Поиск по сайту

Автор: Колосова Е.М.


25 ноября 2012 г. исполнилось 130 лет со дня рождения В.Н. Сороки-Росинского (1862-1960), выдающегося русского и советского педагога, основателя и руководителя знаменитой «Республики ШКИД». Его имя стало известно широкой публике благодаря вышедшей 80 лет назад книге «Республика ШКИД», авторами которой являлись Л.Пантелеев и А.Белых и одноименного фильма Г. Полоки (1966). Но, литературный герой ВикНикСор совсем не был похож на настоящего учителя Виктора Николаевича Сороку-Росинского. Об этом уже неоднократно писали в прессе, научных изданиях и говорилось в документальных фильмах. И, тем не менее, труды Виктора Николаевича не часто используют даже в педагогических исследованиях.
Виктор Николаевич родился в семье офицера и мечтал о карьере военного с детства. Но, матушка его, Татьяна Капитоновна, пророчила сыну другую карьеру. Так, выполняя волю родителей, Виктор Николаевич поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Императорского Санкт - Петербургского университета. Всесторонне развитый юноша легко учился, тем более, что история была его любимым предметом еще в гимназии. Но, кроме истории, Виктора Николаевича страстно увлекла новая модная наука «практическая психология». Лекции, в то время приват - доцента Н.О. Лосского, знакомство с В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским окончательно поставили «крест» на военной карьере. Но идеи великого и любимого полководца А.В. Суворова были не забыты, а легли в основу разработанной Виктором Николаевичем системы, которую он назван «суворовская педагогика». Суворовская наука побеждать превратилась в систему, в основе которой лежат и принципы, разработанные еще К.Д. Ушинским: необходимость уважать личность и совесть ученика; воспитание находчивости, умения быстро ориентироваться и отвечать на самые замысловатые вопросы; выстраивать приоритет целей; учиться с увлечением; всякие знания превращать в деяния; поменьше учителя - побольше ученика; поменьше объяснений – побольше упражнений. Как и К.Д. Ушинский, Виктор Николаевич опирается в воспитании на природосообразность ребенка. Он предполагает делать опору на естественные потребности детей: их привлекает героическая тематика – помоги совершить «подвиг» на войне и в мирное время; романтизм – совершай с детьми путешествия; тайна притягивает подростков – помоги ее создать и раскрыть. Все три опоры надо реализовать в игре.
К.Д. Ушинский в основу педагогики ставит человека, его всестороннее изучение. В.Н. Сорока - Росинский так же об этом говорит и пишет в своих статьях. Так, в работе 1917 года «Певец борьбы» он пишет : «Ведь, чтобы заставить человека так бешено стремиться к жизни, не достаточно ни денег, ни славы, ни власти, ни любви – ни одной из приманок, постигаемых рассудком. Здесь нужно иное – та непостижимая никаким интеллектом красота этой жизни - борьбы, которая превращает человека, даже при его поражении, в полубога; здесь нужна еще вера, инстинктивная, неискоренимая вера, в эту жизнь, в бесконечность ее, в то, что …победоносная сила является залогом нового, еще более богатого и мощного творчества, что она создает новую, еще невиданную жизнь» [Вестник знания. 1917, № 1.с. 21-29]. Мысли Виктора Николаевича перекликаются с Константином Дмитриевичем и в том, что рассматривать человека как предмет воспитания и обучения неизмеримо сложно. Глубины человеческой психологии нельзя постигать элементарым мышлением.
Вслед за великим предшественником, спустя полвека, Сорока - Росинский строит «суворовскую педагогику» на принципе народности школьного дела. Идеи национальной школы и национальной психологии выходят на первый план его работы «Путь русской национальной школы» (1916 год). Автор пишет, что принципы национального воспитания должны закладываться в семье. Первым из них является религиозное воспитание. Труд является вторым по важности фактором семейного воспитания. Он объединяет семью психологически, сплачивая в повседневной жизни каждого ее члена. Труд лучше всяких проповедей и поучений воспитывает ребенка в любви к работе. При этом автор делает ряд оговорок, выделяя труд сельского ребенка и городского, и предупреждает о том, что труд не должен быть проклятьем. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский пишет : «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни»[История педагогики в России: Хрестоматия/ С.Ф.Егоров. 2-е изд.- М.:Издательский центр «Академия». 2000,с. 120].
Поддерживая гуманистическую традицию прогрессивной русской педагогической мысли, Виктор Николаевич называет и принцип воспитания - традиции устного народного творчества. «Песня и сказка – третий воспитательный фактор - выводит ребенка за узкие пределы его семьи и знакомит в поэтической форме, воздействуя на его чувства и фантазию, с жизнью племен или родного народа, а также с окружающей природой»[ [Сорока-Росинский В.Н., Педагогические сочинения/Сост. А.Т. Губко.- М. Педагогика. 1991, 240с.].] Слова эти очень созвучны тем, что высказаны Константином Дмитриевичем в работе «Родное слово»: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»[Хрестоматия/С.Ф. Егоров. 2-е изд. .- М.:Издательский центр «Академия». 2000, с. 210]. Народность у обоих педагогов- категория нравственная, ибо она представляет собой слияние личных стремлений с волей народа, личного блага с благом страны. Воспитание приобретает особый смысл нравственности. Поскольку способствует развитию духовного мира человека, готовит к жизни, к служению народу, родине. «Воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего , и для воспитуемого в нравственную обязанность перед народом, родиной»[ Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения/Сост. А.Т. Губко.- М. Педагогика. 1991,с. 121]. Одного желания для выполнения данного обязательства, конечно же, не достаточно, писал автор. Виктор Николаевич обращает внимание на необходимость готовить себя к служению Родине путем самовоспитания и обучения. Вот почету и школа , и педагог, и государство, мало или плохо воспитывающие и обучающие подрастающее поколение , совершает такое преступление, как если бы во время войны задерживали боевые запасы, изготавливали бы негодные снаряды и давали бы дурных, недоученных, недисциплинированных и трусливых солдат. Насколько актуальны эти слова сегодня!
Народность Сороки-Росинского выразилась и в демократичности его воспитания и обучения. Особенно это наглядно проявилось в практике работы школы социально – индивидуального воспитания имени Ф.М. Достоевского. В тяжелые 1920-е годы в педагогике уделяется большое значение созданию единого, тесно спаянного ученического и учительского коллектива. Виктор Николаевич создавал такие приемы преподавания, которые максимально развивали бы у учащихся активность, инициативность, умение быстро и самостоятельно ориентироваться в обстановке, а также упорство и неутомимость в работе. В работах «Детский дом», «От принудительности к добровольчеству», «Трудновоспитуемые», «Ни подсказки, ни списывания», «Школа имени Достоевского» и других он в новых условиях, в советском государстве развивает мысли основоположника научной педагогики К.Д.Ушинского о необходимости развития школы. Сорока - Росинский доказал необходимость перехода от принуждения к принципу добровольничества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности, самоактивности вообще. На долю Виктора Николаевича выпала и проблема, на которой, пожалуй, Константин Дмитриевич не заострял внимания – детская беспризорность. После революции и войны эту проблему решали многие педагоги, но опыт ШКИД показал, как на практике ее можно решить. Педагог-гуманист был убежден: не бывает дефективных детей. Могут быть психические отклонения, но их надо бережно корректировать с помощью определенных задач и средств.
Например: «перевоспитание» решать посредством учебного труда. В ШКИД уроки длились по 10 часов, а летом – 6-7 часов. Но это была учеба - игра, театрализованное представление. В школе действовало самоуправление , которое руководило коллективом и поддерживало дисциплину. Велась школьная летопись, издавались журналы и газеты, организовывались экскурсии и т.д. В фундамент школы были положены три кита основания: культура, интеллектуальный труд и творчество. Виктор Николаевич говорил, что школа должна не столько учить, сколько помогать учиться, и задача ее сводится не столько к обогащению ученика массой знаний, сколько в « выучке» его трудовым, научным и нравственно- культурным навыкам, развитию у воспитанника способности к действию, к творческому выявлению своего «я», к пониманию того, что человеческая жизнь есть стремление к выходу из единичного существования путем самотворчества и миротворчества. Из этого и складывались основные принципы его “суворовской” педагогики . Но, увы, цель, которую он ставил перед школой - превратить в истинную школу нравственной и волевой тренировки, а ее питомцев в народную интеллигенцию, не устраивали власть. ШКИД им.Ф.М. Достоевского учитель вынужден был покинуть, но не прекращал заниматься научными проблемами и преподавательской деятельностью. Несколько лет он проработал в ЛГПИ им.А.И. Герцена на факультете социально - правовой охраны несовершеннолетних, потом в различных школах города. После возвращения из эвакуации в Ленинград работал в 233 школе. О нем, как об уникальном учителе русского языка и литературы этой школы, наставнике и друге написала книгу одна из учениц того периода Р.И. Шендерева « Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Страницы жизни» [СПб., факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010]. Наследие учителя бережно сохраняется в музее Герценовского университета. О фонде В.Н. Сороки-Росинского можно узнать из книги «Петербургский учитель: Жизнь и творчество В.Н. Сороки - Росинского» [ авт. сост. Е.М. Колосова, И.В. Лихолетова. С.В. Христофоров. СПб., 2007г.]. Восстановление педагогического наследия В.Н. Сороки – Росинского продолжается. И если К.Д. Ушинский писал, что педагогика должна быть искусством, то Виктор Николаевич по праву относится к лучшим ее творцам.


Поделиться:


Назад в раздел