Поиск по сайту

Воспитание навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений (записки воспитателя)

Автор: Михайлова Н.Я.


Много лет работая с маленькими детьми, я поняла, что нет ни одного процесса неважного, или наиболее важного. Поэтому в ходе организации жизни детей в группе детского сада я придерживаюсь следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение потребностей детей во сне и питании.

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Как трудно малышам в новой для них обстановке! А как со всем справиться, когда папа или мама бегут утром на работу, а этим маленькимКак мы.jpg созданиям нужно остаться без родных на целый день! Ведь не просто так в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательская позиция родителей и педагогов».

Поэтому я решила построить совместную работу с семьей на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство. Оно достигается в том случае, если и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

За то время что я работаю в детском саду я прекрасно поняла: если ты имеешь авторитет у родителей, тогда и дети, даже маленькие, не идут, а бегут с желанием и радостью к тебе в группу, а мне остается только их доброжелательно встречать и в течение всего дня радовать, удивлять, восхищать, всему обучать. А начинала я с самого, казалось бы, простого: воспитания культурно-гигиенических навыков. Но это вовсе не просто, т.к. формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь научить их не только самостоятельно есть, и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата. Поэтому я подробно показывала и объясняла в сочетании с непосредственным участием детей в том или ином трудовом процессе учила их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности.

Но воспитание у ребенка навыков самообслуживания – довольно длительный процесс, поэтому я планировала эту работу поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на мой взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность в этой работе на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки обратить наибольшее внимание. Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте, на первом месте стоит прямое – показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребенком. Опытный педагог постоянно использует игровые приемы, в том числе дидактические игры, обращается к художественным произведениям, которые могут привлечь внимание детей, будут способствовать воспитанию у них самостоятельности в самообслуживании. Во время умывания вначале учила засучивать рукава с помощью взрослых, брать мыло из мыльницы, намыливать ручки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук, вытирать руки своим полотенцем, сняв его с крючка, вешать его на место. Приучала пользоваться расческой, носовым платком. При этом использовала игровое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку».

Чтение: потешки «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гуси-лебеди лебеди».

Во втором квартале учила мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закрепляла умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место.

Учила проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закрепляла умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его. При этом рассматривала и беседовала по картинкам «Дети умываются». Играла в настольно-печатные игры типа лото с картинками, изображающими предметы для содержания тела в чистоте. Читала потешку «Чистая водичка», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», рассматривала иллюстрации, А. Барто «Девочка чумазая». В третьем квартале закрепляла умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Приучала пользоваться своим носовым платком, разворачивая и сворачивая его. Постепенно учила девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой. Использовала игровые упражнения: «Научим Мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Инсценировала К. Чуковского «Мойдодыр», Е. Благинину «Аленушка».

В конце года совершенствовала навыки мытья рук и лица, учили ополаскивать мыло после его использования. Приучала освободить нос, попеременно зажимая одну ноздрю. При этом рассматривала картинки «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Читала С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки». Также постепенно и последовательно обучала детей одеванию и раздеванию с помощью игровых ситуаций: «Туфельки поссорились, - подружились», «Сделаем из носочка гармошку».

В дальнейшем рассказывала детям и инсценировала И. Муравейка «Я сама». Как важно в этом возрасте у ребенка не подавлять, а поощрять инициативу, даже если у него не все или ничего не получается.

Поэтому с первых дней поступления ребенка в детский сад во время приема пищи я учила правильно держать ложку, пользоваться салфеткой и т.д., используя методические приемы (игровые ситуации «Как зайка учился правильно ложку держать»).

Маленькие дети становились самостоятельными и старались соблюдать правила гигиены осмысленно. При этом я учила малышей пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста» не формально, а выражая при этом истинное чувство уважения и признательности. Для этого я всякий раз, когда ребенок произносил «волшебные слова», я сосредотачивала его внимание на оказанной услуге, способствуя тем самым пробуждению у малыша чувства благодарности.

Воспитывая у детей уважение и признательность к окружающим, я учили и учу их разговаривать со старшими, отвечать на заданные вопросы (не перебивать, не строить гримасы, обращаться на «Вы». Также продолжая воспитывать у детей отзывчивость к товарищам, добивалась, чтобы они проявляли ее по собственной инициативе. И делала это не только путем предупреждения и устранения ссор, недоразумений, но в большей степени посредством создания доброжелательной обстановки во время совместных игр, повседневной деятельности, используя каждую ситуацию из жизни детей в коллективе сверстников. Своих воспитанников я учила и учу проявлять внимание к интересам друг друга: поддерживать у ребенка стремление поделиться, отозваться на просьбу товарища, не мешать друг другу, не разрушать постройки, не отнимать игрушки. С помощью персонажей кукольного театра или театра игрушек показывала детям, как неприглядно выглядит ребенок, который жаден, груб. Наблюдая за поведением и общением, учу приветливо и доброжелательно разговаривать друг с другом, обращаться с просьбой, вопросом, выслушивать ответ, выступать инициаторами совместных действий.

Во время прогулок за пределы участка детского сада я обращала внимание детей на поведение окружающих, высказывала одобрение по поводу

хороших поступков. Обращала внимание на соблюдение установленных правил поведения на улице и в общественных местах: особенно это проявлялось при посещениях музеев, театров.

Проделав такую работу с детьми и их родителями, могу сделать вывод: только добрые сердца взрослых, понимание между воспитателем и родителями, из чего следует налаженная работа в д/с и теми же требованиями к ребенку побуждают малышей к правильному поведению и только при этих условиях их навыки становятся привычкой, а значит, второй натурой.


Используемая литература:

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», изд-во «Детство-Пресс», 2001

2. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию М., изд-во «Просвещение», 1997

3. Программа воспитания и обучения в д/саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., 2005

4. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет изд-во «Мозаика-Синтез», 2004

5. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа М., ЦГЛ, 2004


Поделиться:


Назад в раздел