Поиск по сайту

«Мастер-класс» как одна из форм взаимодействия участников образовательного процесса

Автор: Майорова Н.И.


Современный урок изобразительного искусства предполагает диалоговое взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие достижения цели процесса обучения в целом. Включение ребенка в такого рода межличностные отношения позволяет наиболее полно раскрыть его художественно-творческие способности и создает благоприятные условия для повышения эмоциональной составляющей предмета.
Разнообразные формы проведения таких занятий достаточно часто практикуются педагогами. Автор статьи не претендует на широкие обобщения, а предлагает свой опыт работы, основанный на многолетних поисках и наблюдениях, а также на изучении соответствующей литературы 1 – 6 .
Проект мастер-класса, в котором участвуют дети и их родители (но не в роли наблюдателей, а в роли равноправных и активных участников) создавался с целью расширения единого образовательного и воспитательного пространства, а также для апробации новых эффективных форм работы.
Родители, конечно же, знакомятся с творческими работами детей, посещая школьные выставки и сайт школы http://www.112-school.ru в разделе «Мир творчества». Но стоит учесть и тот факт, что не все из них могут уделять достаточно времени детям и, тем более, для совместной творческой деятельности. Процесс сотрудничества в области искусства важен и привлекателен тем, что обогащает его участников, в первую очередь, духовно-нравственно; воспитывает уважение к мнению окружающих (сверстников и взрослых); дает возможность создания обстановки психологического комфорта, а также, развивает потребность в художественном творчестве. И так как воспитание детей в школе и в семье – это единый неразрывный процесс, то очень важно уже с первого года обучения ребенка в школе осуществлять практическую деятельность на основе активного партнерства.
Эти рассуждения и послужили основанием для создания проекта «Мастер-класс для детей и их родителей «Сочини картину сам»», рассчитанного на параллель первых классов.
Основной проблемой в процессе подготовки мероприятия стало обеспечение целого ряда условий для:
- эмоционального и эффективного взаимодействия участников;
- целенаправленной практической деятельности;
- приобретения учащимися опыта нравственного поведения;
- формирования компетентности и идентичности обучающихся; - реализации творческого потенциала детей;
- достижения положительного практического результата (как личного, так и общего);
а так же для
- вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Для выполнения этих условий были задействованы такие факторы как: - новизна и привлекательность предлагаемого материала; - чередование форм деятельности в процессе работы;
- создание ситуации, способствующей развитию навыков самоорганизации собственной деятельности по поиску и обработке информации, необходимых для достижения цели.
Первый (подготовительный) этап работы потребовал от педагога решения следующих задач:
- генерирование идеи;
- сбор материала по выбранной теме;
- подготовка художественных средств и материалов для предстоящей работы;
- создание слайд-презентации, сопровождающей ход мероприятия;
- оформление аудитории (актовый зал школы);
- подбор аудио-ряда с целью создания атмосферы, способствующей эмоциональному «пробуждению» и «включению» в творческую деятельность;
- оформление объявления и персональных приглашений;
- подготовка технического оснащения;
- разработка стратегии взаимодействия.
Второй этап (реализация проекта) осуществлялся в соответствии с разработанным сценарием и содержал разнообразные виды и формы деятельности:
1. Эмоциональное вовлечение участников мероприятия в сферу сопереживания, соучастия:
- первоклассники исполняют песню «Сочини картину сам», написанную автором статьи специально к этому мероприятию;
- родителям предлагается просмотр занимательных фото-зарисовок с уроков изобразительного искусства «Мы рисуем любимых мам», а затем представляются выполненные творческие работы детей;
- родители (самостоятельно и используя подсказки «из зала») отыскивают свой портрет среди многих других.
2. Сообщение правил сотрудничества и представление консультантов (учащихся средней школы).
3. Мозговой штурм:
- педагогом объявляется тема и цель занятия;
- консультанты демонстрируют художественные средства и материалы, подготовленные для работы;
- учащиеся и их родители начинают поиск ответа на вопрос: «Что же можно из этого сочинить?» (в работе участвуют коллективы трех классов);
- обмен мнениями, получение дополнительной информации, консультации.
4. Презентация (каждой группой) интересных творческих находок и практических результатов поиска.
5. Педагог подключается к обсуждению и предлагает свое решение проблемы:
- представляет новую (для участников мастер-класса) художественную технику «фроттаж»;
- демонстрирует примеры работ;
- подробно объясняет и показывает приемы и последовательность выполнения работы.
6. Совместная художественно - творческая деятельность (продуктивно-деятельное общение).
Третий этап (рефлексия):
1. Оформление выставки творческих работ.
2. Обсуждение результатов:
- что нового узнали?
- интересна ли новая форма работы?
- довольны ли своими результатами?
- где можно применить полученные знания, умения и навыки на практике?
- какие темы для нового мастер-класса можете предложить?
4. Заполнение карты успешности (смайлики радостные и грустные).
5. Вручение сертификатов участника мастер-класса.
Анализ результатов рефлексии и мастер-класса в целом позволяет сделать следующие выводы:
1. В ходе мероприятия дети получили возможность:
- познакомиться с новой художественной техникой и применить ее на практике;
- научиться планировать свои действия и подбирать средства и инструменты для реализации задуманного;
- моделировать новые формы и образы, создавая оригинальные композиции;
- свободно реализовать личностный творческий потенциал и участвовать в поиске решения общих задач;
- представлять и оценивать собственные работы и обсуждать работы других участников.
2. Дети освоили новый опыт созидания в совместной деятельности, приобрели навыки сотрудничества и взаимопомощи со взрослыми и сверстниками.
3. Предложенная выше форма взаимодействия участников образовательного процесса позволила создать условия, способствующие развитию социальной компетентности учащихся; поисковой и художественно-творческой активности; а также повышению мотивированности обучения.
Цель данного мероприятия можно считать достигнутой, так как самореализация и самопрезентация учащихся, освоение ими нового учебного материала и результативность их деятельности позволили детям (вместе с родителями) пережить состояние вдохновения и успеха.
Следует отметить, что подготовка и проведение такого мероприятия весьма трудоемкое занятие, но, с другой стороны, - праздничное, увлекательное и полезное. Никто из участников не заметил, как пролетело время. Мы вместе «сочинили» много замечательных картин в технике, к которой прикоснулись впервые.
Наблюдая за сосредоточенной и дружной работой детей и взрослых, понимаешь - какое все-таки благодарное дело – быть учителем.


Список литературы

1. Ермолаева М. Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.- метод. пособие / М. Г. Ермолаева. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 120 с. – (Постдипломное образовании педагога.).
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с. – (Материалы для специалистов образовательных учреждений).
3. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1. / М.: Центр «Педагогический поиск». 2002 – 160 с. (Библиотека администрации школы).
4. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с. – (Библиотека учителя).
5. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с. – (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).
6. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).


Поделиться:


Назад в раздел