Поиск по сайту

Развитие ребенка в театрализованной деятельности (для беседы воспитателя с родителями)

Автор: Багажова Е.В., Алейникова М.В.


Игра – один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм – театрализованные игры. Ценность театрализованных игр заключается в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыши во время игры чувствуют себя раскованно, свободно. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически неограниченна.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и удивляются вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыши во время игры чувствуют себя раскованно, свободно.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она в первую очередь взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основной для эстетического развития, последующего художественного систематического образования.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Игра – один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм – театрализованные игры.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организованные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества.

Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантов.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается с самого раннего возраста. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности , побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами»,участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыш включается в театрализованные игры.

В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов (Барто, Маршака и др.). В этом случае педагог сам читает литературное произведение, а дети подражают его героям. Тогда даже скучная, но необходимая процедура умывания превратится в игру, дающую массу информации. Можно ласково приговаривать народную потешку: «Водичка, водичка! Умой мое личико…». Это вполне заменит скучную лекцию о пользе водных процедур.

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр поможет и в этом случае. Нужно просто придумать пьеску о том, как готовилась к встрече с Машенькой или Ваней обычная ложка. Действующим лицом в таком спектакле может стать любой предмет.

Огромное наслаждение доставляет крохе театрализованное содействие вместе со взрослыми. Каждый из нас с детства помнит многократно используемую «Сороку»,которая кашу варила , деток кормила. Взрослый произносит слова, водит пальчик малыша по ладошке, загибает пальчики, а в финале сам малыш уже изображает, как детки полетели и на головку сели. Ребенок очень горд и доволен тем, что вместе со взрослыми уже что-то умеет делать.

Мудры и наблюдательны были наши прапрабабушки и няни, сказывавшие сказки, певшие и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком. Давайте включим малыша в содействие с героями этих сказок. Для этого побудим его изображать руками, голосом, как бабка звала внучку, как говорил зайчик с колобком и т.д. Ребенок с удовольствием играет роль деда и бабы, которые плачут, когда разбилось яичко курочки Рябы, и радуются, когда им достается, не золотое, а простое. В воображаемых обстоятельствах малыш переживает настоящие чувства, узнает о добре и зле, о справедливости и долге.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждение. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, по маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Спектакль с использованием игрушек помогает малышу полнее воспринять содержание художественного произведения, создает яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь. Участие в спектакле дает возможность установить связи между чувственными и словесными впечатлениями, зависимость между способами действиями с игрушками и характером персонажа.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Театрализованные игры развивают у детей память, мышление, воображение, речь. Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Но самое главное – это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.



Список литературы

Е.А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва, «Творческий центр Сфера» 2003 г.

Л.В. Артемова «Театральные игры дошкольников», Москва, «Просвещение» 1991 г.

М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Москва 2001 г.


Развитие ребенка в театрализованной деятельности (для беседы воспитателя с родителями)

Назад в раздел