Поиск по сайту

Методическая разработка урока-экскурсии «Петербург Раскольникова»

Автор: Яковлева Е.В.


Тему «Петербург Достоевского» можно назвать одной из самых интересных в курсе литературы 10 класса, особенно для петербургских школьников. Соединить факты биографии писателя с конкретными городскими адресами, пройти по улицам, описанным в его произведениях и реально существующим на карте современного Петербурга, – значит открыть для себя и личность Ф.М.Достоевского, и его героев совершенно по-новому. Как же может быть выстроена работа по теме «Петербург Достоевского» в целом и «Петербург Раскольникова» в частности?

Как правило, в ходе уроков, посвященных изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», к теме Петербурга я обращаюсь дважды: в начале и в конце разговора о романе.

1 этап. Тема урока - «Личность и творчество Ф.М.Достоевского».

Цель урока – познакомить учащихся с биографией писателя, дать общее представление о роли Петербурга в его творчестве.

Домашнее задание к уроку: 1. прочесть биографическую статью о Ф.М.Достоевском в учебнике или в биобиблиографическом словаре «Русские писатели», отметить основные факты биографии; 2.отметить на карте Петербурга адреса, связанные с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевского; 3.на материале изученных ранее произведений (как правило, в 8 классе изучается роман «Униженные и оскорбленные») ответить на вопрос: как вы представляете себе Петербург Достоевского?

Ход урока.

На доске карта центральной части Петербурга.

1. Рассказ учащихся о биографии Ф.М.Достоевского с комментариями учителя. В качестве основных событий в жизни писателя названы:

- приезд в Петербург

- учеба в Инженерном училище

- публикация повести «Бедные люди»

- арест и в последнюю минуту отмененная казнь

- четыре года в Омском остроге

- возвращение в Петербург – и в литературу

- женитьба на А.Г.Сниткиной

- публикация «Преступления и наказания» - первого из философских романов Достоевского…

2. В ходе домашних сообщений, ответов, комментариев учителя на карте центральной части Петербурга отмечаются адреса, связанные с биографией писателя; если есть возможность использования ЭОР, то названные адреса открываются (подсвечиваются). В итоге перед глазами учащихся созданная с их помощью карта Петербурга Достоевского.

3. Выводы: значительная часть событий в жизни Ф.М.Достоевского связана с Петербургом; город оказал огромное влияние на становление Достоевского-писателя; неслучайно Петербург представлен в большей части его произведений.

4. Домашнее задание. 1. Каким предстает Петербург на страницах романа «Преступление и наказание»? 2. Как влияет город на сознание героя? 3. Что такое психологический пейзаж и можно ли назвать так городской пейзаж в «Преступлении и наказании»?

2 этап. Собственно экскурсия «Петербург Раскольникова», совместно подготовленная учителем и учащимися.

Цель урока-экскурсии – показать восприятие города Раскольниковым, помочь почувствовать ту атмосферу, в которой сложилась его теория.

Домашнее задание к экскурсии: найти в романе описания Петербурга, его улиц, домов; в примечаниях к роману, написанных А.Г.Достоевской, найти адреса и соединить их с найденными отрывками; отметить на карте те маршруты Раскольникова, которые описаны в романе.

Ход урока-экскурсии.

1. От станции метро «Сенная площадь» - к зданию Гауптвахты, единственному без изменений сохранившемуся со времен Ф.М.Достоевского.

Рассказ учителя об истории Сенной площади (интересно обратиться к названиям улиц, этот прием не раз может быть использован в ходе экскурсии), о том, как она выглядела во времена Ф.М.Достоевского, как связано с биографией писателя здание Гауптвахты.

Задание учащимся: прочесть описания Сенной площади, представленные в романе, определить, какие конкретные точки связаны с романом.

Учащиеся называют угол Конного переулка (переулка Гривцова), где Раскольников слышит разговор мещанина и Лизаветы и откуда идет домой, «как приговоренный к смерти». Именно отсюда начинается «маршрут Раскольникова».

2. Бывший Столярный переулок. Рассказ учителя о том, как выглядел переулок во времена Ф.М.Достоевского, который жил неподалеку от дома, в котором поселил своего героя, о 18 питейных заведениях на 16 домов, об атмосфере этого места.

Вопрос учащимся: какой дом может быть домом Раскольникова?

Учащиеся называют те приметы, которые даны в романе. Оказывается, адресов может быть несколько, абсолютных совпадений нет. Вывод: Петербург Раскольникова и реальный, и вымышленный в одно и то же время.

3. Дом №5, с мемориальной доской, самый вероятный адрес Раскольникова. Двор, сейчас, к сожалению, закрыт на замок, но можно увидеть очень похожий двор, еще открытый и тоже находящийся среди вероятных адресов Раскольникова. Это дом №9 (или №7). Рассказ учителя о том, как выглядели такие дворы-колодцы во времена Ф.М.Достоевского.

4. Дом Сони (№73 по каналу Грибоедова).

Вопрос учащимся: какие особенности этого дома позволяют считать его домом Сони?

Среди названных примет – маршрут (он описан в романе, когда Соня выходит от Раскольникова), «безобразно тупой» угол, описанный в романе (дом неправильной формы), близость к Вознесенскому мосту.

5. Два вероятных адреса старухи процентщицы. Учащиеся называют адрес: дом, «выходивший одной стороной на канаву, а другою в –ю улицу». Это может быть дом №104 по каналу Грибоедова и дом №118. Можно, конечно, посчитать шаги, но их количество не совпадет. ВОПРОС УЧАЩИМСЯ: почему? Варианты ответа: опять стерта грань между реальным пространством и вымышленным, художественным; Раскольников – высокий нервный человек, шагает размашисто, считает, может быть, пары шагов, так удобнее… Эти рассуждения не отвлекают от экскурсии, а заставляют почувствовать себя на месте героя.

Целесообразно войти во дворы обоих домов, прочесть описание и посмотреть, что совпадает, что нет. По поводу квартиры – комментарий учителя (учащиеся не могут сделать этого сами: войти в подъезды невозможно): в обоих случаях – несовпадение одной-двух деталей, например, закатное солнце НЕ ПОПАДАЕТ в окна квартиры, т.е. опять «размытость» вроде бы очевидного адреса.

6.Обратный путь – по Садовой к Сенной площади. Последняя остановка там, где Раскольников падает на колени, вспомнив слова Сони. Именно здесь последний вопрос урока-экскурсии: что изменилось в вашем восприятии романа, что нового вы открыли для себя?

Вывод, к которому приходят учащиеся, - это вывод о ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ, в котором существует Раскольников (маршрут действительно представляет собой замкнутый круг), об отсутствии перспективы (улицы, по которым шли, упираются в стены домов). И если даже зимой (роман изучается в феврале) ощущается некое давление, то что же должен был испытывать Раскольников в июльскую духоту!

Таким образом, урок-экскурсия позволяет не просто услышать или прочесть, а самому почувствовать, что такое атмосфера романа «Преступление и наказание» и как она влияет на сознание героя. Я провожу такие экскурсии много лет и должна отметить, что учащиеся действительно по-другому начинают воспринимать роман, наполняется смыслом то, что было просто словами: «замкнутое пространство» романа, «разомкнутость пространства» в Сибири и т.д.

В качестве домашнего задания предлагается посмотреть книгу Н.А.Анциферова « Душа Петербурга» и книгу Веры Бирон «Петербург Достоевского» (по желанию, разумеется).

Целесообразность такой формы работы, как урок-экскурсия, подтверждают сочинения (урок-экскурсия проводится в конце изучения романа, когда текст прочитан и осознан, перед сочинением).

Итогом темы «Петербург Достоевского» уже много лет является экскурсия в музей-квартиру Ф.М.Достоевского.


Поделиться:


Назад в раздел