Поиск по сайту

Знакомство старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с явлениями природы (на примере воды) через экспериментально-поисковую деятельность

Автор: Жучкова С.И.


Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Творческий характер экспериментальной деятельности в полной мере дает возможность проявиться самым разным способностям ребенка.

Цели экспериментально-поисковой деятельности:

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

- Расширять представление об использовании человеком воды для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

- Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

- В процессе опытной деятельности проводить коррекционную работу на развитие звукового произношения, мелкой моторики рук и обогащение словарного запаса.

В процессе организационной и совместной поисковой деятельности рассказываю о том, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека, проводя при этом соответствующие эксперименты.

Поисковая деятельность реализуется на основе принципа от простого к сложному. Наблюдая за водой, дети легко отмечают ее прозрачность, текучесть, вес, вкус, узнают, что при разных условиях жидкость «вода» способна превращаться в другие состояния, удивляются таинственной способности воды растворять, испаряться, преломлять.


Приложение 1: календарно-тематический план (старшая группа)

Приложение 2: календарно-тематический план (подготовительная группа группа)

Приложение 3: связь с другими образовательными областями



Вывод

В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Обозначается общая цель, затем идет работа по этапам, выслушав и выполнив одно задание, получают другое. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В результате этой работы в подготовительной группе изменяются интегративные качества детей:

- задают вопросы взрослому и любят экспериментировать;

- способны самостоятельно и по схемам проводить эксперименты;

- принимают живое, заинтересованное участие в проведении и обсуждении опытов;

-эмоционально реагируют на произведение изобразительного искусства, музыкальное и художественные произведения о мире природы;

-способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации;

- используют диалогическую речь, вербальные и не вербальные средства общения;

-умеют договариваться распределять действия при сотрудничестве;

-поведение определяется целями и задачами поставленными взрослым;

-способны планировать свои действия на достижение цели;

-знают и соблюдают правила поведения при проведении опытов;

-могут самостоятельно применять усвоенные ранее знания и способы проведения опытов для решения новых задач;

-имеют представления об использовании воды дома;

-умеют работать по правилам и по схемам, слушать взрослого и выполнять инструкции.

У детей сформировались умения и навыки необходимые для осуществления опытов.



Список литературы:

1. Жукова Р.А. «Экология. Занимательные материалы. Старшая группа». Волгоград. ИТД «Корифей». – 96 с.

2. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

3. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 67 с.

4. Зубкова Н.М. «Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь, 2008. 64 с.

5. Зубкова Н.М. «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая… Опыты и эксперименты на СЕБЕ и о СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше». СПб.: Речь, 2011. – 62 с.

6. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы». Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.

7. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – 128 с.

9. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Лужа.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.

10. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.

11. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Труба.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 64 с.

12. http://forum.schoolpress.ru Проектная деятельность в детском саду

13. http://waterlabs.ru



Знакомство старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с явлениями природы (на примере воды) через  экспериментально-поисковую деятельность

Назад в раздел