Поиск по сайту

Эффективная информационная среда современной школы

Автор:  Порохова И.А, Кузнецова И.Н., Бондаренко О. В.


Эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько число установленных компьютеров и интерактивного оборудования, сколько уровень применения информационных технологий во всём образовательном процессе, степень включения школы в единое информационное пространство и правильно подобранное учебное программное обеспечение.

Нужно стремиться создавать в начальной школе богатую и разнообразную информационную среду, располагающую учащихся к познанию мира всеми органами чувств, к творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, приобретению необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.

Учителя нашей гимназии активно осваивают интерактивные технологии (Mimio, Smart), переносные и цифровые лаборатории, принципы построения работы «один ученик – один компьютер» (лингафонный мобильный класс Sanako Study), а также развивают свои межпредметные навыки в работе с графическими редакторами и справочными ресурсами Интернет, посещая курсы повышения квалификации в Образовательном центре ИНТОКС, где опытные методисты и разработчики программных продуктов знакомят с основными приёмами работы с программами, наиболее интересными их возможностями.

Полученные знания учителя сразу же стараются применять на практике и делиться с коллегами методическими основами использования образовательных конструкторов и прикладных программных средств в профессиональной деятельности. Так 28 ноября 2012 года на базе нашей гимназии прошёл городской семинар для методистов районных ИМЦ и учителей города по практическому применению и эффективному использованию информационной образовательной среды современной школы.

Учителями начальных классов были проведены мастер-классы по работе с интерактивной доской Smart, лингофонным кабинетом Sanako Study, с цифровыми и переносными естественнонаучными лабораториями: ЛабДиск, цифровой микроскоп; комплектом по робототехнике ПервоРобот Lego WeDo, а также с интегрированной творческой средой ПервоЛого.

Дятковская Светлана Дмитриевна открыла работу мастер-классов с теоретической части, в ходе которой рассказала об особенностях и преимуществах использования интерактивной доски в начальной школе, а также напомнила о требованиях СЭС, предъявляемых к работе с учащимися младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС.

bond1.jpg

Семёнова Ирина Анатольевна продолжила знакомство с интерактивной доской и продемонстрировала широкий спектр инструментальной панели доски.

bond2.jpg

Рягузова Наталья Ивановна на практике показала примеры эффективного и многофункционального использования комплекта инструментов для организации активной деятельности учащихся на уроке. Конкретные примеры заданий, составленные из готовых шаблонов или скомпилированные из разных коллекций, появлялись на доске, сменяя друг друга и доказывая, тем самым, безграничное их количество и простоту создания (даже самими учениками).

bond3.jpg

Александрова Надежда Геннадьевна раскрыла возможности использования Флеш-коллекций Notebook (Lesson aktiviti tolkin), заложенные в программном обеспечении интерактивной доски Smart. С помощью этих коллекций можно не только дифференцировать задания по уровню сложности, но и интегрировать предметные области, добиваясь цели развития метапредметных умений и универсальных учебных действий.

bond4.jpg

Липаткина Елена Александровна представила гостям свой опыт работы с цифровым микроскопом, который уже успел стать для её воспитанников надёжным спутником в увлекательных путешествиях по микромирам. Тем более, что в эксплуатации он очень прост и при наличии в компьютере платформы Windos XP SP2, Vista, Windos 7 программное обеспечение инсталлируется автоматически.

BOND5.jpg

Чуйнышена Елена Николаевна с интересом рассказала о «лаборатории на ладошке». ЛабДиск ГЛОМИР – это полноценная беспроводная мультисенсорная лаборатория с 15 встроенными датчиками в корпусе, обеспечивающими полностью автономный сбор данных во время «полевых» экспериментов. Посредством USB-порта или беспроводной технологии Blutooth (на платформе Mac OS) ЛабДиск может передавать измерения на компьютер в режиме реального времени; управление прибором и обработка данных осуществляется программой GlobiLab (ПО прилагается в комплекте):

· отображение данных в виде графиков, таблиц или показаний шкалы приборов;

· видеоанализатор движения, который способен преобразовывать запись движения в набор данных;

· получение данных в режиме «онлайн»;

· журналы экспериментов, включающие в себя одновременно инструкции по проведению эксперимента, его настройки и отчёт;

· интуитивно понятное и простое управление регистрацией данных;

· полная совместимость с такими программными приложениями, как Word и Excel.

По сути ЛабДиск – это самостоятельный компьютер со своим источником питания, памятью, операционной системой и пользовательским интерфейсом.

bond6.jpg

Интегрированные исследовательские среды – компьютер, измерительные регистрирующие приборы, исполнительные механизмы и программное обеспечение – позволяют проводить широкий спектр исследований, демонстраций, лабораторных работ. А экспериментирование – это важная часть изучения естественных наук, ведь именно опыт – источник первичных представлений о природных явлениях, основа для выдвижения гипотез и критерий истинности созданных теорий. Ученики могут выстраивать и анализировать взаимосвязи, сравнивая источники, рассматривая иллюстрации, выполняя задания разных видов и уровней сложности. Цифровые базы и коллекции изображений – часть комплекта учебного программного обеспечения. Такими пособиями можно заменить целый шкаф учебных таблиц и схем, фонотеку и видеотеку.

При этом учащиеся выступают в роли учёных и изобретателей, планируя и проводя эксперименты, разрабатывая модели, выдвигая теории и проверяя их на практике.

Анализ учебной деятельности показывает, что регулярное использование цифровых естественнонаучных лабораторий значительно облегчает понимание физических явлений. Быстрая настройка эксперимента и наглядное отображение получаемых в процессе эксперимента данных, удобные инструменты анализа, позволяют проводить больше экспериментов, проверять больше гипотез, что способствует быстрому и прочному освоению учебного материала.

Особый вид работы – проектные уроки – чаще всего это групповая работа по решению одной общей задачи. Необходимость организации работы группы – разделение труда, координация деятельности и прочее, формирует у детей очень важные для жизни коммуникативные навыки.

Шведул Ирина Анатольевна, рассказала о том, как многофункциональные среды Лого превращают компьютер в мощное средство развивающего обучения. Они содержат основные компьютерные инструменты – текстовый, графический, музыкальный редакторы, возможность записи звука с микрофона, набор программируемых объектов и язык программирования высокого уровня. Работать в этой среде мы начинаем уже на курсах подготовки дошколят.

bond7.jpg

Компьютерная среда ПервоЛого – это универсальная творческая проектная среда на базе языка Лого, в которой младшие школьники и дошколята, ещё не умея читать, сами с лёгкостью могут написать программу. Вся последовательность команд собирается из элементарных действий, представленных в виде понятных и наглядных картинок-пиктограмм.

Язык Лого не нужно выучивать заранее – дети осваивают его поэтапно, по мере работы в Лого-среде:

· рисуют картинки и «оживляют» их, превращая рисунки в мультфильм;

· добавляют текст, записывают звуки и музыку (с помощью микрофона или виртуального пианино), вставляют цифровое видео;

· добавляют управляющие кнопки;

· публикуют созданный проект (можно в Интернете)

В ПервоЛого ребёнок получает возможность создавать проекты разного уровня сложности. Это могут быть как простые проекты, состоящие из картинки, текста и звука, так и весьма сложные – включающие в себя различные объекты, роль которых исполняет Черепашка (главный инструмент и объект программирования).

Учителю начальной школы ПервоЛого позволяет в полном объёме применить современные информационные и коммуникационные технологии на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

Паршуков Алексей Юрьевич продемонстрировал возможности работы в начальной школе с одним из комплектов по робототехнике на базе LEGO.

ПервоРобот LEGO WeDo – робототехнический конструктор, обладающий широкими возможностями благодаря интеллектуальному блоку управления, разнообразным датчикам, интерактивным сервомоторам и доступному пониманию детей графическому программному обеспечению, которое позволяет создавать программы путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку управления собственноручно собранной моделью.

bond8.jpg

На занятиях дети открывают для себя занимательный мир роботов и современных информационных технологий. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие в работе с моделями.

Комплект заданий WeDo (CD-ROM – 12 занятий – 12 моделей – 4 темы) позволяет учащимся работать в качестве начинающих исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий, задания для межпредметных проектов. Ученики используют собранные и запрограммированные модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

ПервоРобот предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей:

· развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

· экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;

· проведение систематических наблюдений и измерений;

· использование таблиц для отображения и анализа данных;

· построение трёхмерных моделей по двухмерным чертежам;

· логическое мышление и программирование заданного поведения модели;

· написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;

· установление причинно-следственных связей;

· анализ результатов и поиск новых решений;

· коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них:

We (Мы) Do (делаем) это вместе! Мы становимся единой командой!

Колганова Ольга Валентиновна рассказала гостям о новом для нас, но уже ставшем необходимым на уроках в начальной школе электронном оборудовании с серьёзным названием Документ-Камера.

bond9.jpg

Это многофункциональное устройство, заменяющее собой целый ряд приборов. Особенно это актуально в условиях малогабаритных школьных помещений, где вместо большого количества техники хотелось бы организовать приятный взору и полезный для здоровья школьников «Зелёный уголок». Для полноценного и максимально эффективного использования Документ-Камеры достаточно наличия в классе компьютера и интерактивной доски (в нашем случае Smart). Возможности Документ-Камеры позволяют оперативно проецировать на доску необходимый на уроке дидактический материал или работы учащихся, и дети с помощью стилуса (или просто пальчиком) могут выполнять и корректировать задания учителя в режиме «онлайн» и на это не требуется длительной специальной подготовки.

Наличие цифрового объектива видеокамеры позволяет демонстрировать непрозрачные и прозрачные объекты в увеличенном виде, а также использовать документ-камеру в качестве цифрового фотоаппарата, видеокамеры и сканера – причем сканера, позволяющего получать объемные изображения предметов. В комплекте с камерой есть «волшебный кубик» (так называют его не только наши ученики, но и учителя), с помощью которого можно рассмотреть предметы из коллекции изображений интерактивной доски как 3D-объекты, для этого надо всего лишь поворачивать грани кубика под объективом Документ-Камеры.

Богданас Наталья Олеговна представила опыт работы учителей иностранного языка и начальной школы с лингафонным кабинетом Sanako Study 1200. По мнению учителей, использование мобильного компьютерного класса на уроках иностранного языка значительно расширяет возможности организации индивидуальной работы и работы в парах, учитель имеет возможность поделить класс на группы, определив для каждой группы свой объём работы, а главное посредством своего (учительского) компьютера контролировать ход выполнения заданий. Ученики получают индивидуальный доступ к компьютеру учителя и могут в Чате или в парной беседе Ученик–Учитель получить необходимую консультацию. Учитель может задать параметры Дискуссии, беседы в группе, в паре Ученик–Ученик.

bond10.jpg

Немаловажным аспектом актуальности использования в работе с начальной школой лингафонного кабинета является то, что его возможности не ограничиваются уроками иностранного языка, этот комплекс могут применять на своих уроках и учителя музыки и естествознания, и учителя русского языка, а в комплекте с системой Голосования (тоже мобильной) спектр использования зависит только от творческого подхода учителя.

Развитие и воспитание школьника будет успешнее, если ученики будут не только пассивно «созерцать и внимать», но получат возможность самостоятельно добывать новые знания. Это не просто облегчает усвоение материала, это создаёт условия для самостоятельной работы ученика, что моделирует реальную ситуацию решения человеком жизненных задач.


Эффективная информационная среда современной школы

Назад в раздел