Поиск по сайту

Становление концептуально-методологических установок учителя как фактор повышения качества образования

Автор: Алексашина И.Ю.


Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространстве и в сообществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Понятие «инновация» становится ключевым ориентиром успешности профессиональной деятельности. Однако возникновение педагогических инноваций соответствует лишь тому уровню развития профессионального мышления учителя, когда он способен быть исследователем собственной деятельности. Теоретико-методологический уровень решения педагогических задач предполагает становление системы ведущих педагогических идей разного уровня обобщенности и разной смысловой направленности. Как показывают наши исследования и опыт педагогической практики работы в системе постдипломного образования, вне осознания концептуально-методологических установок своей профессиональной деятельности освоение учителями нового содержания, методов и средств обучения теряет свою основу, становится формальным.
Становление концептуально-методологических установок учителя для решения современных педагогических задач проходит ряд этапов. Проиллюстрируем этот процесс. Так, например, освоение учителем идеи интеграции в естественно-научном образовании основано на методологии системно-целостного подхода. На теоретико-методологическом уровне она базируется на холисткой и гуманистической парадигмах, взаимодополнительных по отношению к целостной системе “человек и мир”, что отражается в теоретическом осмыслении и освоении учителем концепции гуманитаризации содержания образования, согласно которой, человек, его деятельность, оказываются включенным в саму структуру естественно-научного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа — культура — человек».
На предметно-содержательном уровне основой концептуально-методологических установок учителя являются ведущие идеи образовательной области «Естествознание», отражающие методологию современного естественно-научного знания, на основе которых разрабатываются ведущие идеи курса – базовые интеграторы его содержания. Они являются важнейшими принципами структурирования учебного материала. Ведущие идеи курса становятся основой для разработки ценностно-смысловых ориентиров курса как целевых установок его содержания. Ценностно-смысловые ориентиры раскрывают дидактический потенциал ведущих идей учебной программы, выделяя ценности ее содержания и прогнозируя содержание личностных смыслов учащихся. В содержании ценностно-смысловых ориентиров учебного курса ценностная составляющая представлена сформулированными положениями ценностей естественнонаучного познания, выделенных на основе анализа состояния современного мира, нашей планеты, как результата взаимодействия природы и человека. Она определяет целесообразность (целенаправленность) изучения законов, объектов и явлений природы в контексте современной естественнонаучной картины мира. Смысловая составляющая представлена формулировками планируемых результатов. Она определяет подходы к изучению материала, которые облегчают учащимся внутреннюю смысловую работу, способствуют интериоризации объективных ценностей в процессе мыслительной деятельности, что в свою очередь, определяет как развитие когнитивной сферы, так и ценностно-смысловых структур личности.
На технологическом уровне осмысление идей интеграции в естественно-научном образовании предполагает поиск адекватных методов и форм образовательной деятельности, организации специальной образовательной среды. Этим обусловлено обращение к новому классу образовательных технологий – метакогнитивных. т.е. формирующих интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. К ним относятся технологии диалогового взаимодействия, технология развития критического мышления и педагогическая мастерская построения знаний. А в организации образовательной среды главным принципом выступает принцип изоморфизма, при реализации которого образовательная среда учебного кабинета обеспечивает изоморфность ведущим идеям учебного предмета
« Естествознание»; положениям общей характеристики природы; структуре учебного курса; требованиям обеспечения учебного процесса; методическим задачам организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Анализ процесса становления концептуально-методологических установок учителя показывает, что его эффективность зависит от уровня сформированности следующих структур:
• категориального аппарата профессионального мышления учителя, позволяющего теоретически осмысливать систему “человек - мир”, на разных уровнях ее функционирования;
• ценностно-смысловых установок, определяющих аксиологические акценты содержания учебного предмета;
• методологии решения педагогических задач.
Сегодня концептуальные изменения в сфере образования обусловлены введением ФГОС, научной основой которых является деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе формирования ведущей деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
В этой связи проблема обновления концептуально-методологических установок учителя становится актуальной в массовом масштабе. Их сформированность позволит учителю не только почувствовать теоретическую уверенность в идеологии ФГОС, но и разрабатывать в дальнейшем свою практико-ориентированную концепцию решения новых педагогических задач с учетом конкретных условий деятельности и позиции ученика, которого он воспитывает.







Становление концептуально-методологических установок учителя как фактор повышения качества образования

Назад в раздел