Поиск по сайту

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста (учебно-методическая разработка)

Автор: Головина Е.В., Ситовская А.П.


Проблема способностей человека во все времена у всех людей вызывала огромный интерес. Откуда берутся способные, талантливые люди? Но если раньше этот вопрос задавался из чистого любопытства, то теперь проблема способностей выросла в крупную социальную проблему.

Современному человеку не только необходимо овладеть все возрастающим потоком информации о мире. Даже обширных знаний уже недостаточно для полноценной трудовой деятельности. Ведь современной науке и технике нужно все больше не только знающих людей, но и способных успешно, самостоятельно и оригинально выполнять сложную трудовую деятельность.

Проблема развития способностей сейчас вплотную стоит перед общеобразовательной школой.

Развитие у детей внимательности, собранности, постоянной готовности к работе является предпосылкой для развития способностей детей. Важно, чтобы ребенок не отвлекался, ничего не пропускал, постоянно был готов к ответу. А внимательно слушать взрослого ребенок будет в том случае, если ему интересно.

Поэтому занятия по развитию творческого воображения (РТВ) строятся так, чтобы максимально заинтересовать ребенка, удивить его чем-то неожиданным, увлечь его игровой или трудовой деятельностью, которая постепенно перерастет в потребность трудиться, в трудолюбие.

Специально подобранные упражнения и задания развивают у детей такие способности мышления, как быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, анализ и обобщение, которые необходимы для развития способностей детей.

Как известно, мозг ребенка составляет при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого человека, особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцем удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам он составляет уже 90%). Это время «дозревания» мозга и есть время наивысших и самых широчайших возможностей в развитии способностей.

Объяснительная записка

Данное учебно-методическая разработка «Развитие творческого воображения» (РТВ) предназначено для педагогов, работающих с детьми от 3 до 7 лет. Непосредственно-образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, чередуется: на одной неделе РТВ в образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений, на другой - в образовательной области «Коммуникация» при развитии всех компонентов устной речи, на третьей - в образовательной области «Художественное творчество». РТВ может проводиться в рамках непосредственно-образовательной деятельности или в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Основная цель курса: Развитие творческих способностей детей

Излишне доказывать необходимость формирования креативной личности на современном этапе развития нашего общества. Именно человек, способный решать нестандартные задачи, легче адаптируется в динамичном, быстро меняющемся мире.

Очевидна необходимость включения курса ТРИЗ в учебный процесс с раннего возраста, когда у детей еще нет стереотипов мышления, когда они более восприимчивы к новому, необычному, нестандартному.

Процесс обучения ТРИЗ состоит из двух разделов: «РТВ», куда входят методы активации творческого мышления и базовые понятия ТРИЗ. Не существуя раздельно, эти, столь разные направления, взаимно дополняют и поддерживают друг друга, формируя творческое мышление учеников.

Творческое воображение способствует развитию интеллекта, самостоятельного мышления, фантазии ребенка, интереса к окружающей действительности, желание к творчеству.

В качестве исходного материала для подачи темы используются изобретательские задачи, которые берутся из любой сферы деятельности человека. Изобретательская задача представляется более интересной, чем логическая, потому что имеет не одно, а несколько решений, каждое из которых обладает своими достоинствами и своими недостатками.

При решении задачи ведется не только поиск самого решения, но и выбор лучшего (как сделать легче, быстрее, экономичнее), что учит анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Детям необходимо предоставить свободу в выборе видов деятельности и их последовательности. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

Самое сложное здесь, заключается в том, чтобы не превращать свободу действий в безнаказанность, а помочь подсказкой. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому и служат игры.

Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли. Поэтому в непосредственно-образовательной деятельности дети много рисуют, сочиняют, делают маленькие свои «изобретения» в виде «подарка маме», «украшение группы», «игрушки» в подарок и других.

Основные направления работы по развитию творческих способностей ребенка.

Творческие способности:

  1. Развитие воображения:

- умение представлять себе то, что не существует в действительности

- уметь отражать реальную действительность

- умение смотреть на предметы с разных позиций

- умение видеть новое в старом, знакомом, привычном

2. Развитие мышления:

- способность высказывать максимальное количество идей

- способность высказывать многообразные идеи

- способность порождать новые, нестандартные идеи

- способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту

- формирование независимости мышления и умения принимать критику без обид

- развитие умения сочувствовать. Сопереживать людям, животным

- поощрение в ребенке инициативности, уверенности

3. Формирование качеств творческой личности:

- развитие способности социативно-психологической адаптации к различным ситуациям

- развитие способностей входить в контакт с людьми

4. Формирование культуры общения, поведения, чувств:

- развитие умения адаптироваться к людям

- воспитание культуры общения и привитие основных коммуникативных качеств и навыков

Использование РТВ в образовательные области «Познание» при формировании элементарных математических представлений

Задачи:

  1. формировать у детей системное мышление, учить анализировать предмет с разных позиций
  2. развивать у детей самостоятельность, активность при выполнении творческих работ
  3. формировать пространственное представление
  4. формировать у детей образное и абстрактное мышление

Содержание программы

Младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подгото

вительная группа (6-7 лет)

Всего

1.

Работа с геометрическими фигурами


6

6

7

19

1.1.

Рисование предметов, основой которых является круг, овал, квадрат


2

1

1

4

1.2.

«Целое на части» (система, подсистема), «Целое из частей»




2

2

1.3.

Рисование предметов геометрическими фигурами



1

1

2

1.4.

Аппликация из геометрических фигур


1

1

1

3

1.5.

Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. (составление предметов из геометрических фигур разной формы)


2

2

1

5

1.6.

Игра «На что похоже?» (на что похожи ломаные и кривые линии, геометрические фигуры и т.д)


1

1

1

3

2.

Работа над сказками


4

4

3

11

2.1.

Сказка и математика:


2

1

1

4


«Курочка Ряба» (чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо)


1



1

«Три медведя» (понятия «больше», «меньше», «еще меньше)


1



1

«Репка» (как разделить репку на всех, никого не обидев)




1

1

«Волк и семеро козлят» (чем похожи и чем отличаются цифры 1 и 7)



1


1

2.2.

Превращение сказки в задачку или в загадку с числами



1


1

2.3.

Моделирование сказок:


2

1

1

4


«Три медведя»


1



1


«Волк и семеро козлят»



1


1


«Колобок»


1



1


«Репка»




1

1

2.4.

Решение задач, найденных в сказках



1

1

2

ИТОГО


10

10

10

30

Использование РТВ в образовательные области «Коммуникация»

при развитии всех компонентов устной речи

Задачи:

  1. развивать речь детей, расширять словарный запас слов
  2. развивать фантазию детей, воображение
  3. бороться с однозначным ответом
  4. формировать у детей основы логического анализа окружающей действительности
  5. учить детей формулировать противоречия в возникших конфликтных ситуациях

Содержание программы

Младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготови

тельная группа

(6-7 лет)

Всего

1.

Выполнение упражнений и ответы на вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

1

1

1

1

4

2.

Работа над сказкой


Продолжение сказки

5

4

4

2

15

«Курочка Ряба»

1





«Колобок»

1

1




«Репка»




1


«Лиса и журавль»




1


«Теремок»

1





«Кот, петух и лиса»

1





«Заюшкина избушка»

1





«Руковичка»


1




«Гуси-лебеди»


1




«Лиса и заяц»



1



«Волк и семеро козлят»



1



«Снегурочка»






Придумывание другого конца сказки






«Три медведя»


1




«Маша и медведь»



1



3.

Фантазирование по сказкам «Колобок», «Репка» и др. Использование приемов «увеличения-уменьшения»

1

1


1

3

4.

Игра «Как спасти колобка и других персонажей сказок». Использование метода «Золотой рыбки»

1

1



2

5.

Игра «Да – нет». Использование метода отсекающих вопросов




1

1

6.

Игра «Наоборот»


1

1

1

3

7.

Игра «Хорошо-плохо»

1

1

2

1

4

8.

Игра «Поиск возможных причин»

1

1

1

1

4

9.

Формулирование противоречий



1

1

2

10.

Использование метода фокальных объектов для придумывания новых объектов




1

1

ИТОГО

10

10

10

10

40

Использование РТВ в образовательные области

«Художественное творчество»

Задачи:

  1. развивать абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность
  2. учить детей рисовать по представлению, ориентироваться на листе бумаги
  3. обучать детей разнообразной технике рисования различными предметами
  4. учить создавать новые образы путем преобразования имеющихся представлений

Содержание программы

Младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготови

тельная группа

( 6-7 лет)

Всего

1.

Использование «пальчиковой живописи», когда краска наносится пальцами, ладошкой

2

1



3

2.

Использование разнообразных предметов, когда краска наносится на кусочек поролона или бумаги, целлофана, веревку, кусочек моркови или картофеля и др.

1


1

1

3

3.

Рисование симметричных предметов (деревьев, цветов, бабочек) путем складывания бумаги

2

1

1


4

4.

Рисование по мокрой бумаге

1

1

1


3

5.

Аппликация из ткани. Сочетание аппликации и рисования (коллаж)


1

1

1

3

6.

Лепка из бумаги


2


1

3

7.

«Кляксография»


1

1

1

3

8.

Рисование различных предметов по описанию (загадки-шутки)



1

1

2

9.

Дорисовывание линий, предметов неопределенной формы до конкретного образа


1

1

1

3

10.

«Говорящие рисунки» (явления природы, приметы времен года)



1

1

2

11.

Рисование по контуру руки

2

1

1


4

12.

Рисование по точкам

2

1


1

4

13.

Рисование сказочного домика, фантастических животных, растений



1

2

3

ИТОГО

10

10

10

10

40

Совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы

«Избушка. Сказочный дом»

Цель: Развитие творческих способностей детей

Задачи: 1. закрепить понятие «функция»;

2. учить детей видеть в предметах плохое и хорошее, рассматривать предметы с разных точек зрения;

3. развивать фантазию детей;

Оборудование: книга «Русские народные сказки» («Лиса и заяц») и картинки «ледяная избушка» и «лубяная избушка».

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход совместной деятельности

Вместе с детьми можно отправиться в сказочное путешествие и на каждой остановке выполнять интересные задания.

  1. Упражнение «5-й лишний» на развитие мышления детей.

Какое из 5 названных мной слов лишнее?

- лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»)

Почему? (обозначает неживой предмет).

  1. Определение главной функции избушки.

Для чего нужна избушка? Какая главная функция избушки?

- в избушке живут: спят, едят, зимой скрываются от ветра и снега, летом от дождя и солнца.

  1. Объяснение значение слов.

Отгадайте, в какой сказке говорится об избушках: ледяной и лубяной? (В русской народной сказке «Лиса и заяц»).

Вспомните начало сказки.

Что значит «ледяная» избушка? (сделанная изо льда).

Что значит «лубяная» избушка? (покрытая кусками коры некоторых лиственных деревьев (например, липы, вяза) вместе с волокнистой внутренней часть?).

  1. Игра «Хорошо – плохо» (избушка ледяная, избушка лубяная).

Поиграем в игру «Хорошо – плохо».

Если бы вам пришлось жить в ледяной и лубяной избушках, как героям сказки лисе и зайчику, что бы вам нравилось в избушках, а что не нравилось, что хорошо, а что плохо.

Избушка ледяная

Хорошо Плохо

Блестит на солнце, красиво; В ней холодно, можно простудиться, замерзнуть;

можно раскрасить краской; летом она тает;

можно кататься, как с горки; у лисы может прилипнуть язык к холодному

столу, когда она будет

слизывать пищу;

в ней светло; можно подскользнуться;

летом в ней прохладно; нельзя выращивать цветы, ведь холодно;

крепкая, закрывает от ветра;

не надо покупать холодильник;

Избушка лубяная

Хорошо Плохо

В ней тепло, уютно; Гниет;

она не тает; может сгореть;

легко дышится; некрасивая, покрытая корой деревьев;

непрочная, медведь может раздавить, заяц

может погрызть;

могут завестись насекомые, жучки-короеды;

пропускает ветер;

для изготовления избушки портится много

деревьев, ведь с них сдирают кору.

  1. Определение других функций избушек.

Как могли бы лиса и заяц использовать свои избушки?

- Лисе в ледяной избушке можно пить чай со льдом, отломив кусочек от избушки.

- Когда избушка изо льда растает, можно использовать воду (попить, покупаться, постирать, полить растения).

- Лиса может открыть кафе «Мороженое», заработать деньги и купить другую избушку.

- Лиса может использовать свою избушку как холодильник, другие звери будут приносить ей продукты на хранение. Лиса обогатится.

- Лиса может лепить из снега разные скульптуры.

- Заяц, если захочет поесть, будет есть свою избушку, ведь она из коры.

  1. Фантазирование. Рисование сказочного дома.

Какие сказочные избушки, дома, места, где живут сказочные герои, вы знаете?

- избушка на курьих ножках,

- теремок,

- мыши в одной из сказок жили в перчатке, лиса и заяц – в сапоге, Чебурашка – в телефонной будке.

А сейчас давайте пофантазируем, нарисуем сказочный дом для животного или человека, где ему будет тепло и уютно, где он хорошо себя будет чувствовать.

О каком доме вы мечтаете?

Каким бы вы хотели видеть дом?

  1. Выставка творческих работ детей.


Литература:

  1. Альтов Г.С. «И тут явился изобретатель», Л., «Детская литература», 1989г.
  2. Викентьев И.Л., Кайков И.К. «Лестница идей». Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992г.
  3. Иванов Г.И. «Формулы творчества, или как научится изобретать», М., «Просвещение», 1994г.
  4. Подалко А.Е. «Задачи и упражнения по развитию творческого воображения», 1985г.
  5. Страунинг А.М. «Развитие творческого воображения на ИЗО», для работы с детьми дошкольного возраста.
  6. Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»., М., «Прогресс», 1978г.
  7. Шрагина л.И. «Логика воображения. Учебное пособие». Одесса: Полис, 1995г.


Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста (учебно-методическая разработка)

Назад в раздел