовательскую работу строго по круговому рабочему плану. Апробация проходит с обязательным внешним рецензированием кандидатов и докторов наук.

Широкая практика исследований была создана в гимназиях №116, №540 Приморского района—одном из самых перспективных в этой сфере.

В ВУЗах эта система существует столетиями. Однако практика патронажа студентов над школьниками в деле подготовки педагогическихолимпиад забыта.

Эта внешняя проблема стала отправной точкой инновационной гимназии—образовательного центра, интегрированного с ВУЗами. В группах студенты руководлят школьниками в рамках школьного научного общества и Ученого совета (Схема 1).

Схема 1. Научная интеграция гимназии и Вуза

1. Ученые научного сообщества 2. Преподаватели ВУЗа

(НИИ, Академий) (руководители групп)

3. Школьники

(группа по подготовке проектов)

3. Студенты 5. Ученый Совет школы

(группа по подготовке проектов)

Возможные прямые линии контакта:2-3-4; 1-5-2; 1-4-3; 5-3.

Результаты этой работы:

1) Научные сборники в школе и ВУЗе (издаются к январю).

2) Формирование базы данных работ к конференциям и олимпиадам (январь-апрель).

3) Совместные семинры со студентами в рамках исследовательской практики.

4) Выездные показательные семинары заграницу по обмену, чтение экскурсий на разных языках для горожан и туристов;

5) Выступления на конференциях по гуманитарным наукам.

6) ВУЗ и школа должны быть информатизированы с помощью Всемирной Сети.

Результаты научных проектов, исследований апробируются, в том числе, и на Онлайн-конференциях с Вузами. Прообраз будущей широкой конференции был создан в гимназии №144 на форуме «Первые шаги». С 2004-2005 года здесь собиралось огромное научное сообщество наблюдателей, критиков, оппонентов. Издавались сборники трудов, полезные городу, создавались научные и социально-культурные проекты.

Однако содержательной интеграции с ВУЗом, подобно московскому опыту, нет. Возможно, существует редкое в мировом масштабе сопротивление инновационным процессам, косность школы. Нежелание педагогов заниматься повсеместной адаптацией (не можете идти в науку, заниматься языками, становитесь художественными мастерами, украшайте гимназию, будьте спортсменами, болейте за ее честь).

Учителя мало занимаются оптимизирующими надбавками. В основном, это менеджерские задачи администрации. Почему не запускается механизм инновационной гимназии? В данной статье нами показаны его составные части, направления развития гимназистов. Однако ни круглых столов, ни исследовательских работ, ни предметов на иностранных языках не будет, если не будет истинно культурного и гуманного отношения к Человеку в гимназии. Недаром над входом alma mater автора данной статьи было написано: «Здесь создается человек, входите с огромной любовью и ответственностью». Это вечные основы любой инновации в гимназии. Необходимо в основу инновационной гимназии положить такую дорогостоящую идею, которая в корне изменит мировоззрение ее «обитателей». К талантливому человеку должно быть «бережное прикосновение», трепетное, уважительное отношение к Индивидуальности. Потерянные с точки зрения идеологии школы, воспитанности членов команды гимназии. Личности не должные стать «космической пылью» мироздания.

При внедрении проекта «Интеграция школы и Вуза» повышается психологическая, образовательная компетентность в решении научных проблем и выдвижении социально-культурных инициатив в школе. Повышается уровень подготовки учащихся и их уверенность в своих возможностях анализировать мир вне школы и университета, реализовывать на практике самые сложные замыслы. Научной деятельностью в школах, учреждениях дополнительного образования занимается основатель и научный руководитель лицея № 1553 «На Донской» города Москвы А.В. Леонтович. Он создал и эффективно реализовал авторскою систему взаимодействия школы и Вуза[i].

В гуманитарной гимназии должна быть психологическая модель «Утопии» Т. Мора, «рая на земле». В гимназии эта модель приобретает приземленные формы сотрудническтва ее основных «жителей» (Схема 2):

Схема 2. Взаимодействие в гимназии.

1. Администрация 2. Учителя

прямоугольник.jpg

4. Родители 4. Дети

Прямые линии контакта: 1-3; 2-4; 2-3; 1-2

Возможно сопротивление инновациям в силу причин административного и психологического характера. Администрация города и района обычно отвечает, что «все это уже было или есть», требует информационного обеспечения, быстрых технологий, забывая об особом духовном обучении и воспитании в гимназиях, необходимости прочных связей с Вузами. В школе механика выстраивания препятствий более сложная. Может также создаться конфликтная среда. Как писали М.Г. Синякова М.Г., Э.Э. Сыманюк, «Российская традиция такова, что все инновации в образовании инициируются сверху, т.е. руководителями образовательных учреждений. В этой связи конфликты, связанные с внедрением инноваций, неизбежно возникают между администрацией и педагогами школы. Однако если изменения касаются системы управления ОУ, то конфликтующими сторонами становятся и руководители учреждения.

Вместе с тем руководители учреждений образования предпочитают игнорировать конфликтные ситуации, связанные с внедрением инноваций. Это обусловлено традиционным заблуждением, что в передовой школе не может быть педагогов, не желающих участвовать в инновационных процессах. Зачастую и имидж образовательного учреждения зависит от его инновационной направленности. В результате конфликты приобретают затяжной характер, что впоследствии обязательно негативно скажется не только на педагогическом взаимодействии, но и на качестве образования».

Авторы классифицировали причины конфликтов-спротивлений инновациям:

«2. Угроза социальному взаимодействию. Если изменения касаются изменений в организационных структурах, изменении штатного расписания, перемещении должностных лиц, то данная причина конфликтов является основной, так как влияет на изменение привычного окружения педагогической деятельности. В коллективе существует большое количество как формальных, так и неформальных групп. Нарушение взаимодействия между этими группами, изменение организационного баланса может привести к развитию межгрупповых конфликтов. В одной из школ были созданы временные творческие группы, объединяющие учителей разных предметов для апробации методик исследования социально-психологического здоровья школьников на разных этапах взросления. Несколько педагогов отказались участвовать в этой работе только потому, что их не устраивал состав данной группы. Они не хотели близко взаимодействовать с новыми для себя людьми.

3. Угроза статусу профессионала, боязнь потерять компетентность в глазах коллег и в своих собственных. Любые нововведения влияют на изменение статуса работника. Педагог, который много лет был уважаемым предметником, боится показаться непрофессионалом при необходимости вести новый, ранее ему незнакомый предмет или учебный курс. В ходе своей работы мы столкнулись с отказом педагогов-стажистов участвовать в диагностике, направленной на исследование профессиональной компетентности педагогов г. Екатеринбург, даже анонимно. А освоение новых образовательных технологий всегда происходит на виду у всего коллектива, и становиться серьезной угрозой оценки и самооценки профессиональной состоятельности педагога.

5. Неуверенность в правильном понимании инновации, неопределенность результата. Работа педагога всегда нацелена на получение запланированного образовательного результата (освоение определенных знаний, умений, воспитание ценностных отношений). Многие новые педагогические техники, методы, приемы ориентированы на предполагаемые результаты, которые были получены в неких экспериментальных условиях. Но всем практикам давно известно, какую роль в успехе играет личность самого педагога, реализующего ту или иную педагогическую технику или технологию. В этой связи неуверенность в результативности экспериментальной работы вполне естественна для учителей»[ii]. Решение ситуации в создании эффективного административного, образовательного комплекса — Центра образования. Поскольку модель заимствована из московской системы образования, то требуется создать сеть творческих объединений, которые предполагает инфраструктура инновационного среднего образования Москвы. Статус временных творческих объединений описан в Приказе московского Департамента образования от 3 февраля 2012 года № 601 «О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города Москвы». Самореализация, актуализация способностей быть креативными, развитие образование — то, что предполагается делать в рамках этого направления работы. Центр образования призван способствовать интеграции таких творческих объединений, способствовать сотрудничеству школы с Вузами, что возможно и в петербургской модели образования (стратегия «Петербургская школа 2020»). Создание Центра образования способствует объединению огромного округа северных районов Санкт-Петербурга: Петроградского, Приморского, Выборгского и Калининского, которые участвуют в конференции «Северная перспектива».

3 этапа.jpgОднако в любой школе, особенно если ее из простой планируют сделать гимназией, может возникнуть сопротивление того, на кого направлен этот проект — современного, умного, опытного учителя. Старейшие педагоги могут посчитать данные предложения школе ненужным «сломом» системы. Российская академия образования изобразила следующий образ учителя – консерватора.

В случае сопротивления инновациям данных учителей, надо проводить конструктивные беседы. Развитию талантливой молодежи, творческих учреждений способствует атмосфера совместного успеха при особенностях конкурсного отбора лучших качественных проектов.

Центр образования, гимназия — уникальное образовательное учреждение, в котором происходит интеграция молодежи в науку. Инновационность его заключается в научном сообществе как конструктивной модели взаимодействия молодых ученых их интеграции в практико-ориентированую жизнь. Программы гуманитарного цикла, информатизация ее образования дают традиционную в современном обществе основу для развития высшей и средней школы. Заграничное обучение, и дебаты, и широкое распространение методов европейского исследования дают новые возможности для развития языковой гимназии.



[i] Леонтович А.В., Монахов Д.Л. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении: годовой цикл работы в исследовательской группе. (Из опыта работы Донской гимназии Москвы) // Лицейское и гимназическое образование. 1997. Пилотный номер. C. 124-132; Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С.38-48; // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 146-149; Леонтович А.В. О научной традиции и догме в школе // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 10-15; Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. … к. психол. н. М., 2003; Городская экспериментальная площадка. Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. М., 2008.

[ii] Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе//Успехи современного естествознания. № 9. 2010. С. 170-176.


Поделиться:


Назад в раздел