Поиск по сайту

Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях

Автор: Стабникова Л.Я.


Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной в настоящее время, особенно в таком мегаполисе как Санкт-Петербург. Статистика по ДТП в городе в целом и по Приморскому району неутешительная. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге; ориентируясь на взрослых, они повторяют то, что делают старшие. А цена этому – детская жизнь. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Исходя из причин дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников, необходимо, прежде всего, прививать детям чувство опасности дороги и транспорт­ных средств, но не страха. С раннего возраста дошкольников следует учить ори­ентироваться в окружающем их пространстве, понимать, что такое опасные и без­опасные действия на дорогах.

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 1995 г. (статья 29 «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах») обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах должно проводиться в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке [4].

В Федеральных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования и науки № 655 от 23.11.2009) выделена образовательная область «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства [3].

В большинстве детских садов Санкт-Петербурга педагогические работники прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребенку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, научить самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, прежде всего, на территории своего микрорайона. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность.

Эта работа активизировалась в образовательных учреждениях после выхода информационно-методического письма Комитета по образованию «Об организации деятельности дошкольных образовательных учреждений по формированию культуры безопасного поведения детей на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» (от 13.03.2009 №04-785/09-2). В письме были определены основные функции дошкольных образовательных учреждений и учреждений, подведомственных Комитету по образованию [2]. Так, в п.6 было рекомендовано руководителям дошкольных образовательных учреждений:

· организовать работу подведомственного учреждения в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

· обеспечить формирование основ безопасного поведения на дороге на разных возрастных этапах дошкольного детства в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах»;

· координировать работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с базовым ГДОУ и РОЦ БДД (районным опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения);

· активизировать работу с родителями по формированию культуры безопасного поведения детей на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ);

· ежегодно издавать приказ о назначении в учреждении ответственного за работу по профилактике ДДТТ, обеспечивать повышение его квалификации;

· обеспечивать организацию перевозок групп детей строго в соответствии с «Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом» ;

· рекомендовать оборудовать площадки с разметкой и игровые зоны с оборудованием по обучению детей дошкольного возраста безопасности и правилам дорожного движения;

· рекомендовать приглашать инспекторов ОГИБДД для проведения бесед, выступлений, массовых мероприятий для детей, родителей, воспитателей;

· содействовать участию учреждения в районом и городском конкурсах среди

образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности».

В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад № 70 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга (далее - ГБДОУ №70) работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма значительно активизировалась после выхода данного информационно-методического письма Комитета по образованию. Этому способствовало налаженное сотрудничество с отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД Приморского района (далее - ОГИБДД), государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи«Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Приморского района (далее - ГБОУ ДОД «Китеж плюс»), Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее - СПбАППО).

Следует отметить, что в настоящее время в образовательной системе Приморского района сложилась и действует система профилактики ДДТТ, которая находится под постоянным контролем отдела образования и ОГИБДД Приморского района. Координирующая роль в системе профилактики отводится районному опорному центру по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения (РОЦ БДД), созданному на базе ГБОУ ДОД «Китеж плюс».

С РОЦ БДД наш и другие детские сады района ежегодно заключают договор о сотрудничестве. РОЦ БДД выполняет функции организационно-методического центра по профилактике ДДТТ в районе, является организатором районных массовых соревнований, конкурсов, олимпиад, выставок [4]. В каникулярные дни по заявкам школ, наших дошкольных образовательных учреждений, городских оздоровительных лагерей на базе РОЦ БДД проводятся конкурсные и игровые программы по БДД для младшего и среднего школьного возраста, а также дошкольников.

Значительная роль в повышении эффективности работы отводится повышению педагогического мастерства воспитателей дошкольных учреждений. Следует отметить постоянно-действующий семинар для специалистов дошкольных образовательных учреждений «Организация в дошкольных образовательных учреждениях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма», организуемый РОЦ БДД ГБОУ ДОД «Китеж плюс» совместно с ОГИБДД. В рамках этого семинара организуется проведение семинаров-практикумов, открытых занятий, мастер-классов, игровых программ и других форм повышения педагогического мастерства воспитателей ГДОУ района. Приведу лишь несколько примеров. Наш детский сад стал стартовой площадкой проведения семинара-практикума для воспитателей ГБОУ на тему: «Игровые программы с использованием напольного детского игрового комплекта «Азбука дорожного движения» в работе с дошкольниками по воспитанию культуры безопасного поведения на дорогах и в транспорте». Аналогичные семинары были организованы для кустового методического объединения воспитателей на базах детских садов №80, №77. На каждом семинаре практическое занятиеимастер-класс по методике работы с напольным игровым комплектом «Азбука дорожного движения»проводили методисты РОЦ БДД ГБОУ ДОД «Китеж плюс». Педагоги-организаторы демонстрировали презентацию своей игровой программы «Приключения Маши и Медведя в городе» для дошкольников и сразу получали заявку на проведение игры на базах других дошкольных учреждений. По заявке кафедры профессионального образования СПб АППО на базе РОЦ БДД проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров дошкольных учреждений по проблемам профилактики ДДТТ. Так, в прошлом учебном году несколько наших воспитателей прошли курсовую подготовку по программе «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ГДОУ Санкт-Петербурга» в объеме 72 часа, защитили аттестационную работу и внедряют полученные знания на практике. Вопросы по повышению педагогического мастерства педагогов рассматриваются также на педагогических советах. В частности, на педагогическом совете «Внимание: ребенок и дорога!», прошедшем 30.11.2012 г., обсуждалась проблема «Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ по профилактике ДДТТ».

Известно, что для достижения поставленных задач по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах в образовательной системе главная роль отводится педагогам и воспитателям дошкольных учреждений. От того, насколько сами они будут подготовленными, очень многое зависит. Одновременно необходимо разнообразить формы обучения детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей. Этому способствуют регулярные консультации, проводимые старшим воспитателем Осовской Светланой Иосифовной и педагогом-психологом Кутыриной Светланой Анатольевной на базе материалов постоянно-действующей методической выставки по профилактике ДДТТ в методическом кабинете. Педагогические же наблюдения показывают, что на первое место воспитатели, как правило, предпочитают такую форму работы, как чтение детям художественной литературы. Также широко используются другие формы: рассматривание иллюстраций, картин; моделирование дорожных ситуаций; обучающие и развивающие игры; изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности; художественно-творческая деятельность детей; театрализованные представления по данной тематике и другие. Но одним из самых действенных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, т.е. получение доступной, объективной информации от взрослых (как педагога, так и родителей) в реальных ситуациях.

Следует отметить роль районного открытого конкурса детского творчества «Дорога и Мы», ежегодно проводимого РОЦ БДД ГБОУ ДОД «Китеж плюс» совместно с ОГИБДД, где могут принимать участие воспитанники подготовительных групп. Конкурс призван содействовать пропаганде безопасности дорожного движения; привлечению детей к изучению и соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах; популяризации детского творчества.

Неоценимую помощь в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма выполняют инспекторы ОГИБДД. В нашем районе хочется отметить старшего инспектора отделения пропаганды БДД ОГИБДД Приморского района Василевскую Оксану Витальевну за поддержку и помощь в нашей совместной работе. Взаимодействие педагогов и работников ОГИБДД осуществляется в разных формах [3]:

· посещение инспекторами дошкольного образовательного учреждения с целью инспектирования и оказания методической помощи в определении наиболее значимых тем по основам безопасности дорожного движения;

· обследование территории, прилегающей к учреждению на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (не соответствия) ГОСТам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т.д.;

· участие в создании на участке детского сада игровой зоны с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД ;

· разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение;

· оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;

· чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями;

· проведение бесед с детьми;

· участие в праздниках и развлечениях;

· организация конкурсов «Дорога и Мы» и др. совместно с РОЦ БДД.

В планах детского сада на следующий год планируем в период летней смены организовать встречу дошкольников с отрядом юных инспекторов движения (ЮИД) ГБОУ лицея №64 Приморского района, выступление членов отряда ЮИД перед родителями и перед детьми нашего подшефного детского сада в рамках Всероссийской акции «Внимание - дети!» и др. мероприятия.

Для организации в дошкольных учреждениях эффективных форм работы с детьми по изучению правил дорожного движения (далее - ПДД) необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды. В нашем саду создана специальная учебно-материальная база для проведения профилактической работы по знанию ПДД: «Информационный уголок безопасности» для родителей, на площадке силами родителей сделана игровая зона с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД, приобретен многофункциональный детский игровой комплект «Азбука дорожного движения» (напольный вариант), собрана подборка дисков мультфильмов и видеофильмов, дидактических пособий, методическая литература и рабочие тетради к образовательной программе Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», программа Т.И. Даниловой «Светофор», методические рекомендации Т.А. Шорыгиной, Т.Ф. Саулиной и других авторов. В предметно-развивающей среде используются также: учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы; настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства; различные презентации по обучению правилам дорожного движения; комплекты дорожных знаков; макеты дороги с транспортными средствами и др. В методическом кабинете действует постоянная выставка методической литературы и дидактических материалов по БДД. На выставке представлены учебно - наглядные материалы: плакаты, сюжетные картинки по правилам дорожного движения в формате А-3, раздаточный материал, агитационные листовки и т.п. В каждой группе оформлены уголки по дорожной безопасности, куда входят дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, комплекты дорожных знаков; предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы, детская художественная литература; книжки-самоделки по безопасному поведению на дороге и другие подборки методических разработок по проведению занятий и бесед по ПДД.

В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять стенд «Схема маршрута безопасного движения в детский сад (схема безопасного маршрута движения должна быть согласована в ОГИБДД), а также информационный уголок "Уголок безопасности дорожного движения". Уголок представляет собой выставочный стенд, расположенный на видном месте, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с его содержанием. На стенде располагают информацию о детском дорожно-транспортном травматизме по району (от ОГИБДД); план работы ГБДОУ по профилактике ДДТТ; памятки и информация для родителей, что сейчас изучают дети (например: виды транспорта); информация по перевозке детей в личной машине и общественном транспорте; темы родительских собраний, агитационные листовки и др. [3]. В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные («Добрая дорога детства») и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению ПДД с той или иной возрастной категорией детей [5].

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди (родители) не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью в дошкольных учреждениях используются:

· наглядная информация на стендах, в папках-передвижках;

· семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);

· деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;

· «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

· устные журналы и дискуссии, где заслушиваются опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

· родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц;

· совместные праздники и развлечения;

· выпуск стенгазеты для родителей и др.

Конечно, дошкольное образовательное учреждение играет большую роль в воспитании культуры участников дорожного движения, но родители играют основополагающую роль в восприятии окружающего мира и моделировании ребенком поведения и отношения взрослого к соблюдению необходимых для жизни Правил дорожного движения. Как же помочь родителям увидеть недостатки в воспитании грамотного пешехода и направить взрослого в нужное русло? Как показывает опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным и познавательным событием для родителей, педагогов и даже детей. Целью родительских собраний по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является организация совместной деятельности родителей, воспитателей и детей, повышение культуры участников дорожного движения. Необходимо побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни их детей.

Немаловажную роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет преемственность с начальной школой. Главная задача руководителя - объединить усилия семьи, детского сада и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья - детский сад - начальная школа». Для определения отношения родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма мы проводим совместное анкетирование и устный опрос.

В заключении следует отметить, что организация работы в дошкольных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма эффективно может осуществляться при одновременном проведении комплекса организационно-педагогических, учебно-воспитательных мероприятий, объединяя усилия образовательных учреждений всех типов районной системы образования, отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД, родителей, многих организаций и учреждений. В ходе целенаправленной и систематической работы взрослых, путем планомерного обучения детей, педагогов и родителей безопасному поведению на дорогах будет воспитываться новое поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Результат: снижение детского дорожно-транспортного травматизма, сохранение жизни и здоровья детей.

Список использованной литературы

1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений // М., Издательский дом Третий РИМ, 2006

2. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга /Сост. Голубева Т.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2008

3. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы» /Сост. Анненков Р.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2010

4. Сборник документов, по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В. // СПб., 2011

5. Вашкевич А.В., Толочко Е.И и др. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие// СПб., 2012


Поделиться:


Назад в раздел