Поиск по сайту

Знание или понимание – что важнее?

Автор: Малявина Н.Л.


Люди могут забыть, что вы им сказали.

Могут забыть, что вы сделали.

Но никогда не забудут, что вы заставили их пережить.


Одним из главных требований к современному уроку и образованию в целом является воспитание способности к самообразованию. Школа должна способствовать «созданию условий для развития и воспитания обучающихся, обеспечивать их социальную самоидентификацию и гражданское становление; формировать готовности к саморазвитию, самовоспитанию и непрерывному образованию, осознанному выбору обучающимися направления будущей профессиональной деятельности» [1,38]. Уже не одно десятилетие идет речь на разных уровнях о том, что авторитарная школа не соответствует требованиям времени. Но говорить и даже понимать это и суметь на практике реализовать что-либо новое – разные вещи. Новые программы, приказы, методические разработки, оборудование мало что меняют на деле.

Как правило, на вопрос о профессиональных задачах можно услышать привычный ответ: деятельность учителя направлена на то, чтобы передать знания детям. Всегда этот процесс строится на доверии к учителю, и он это доверие оправдывает: он всегда знает досконально материал, умеет его изложить доходчиво, эмоционально, многократно, с иллюстрациями… Добросовестный учитель вкладывает очень много сил в работу, и количество проработанных лет никак не облегчает процесс подготовки к урокам. Но вот все чаще возникает недовольство результатами нашего нелегкого труда, и это даже обидно. Объяснения учителя очень часто бывают невостребованными, потому что мотивация учащихся к обучению либо не осознана вообще, либо расходится с представлениями взрослых. Почему так происходит? Можно отдельно подумать над вопросами: чему мы учим, как учим и зачем. Над этим полезно задуматься не только учителям, но и ученикам (добавив -ся), родителям.

Сейчас ситуация кардинальным образом должна быть изменена: не передать, а научить добывать эти знания, и еще не менее важно воспитать живую потребность в знаниях. Что значит «живую»? Востребованную жизнью. Новый федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание личности гражданина, «творчески и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивированного на творчество и современную инновационную деятельность; готового к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающего себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющего свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством, способного к саморазвитию и самовоспитанию» [1,39].

Каждый учитель готов согласиться с идеями нового стандарта, да и прежний не уступает в гуманности и чистоте помыслов, только…достаточно просмотреть статьи, послушать реплики учителей-практиков и с горечью заметишь, что проблемы только обостряются.

Ознакомьтесь с наблюдениями В.А. Сухомлинского из книги «И лес, и каждое дерево». Небольшая цитата: «Присмотримся внимательно к тому, что представляет собой умственная жизнь ученика средних способностей, который стремится добросовестно заниматься по всем предметам. Все его усилия направлены на то, чтобы заучить, запомнить, сохранить материал в памяти, суметь ответить на любом уроке… Не облегчает труд учащихся и сам подход к выявлению их знаний. В современную школу, школу эры новейших научных достижений и открытий, когда с каждым годом намного возрастает запас научных сведений, по инерции, без изменений перешел из прошлого века взгляд на знания как на багаж, который ученик хранит в памяти и может выложить по первому требованию учителя. Помнит ученик – значит, знает, не помнит – не знает. Учение при таком подходе превращается в усвоение по порциям: сегодня запомнил порцию знаний, завтра выложил их перед учителем и как бы освободился от них. Это, в свою очередь, постепенно утверждает в сознании учащихся психологическую ориентацию на опрос. Целью подготовки домашних заданий является для школьника, как правило, получение завтрашней оценки. Тогда как о наличии знаний должно свидетельствовать умение применить их» [3,5]. Правда же, знакомые слова! Перекликаются с ними и размышления М.Г. Ермолаевой, доцента кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО: «Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Знания учащихся должны быть сосредоточены вокруг основных представлений и понятий, связанных с операциональными (инструментальными) принципами. Такого рода представления не формируются посредством прямого изложения. Как отмечают исследователи, преждевременное предъявление «правильных представлений» приводит к тому, что учащиеся оказываются неспособными применять такого рода представления, работать с ними» [2,26].

Одна из телевизионных программ «Линия жизни» была посвящена встрече с известным ученым, просветителем – С.П. Капицей. Из зала прозвучал вопрос: «Что, по-вашему, важнее: знание или понимание?» Интересно, что знакомая тема возникает практически в любой аудитории. Конечно, стоит прислушаться к мнению ученого, это просто интересно и может дать пищу к дальнейшим размышлениям. Во-первых, вопрос не оказался неожиданным: Сергей Петрович вспомнил, что в университете они с коллегами размышляли над этой проблемой давно и пришли все же к выводу, что понимание важнее. Во-вторых, он дал свое определение: понимание – это то, что остается после знаний. Не те ли это «живые», т.е. востребованные жизненным опытом знания?

В словаре синонимов З.Е. Александрова у слова «знание» нет отдельной статьи, оно лишь входит в гнезда слов «осведомленность» и «познания»: запас знаний, грамотность (какая), компетентность, познать, понять, изведать, сведения, умственный багаж, сведущий, знающий… Слово «понимание» поясняется так: постижение, уяснение, осмысление, сознание, осознание, уразумение, разумение, восприятие, оценка. Чувствуется разница? Как не вспомнить о величии и красоте русского языка! Смыслы должны быть ясными для нашего разума. Может быть, так?

«Непереживаемое не понимается. Знание – инструмент творческого познания мира» [2,31]. Сделать знания пережитыми, т.е. личным достоянием. Услышать и пересказать, увидеть и переписать – все это отстраненно, легко дается и мало ценится, кратковременная память спасает от лишнего багажа знаний и без сожаления освобождает свои камеры хранения для следующих недорогих знаний. А что мы бережем и ценим, дарим только близким, гордимся перед уважаемыми людьми..? Ценно то, что добыли сами, открыли в процессе поиска, на чем набили шишки, что доставило сильно переживать… вот и задача для учителя: моделировать процесс так, чтобы не было ни тепло ни холодно, а чтобы хотелось замерзать и потеть.

«Непереживаемое не понимается. Знание – инструмент творческого познания мира». Звучит как эпиграф к дискуссии. И конца размышлениям не будет. Даже вряд ли предполагается спор: все понимают, что должно получиться, но никто не ответит однозначно, как этого достичь. Да и здесь нет большого секрета: в процессе непрерывного титанического творческого труда. На это способен далеко не каждый в силу разных жизненных обстоятельств. Может быть, один из решающих факторов – количество труда, не поддающиеся исчислению ежедневные обязанности учителя (он же и классный руководитель), груз обязанностей, давление которых не может понять ни один «гражданский» (т.е. не работающий в муниципальной школе, так называемом ГБОУ СОШ – вот где, оказывается, учат детей). Но это уже другая тема.



Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования. Среднее (полное) общее образование.

Проект. – М.: Российская академия образования, 2011.

2. Ермолаева М.Г. Теория и практика «Нового образования» сборник статей. Изд. СПбГУ экономики и финансов, 2003г. Сухомлинск


Поделиться:


Назад в раздел