Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Различные способы обработки информации на уроках математики
«Современный этап развития общества носит название постиндустриального или информационного. Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка труда, а также требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников приводят к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности» [1,9].
Современные ученики живут в принципиально ином информационном пространстве, нежели дети, которые учились даже 10 – 15 лет назад. В связи с этим меняется роль учителя в образовательном процессе. Теперь он важен не как носитель того или иного знания, а как специалист, который может грамотно организовать, оптимизировать процесс его усвоения. Как известно, школьное образование, в частности обучение математике, традиционно ориентировано на получение учащимися некоторой суммы знаний, информации, необходимой для его будущей успешной деятельности. Однако научно-технический и социальный прогресс, все возрастающие темпы роста объемов новой информации, существенно уменьшают долю знаний, получаемых в школе, по отношению к информации, которая реально будет необходима человеку в будущем. Научить в школе «всему» невозможно, но попытаться максимально способствовать интеллектуальному развитию личности можно. Высокий уровень развития – это, прежде всего, способность к восприятию и усвоению новой информации, способность к самостоятельному поиску. Это то, что является необходимым условием для адаптации человека к изменяющимся обстоятельствам в обществе. Известный психолог У. Глассер в результате своих исследований пришел к выводу, что мы усваиваем 10% от того, что читаем; 20% от того, что слышим; 30 % от того, что видим; 50 % от того, что слышим и видим; 70 % от того, что обсуждаем; 80 % от того, что пережили; 90 % от того, чему научили других. О том же гласит и старинная китайская пословица: «Слышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял». Можно сообщить детям те или иные знания, заставив их читать, слушать, смотреть, запоминать. Но, чтобы эти знания закрепились не механически, ребенок должен их «пропустить через себя». Информацию можно представить в различной форме: — В знаковой письменной • Текст • Символ • Алгоритм • Таблица • График, диаграмма • Изображение — В виде жестов или сигналов —Устной словесной Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, но совершенно очевидно, что комплексное использование данных форм позволяет решить одну из важнейших задач современной школы — адаптации ученика в постоянно расширяющемся информационном пространстве. Умение воспринимать и представлять одну и ту же информацию в разных знаковых системах позволяет ученику не только полноценно усваивать знания в отдельных областях, связывать их с другими сферами познавательной и практической деятельности, но и осознавать новую информацию не только как внешний фактор, а составную часть своей личности. Рассмотрим несколько примеров различных форм представления одно и той же информации. 1) 6 класс. Учимся анализировать условие задачи на части. (Задача №63 из учебника Математика 6 кл. под ред. Г.В. Дорофеева). В книге 75 страниц. В первый день ученик прочитал всей книги, во второй - остатка. Сколько страниц ему осталось прочитать? Форма представления информации Наполнение содержанием Устная словесная Учитель вслух читает условие задачи. Ученик слушает. Текст Ученик сам читает условие задачи. Текст с измененной структурой Краткая запись условия. Всего – 75 стр. 1-й день – 3/5 всей книги 2-й день - 2/5 остатка Осталось -? Таблица
Диаграмма ![]() Рис.1 Изображение Рис.2 1-й день ![]() Рис.3 2-й день ![]() 2) 8 класс. Учимся структурировать доказательство теоремы, представленное в тексте учебника.
Теорема Пифагора. Предлагаем ученикам прочитать теорему в учебнике, сделать чертеж, записать в тетради условие теоремы в терминах «дано-доказать» с использованием символов, структурировать доказательство, составив пошаговую схему. Рис.4 ![]() Озвучить доказательство по составленному опорному конспекту. 3) 5 класс. Представление информации с помощью таблиц, графиков и диаграмм. Дневник наблюдений за температурой воздуха в 17.00 в течение 14 дней. Таблица
Столбчатая диаграмма ![]() Рис.6 График ![]() Рис.7 Литература 1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. А 44 Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ.ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. — 290 с.
2. Учебник «Математика 6» ,Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф.,Суворова С.Б. и др.; под ред. ,Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.─М.; Просвещение,2006. 3. Учебник «Геометрия 7-9», Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. ─М.; Просвещение,2006. Поделиться:Назад в раздел |