Поиск по сайту

Инновационное использование нетрадиционных техник и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Автор: Шульженко Е.М.


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский



Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на большой опыт работы с детьми раннего возраста, можно отметить закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

При рассмотрении вопросов развития мелкой моторики, большое значение также придается и сенсорному развитию детей раннего возраста, так как сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка раннего возраста, с другой – имеет самостоятельное значение. Мышление ребенка раннего возраста – наглядно-действенное, т.е. выполняя действия с предметами, направленные на достижения цели, и видя результаты своих действий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление более чем другие формы психической деятельности связаны у него с активностью.

На третьем году жизни продолжает интенсивно развиваться речь ребенка. В возрасте двух-трех лет он овладевает словарем, усваивает грамматический строй речи.

В своей педагогической деятельности мною делаются акценты на использование систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Данная система инновационной работы с детьми представлена в игровой форме, доступной для восприятия детей раннего возраста. Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.

На основе собственного педагогического опыта разработана следующая система практической работы по развитию движений пальцев в следующем направлении:

1. Пальчиковые игры

2. Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с вкладышами, игры с водой, игры с песком, действия с пуговицами, кнопками, застежками)

3. Художественно-эстетическая деятельность (пальчиковые игры с пластилином, игры с бумагой, рисование на бумаге пальчиками, ладошками, показ сказок пальчиками.)

4. Развитие мелкой моторики пальцев ног (зарядка для пальчиков ног: массажные мячи, подними игрушку, ребристая доска)

5. Обучение детей приемам самомассажа (самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук)

Далее мною предлагаются варианты различных видов игр и упражнений для детей раннего возраста, в которых использовались пальчиковые игры и нетрадиционные техники:

Игры с песком «Кто, где живет?»

Цель: вызвать положительные эмоции, развиваем речь, мышление, развиваем мелкую моторику, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Материал: песочница; фигурки животных – диких (лиса, заяц), домашних (кошка, корова); лес, дом, ограда.

Ход игры: (на это занятие берется один ребенок, максимум два) Ребенок гладит песочек и определяет какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый). Начинаем занятие с пальчиковой гимнастики на песке. Педагог рассказывает малышу, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку. Затем найти это животное и подсказать ему дорогу домой.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу, в норе под кустом. (Лиса)

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое,

Мычит: «Му-у-у… Молока кому? (Корова)

Я умею чисто мыться,

Не водичкой – язычком.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая. (Кошка)

Игра заканчивается, когда все звери найдут свои дома.

Дорожка.jpgЗарядка для ног (после сна)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев ног и всей ступни.

Ход: Пальчики проснулись, потянулись (расставить пальцы как можно шире, а затем сжать в кулак) и опять спрятались – повторить несколько раз. А теперь давайте походим по дорожке (ребристая доска), молодцы. Ой, смотрите, там киска сидит на нас смотрит (игрушка), а что у нее там в корзиночке? Правильно это мячики-ежики, давайте их ножками покатаем (одной, затем другой), а чтобы ручки не обиделись, давайте их ручками покатаем. Ой, смотрите киска бежала и уронила на пол мозаику, поможем ей собрать, но только пальчиками ног. Все детки молодцы! Теперь пошли все одеваться.

Игры с водой.

Цель: развитие мелкой моторики, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, получить положительные эмоции.

Оборудование: тазик с водой, игрушки на липучках, баночка.

Ход: Воспитатель вносит два таза, в одном вода и на дне приклеены лягушки и рыбки, другой таз пустой. Предлагаем деткам при помощи баночки переливать воду в пустой таз, а затем со дна открепить игрушки. В задании принимают участие по двое детей.

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции и развивают мелкую моторику.

Игры с предметами домашнего обихода (прищепки).

Цель: закрепление знания цветов, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие мелкой моторики.стол.jpg

Оборудование: заготовки из картона, разноцветные прищепки.

Ход: Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти

сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде

чаши.

Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.

Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.

Прогулка « Капель».

рисует.jpgЦель: расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами, развивать мелкую моторику.

Наблюдение: Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек, предложить послушать капель.

Упражнения на развитие мелкой моторики: «Выложи узор» - составить узор из цветных льдинок; Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап…»

Кап, кап, кап – звенит капель. Каждый слог ребенок отстукивает

Приближается апрель. пальчиком по ладошке.

Подвижная игра «Зайка серый умывается».

Цель: выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

Рисуем «Дерево» - нетрадиционная техника.

Цель: закреплять знание цветов: зеленый, красный, желтый; развиваем мелкую моторику рук и ног.

Материалы: обои, разведенная краска трех цветов.

Ход: Воспитатель показывает картинки с деревьями, выясняя, что есть у дерева: ствол, ветви и листья, а у нашего большого дерева чего-то не хватает (листьев). Давайте ножками и ручками нарисуем листочки, а чтобы листочки выросли должен пройти дождик. Пальчиковая игра «Дождик», и приступим к работе.

Действия с мелкими предметами, «Рисуем на крупе»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук, воображение.

Оборудование: поднос, мелкая крупа (манка).

Ход: воспитатель равномерным слоем рассыпает по подносу любую мелкую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе, что получилась – цветная линия. А теперь предложить ребенку самостоятельно нарисовать, что он захочет. Можно ребенку немного помочь, подсказав возможные рисунки, например, солнце, облака, дождик, цветочек, травку…

«Зоопарк»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Ход: Как вариант, берем решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят»

Действия с пуговицами, кнопками, застежками, шнуровками

Цель: развиваем координацию движений глаз и рук, точность движений, мелкую моторику пальцев рук.2 ребенка.jpg

Оборудование: специальный стенд.

Ход: на стенд, обтянутый плотной тканью, воспитатель прикрепляет разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями), крупные молнии, кнопки, крючки, петли. Воспитатель показывает малышам, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает ребятам самостоятельно застегнуть и расстегнуть их.

Таким образом, данная система инновационной работы имеет важное практическое значение для развития моторики руки ребенка раннего возраста.

Это дает большой потенциал для развития мелкой моторики кисти руки ребенка в старшем дошкольном возрасте. Чтобы легко учиться у ребенка должны быть хорошо развиты и скоординированы движения мышц обеих рук.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объем информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние»,- писал Лев Николаевич Толстой.

Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий, а мы взрослые-«маленькие волшебники», которые помогают ребенку стать взрослым и умным человеком.



Список использованной литературы:

1.Савина.Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»,Москва

Издательство «Родничок»,1999г

2.Смирнова.Е.О.,Холмогорова В.М.

«Развитие общения детей со сверстниками.Игры и занятия с детьми 1-3 лет

М: Мозайка-Синтез,2008г

3.Теплякова.О.Н.,Козлова.О.Л.

Практическая энциклопедия развивающих игр –М : ЗАО «Росмэн-Пресс»,2007г

(Раннее развитие)

4.Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г

5.Ткаченко.Т.А. «Мелкая моторика.Гимнастика для пальчиков», М.Издательство

ЭКСМО,2010г

6.Шмелева.Е.Б.Пальчиковые игры.Пособие по развитию мелкой моторики и речи

У детей 2-4 лет- М : Издательство «Ювента»,2008г

7.Янушенко.Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

(1-3 года).Методическое пособие для воспитателей и родителей.

М : Мозайка-Синтез,2007г


Поделиться:


Назад в раздел