Поиск по сайту

Реализация задач патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей

Автор: ФурзиковаТ.В., Арапова Т.В.


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших направлений воспитательной работы учреждений дополнительного образования. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» поставлена цель - дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Для работы учреждения дополнительного образования детей по данному направлению актуальными представляются следующие задачи, поставленные в программе правительства:

· внедрение в деятельность педагогов учреждения современных форм, методов и средств воспитательной работы;

· повышение профессионализма педагогических кадров;

· развитие материально-технической базы образовательного учреждения для реализации воспитательного процесса.

Администрация ГБОУ ДОД ДДТ «Юность» уделяет решению указанных задач первостепенное значение.

На протяжении ряда лет одной из задач культурно-массовых, спортивных и художественно-эстетических мероприятий, проводимых разными отделами ДДТ «Юность», являлось формирование гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения. Вот далеко не полный перечень мероприятий, организуемые педагогами разных отделов ДДТ «Юность» и ставших традиционными для ребят, обучающихся в школах Выборгского района:

- окружной тур районного конкурса патриотической песни «Мы – будущее России», участие под руководством педагогов отдела музыкально-эстетического развития ДДТ «Юность» в городских и всероссийских смотрах-конкурсах и фестивалях: «Берега России», «Родина моя», «Песня моя – Россия», «Под одним небом»;

- конкурсы чтецов и литературно-этические конкурсы, приуроченные к знаменательным датам Российской истории, проводимые социально-досуговым отделом образовательного учреждения;

- спортивные соревнования «Меткий стрелок» и другие мероприятия военно-патриотической направленности как одно из важных направлений работы спортивно-оздоровительного отдела;

- выпуски газеты «Школьный репортер», в которой юные журналисты освещают важные события в жизни родного города и района.

Многообразие направлений деятельности разных отделов поставило перед ДДТ «Юность» задачу обобщить и систематизировать накопленный опыт работы. Следствием осмысления достигнутых результатов и определения перспектив дальнейшей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию стало создание социально-досуговой программы «СИМВОЛ».Название свое программа получила как аббревиатура тех качеств, которые мы хотели бы видеть в юных петербуржцах: самостоятельность, инициативность, милосердие, вдохновение, ответственность – личность.

Основа программы «СИМВОЛ» и ее структура были разработаны в 2009 году заведующей социально-досуговым отделом М.В.Венгурцевой и педагогом-организатором Д.Вельбель с целью расширения взаимодействия Дома детского творчества «Юность»с образовательными учреждениями района. За это время в реализации программы приняли участие 9 школ района. Посетили мероприятия в рамках Программы более 15000 учащихся.

Реализация программы «СИМВОЛ» позволяет успешно внедрять в деятельность педагогов ДДТ «Юность» современных форм, методов и средств воспитательной работы в соответствии с задачами Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и требованиями ФГОС нового поколения в области организации внеурочной деятельности детей.

Структура программы «СИМВОЛ» отражена на схеме:

первый.jpg

Рис.1. Структура программы «Символ»

Все эти направления тесно связаны между собой и способствуют реализации программ отдела образования Выборгского района:«Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности», «Здоровье детей и подростков Выборгского района Санкт-Петербурга».

Программа «СИМВОЛ» позволяет также решить задачи по повышению профессионализма педагогов, участвующих в ее реализации. Участие в подготовке и проведении мероприятий подпрограмм способствует повышению общей и профессиональной компетентности педагогов, совершенствованию умений выявлять, анализировать, обобщать и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности, развитию организаторских способностей и коммуникативных навыков. Повышение профессиональной компетенции педагогов достигается за счет вариативности подпрограмм,форм педагогической деятельности в рамках их реализации и возможности перспективного планирования воспитательной работы. Одним из средств решения этих задач являются организуемые в ДДТ «Юность» педагогические семинары для педагогов учреждения и обмен опытом с педагогами района. Так, в ходе семинара «Использование современных технологий в социально-досуговой деятельности», организованного совместно с методистом ИМЦ по воспитательной работе Е.И.Венедиктовой для заместителей директоров школ по воспитательной работе администрацией ДДТ «Юность» была предложена схема управления реализацией программы «Символ», отражающая возможность взаимосвязи и взаимодействия участников образовательного процесса.

второй.jpg

Рис.2. Схема управления реализацией программы «Символ»

Таким образом, совместное участие ГБОУ Выборгского района в мероприятиях программы «Символ» при условии содействия отдела образования и информационно-методического центра может способствовать активизации работы школ по реализации районных программ.

В целях успешной реализации образовательного процесса администрация ДДТ «Юность» уделяет большое внимание развитию материально-технической базы учреждения. В течение трех лет создано две открытые спортивные площадки на территории Выборгского района по адресам ул. Хошимина, 11 и ул. Хошимина, 13 для проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований по волейболу, бадминтону, минифутболу и другим игровым видам спорта. В планах развития материально-технической базы ДДТ «Юность» для реализации программ патриотического воспитания в рамках реализуемых в учреждении проектов, а также проведения военно-спортивных мероприятий – создание полосы препятствий и крытого спортивного комплекса. Эти сооружения могли бы стать одним из центров спортивно-оздоровительной работы, необходимой для воспитания подрастающего поколения.


Реализация задач патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей

Назад в раздел