Поиск по сайту

Конференция педагогов России как площадка обмена опытом освоения ФГОС

Автор: Солодкова А.З.


В течение трех осенних дней Санкт-Петербург снова стал столицей, на этот раз – столицей гимназической. Ежегодная научно-практическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья, организованная Ассоциацией гимназий, в этом году была посвящена теме «Основное и среднее образование в контексте ФГОС: пути реализации, ожидания, риски». ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, по которым с 1 сентября 2011 года начали учиться все первоклассники нашей страны. Согласно новым стандартам вводится системно-деятельностный подход к обучению, благодаря которому формируется новое качество образования и новый образовательный результат. Главная задача – инициировать действия детей, научить ребенка учиться, создать условия для овладения им универсальными учебными действиями, которые в свою очередь обеспечат овладение ключевыми компетенциями.
Педагоги, методисты, психологи, библиотекари, директора школ, лицеев и гимназий обсуждали самые важные и острые проблемы современного российского образования. По традиции в первый день конференции 06.11.12 всех участников встречала Вторая Санкт-Петербургская гимназия, где и развернулись первые споры и дискуссии по насущной теме. Во второй день гости и участники конференции имели возможность посетить практические семинары на семи площадках – в лучших гимназиях города. Одной из постоянных площадок является гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга. 07.11.2012 года она принимала у себя гостей – участников 9 научно-практической гимназической конференции педагогов России и ближнего зарубежья. Перед началом пленарного заседания все участники получили программу конференции, в которой четко прослеживались основные направления работы школы по развитию ключевых компетенций, схема организации дополнительного образования и воспитательной работы, где доминантой является компетентностный подход и личностно-ориентированное обучение.
Конференцию открыл  приветственной речью Минцис Дмитрий Александрович, директор гимназии № 116, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования. Дмитрий Александрович рассказал о высоких достижениях учащихся в олимпиадном движении, о педагогах-победителях профессиональных конкурсов, а также о том, как в гимназии на практике реализуется федеральный образовательный стандарт. В своем выступлении он отметил, что с опытом работы гимназии педагоги систематически знакомят учителей района, традиционно проводятся семинары для учителей и руководителей города и регионов.
Яркое выступление Щербовой Татьяны Вадимовны, научного руководителя гимназии, кандидата педагогических наук, доцента, докторанта СПбАППО о современных инновациях в образовании вызвало живой интерес участников конференции. Татьяна Вадимовна провела сравнительный анализ признаков новой школы, написанных в конце 19 века и современных стандартов обучения. Как это часто бывает «все новое – это хорошо забытое старое». Выступление Демьянчука Романа Викторовича, проректора по инновационной деятельности, доцента Института специальной педагогики и психологии, педагога-психолога гимназии дало мощный положительный заряд всем собравшимся. Говоря о стандартизации образования и индивидуализации образовательного процесса, Роман Викторович изложил противоречия данного подхода.
На сегодняшний день сложно найти школу, которая еще не перешла на федеральные образовательные стандарты, однако до сих пор не утихают споры в профессиональном сообществе педагогов по поводу эффективности их внедрения. Никто не сомневается, что необходимость стандартизации образования назрела уже давно, но как модернизировать процесс образования, как на практике применять полученные навыки и умения? Эта проблема и задала тему для обсуждения и обмена опытом на базе гимназии № 116: «Овладение ключевыми компетенциями для дальнейшего успешного образования гимназистов». Эта многокомпонентная задача, требующая комплексного решения на основе интеграции направлений профессиональной деятельности педагогических специалистов различного профиля, задала основной вектор тематике круглых столов, на которых педагоги делились своим опытом по реализации ФГОС, обсуждали способы, позволяющие учащимся овладеть ключевыми компетенциями в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности, приемы формирования универсальных учебных действий, особенности психолого-педагогического сопровождения гимназистов, развитие информационно-образовательной среды. В работе секций приняли активное участие педагоги гимназии № 116: Тесля Т.А., Бомаш Е.М., Бондаренко О.В., Шаповалова А.К., Солодкова А.З., Иванова Е.О., Хорунжая Т.М., Чуйнышена Е.Н., Шерепа Е.А., Платонов А.А., Богданас Н.О., Перминова М.М., Рикконен В.В., Орлов Д.В., Паршуков А.Ю., Наумова Т.М., Меркулова Н.В., Смирнова Н.Ф., Копытова Е.В., Бояршинова И.В., а также учителя из гимназий Санкт-Петербурга: Калинина О.Б., Бондаренко Е.С., (гимназия № 171), Морозова Т.В., Резонова Н.А. (гимназия № 73), Бакланова Л.С. (гимназия № 293); Малышева Н.В. из гимназии № 6 г.Перми, Рожкова Е.В. из гимназии № 1 г.Полярные Зори Мурманской области.
Заместитель директора гимназии по воспитательной работе Иванова Елена Олеговна рассказала об организации самоуправления в гимназии, о многочисленных благотворительных и социальных акциях, в которых на практике формируются ключевые компетенции. В выступлении Хорунжей Татьяны Михайловны учителя немецкого языка гимназии разговор шел об участии в международном проекте «Школы – партнеры будущего». В числе 14 школ от Российской Федерации гимназия № 116 пятый год принимает участие в этом проекте: ребята бесплатно обучаются в Германии, успешно сдают международные экзамены, участвуют в международных конкурсах. Председатель методического объединения, учитель русского языка и литературы гимназии № 116 Меркулова Наталья Викторовна поделилась опытом организации и проведения школьной научно-практической конференции «Крылья науки», рецензентами выступлений которой являются видные деятели науки и искусства из России, Европы и США. О том, как на формирование ключевых компетенций влияет эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса рассказала Бояршинова И.В. Она, также, отметила, что ученики гимназии № 116 принимают активное участие в естественнонаучных проектах, что способствует формированию интеллектуальных и творческих способностей и сохранению престижа естественных наук.
Букинич С.А., Малышева О.В., Колесник О.А., Краснобаева И.В., Новоселова О.В. (гимназия № 43) поделились своим опытом с коллегами на мастер-классах. Больше всего желающих собрал мастер-класс Букинича Сергея Александровича, заслуженного учителя РФ, победителя конкурсов «Учитель года Санкт-Петербурга» и «Учитель года России». Мастер-класс «Как плакат войну выиграл» никого не оставил равнодушным. Собравшиеся спорили о композиции и цветовой гамме плакатов 20-х годов прошлого века, о том, какие чувства они рождают у наших современников. Сергей Александрович мастерски вел диалог с аудиторией, корректно и аргументированно отвечал на многочисленные каверзные вопросы.
Реализация нового образовательного стандарта определяет требования и к профессиональной подготовке учителей. Современный педагог должен обладать профессиональной мобильностью и быть готовым к реализации новых идей, грамотно использовать их в решении педагогических задач. Одна из приоритетных задач образования заключается не в передаче знания, а в развитии новых видов деятельности, в умении обучать новым способам мышления при опоре на личностный опыт учащихся. А это влечет задачу овладения современными образовательными технологиями. Универсальные компетентности становятся надежной базой для личностного и профессионального роста педагога в современных условиях и представляют собой систему знаний, умений, личностных качеств, ведущих к успеху. В этом контексте стандарт – средство обеспечения планируемого уровня качества образования.
В следующем году гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья пройдет в десятый раз, и мы надеемся, что в год своеобразного юбилея гостями нашей гимназии № 116 станут педагоги из партнерских школ Эстонии, Швеции, Германии и существующие традиции будут приумножаться год от года.


Поделиться:


Назад в раздел