Поиск по сайту

Результаты, эффекты и перспективы реализации проекта «Изменение школьной инфраструктуры», составной части комплексной программы развития школы

Автор: Малько Г.Н.


В последние годы со стороны Министерства образования и науки было много нововведений. Для каждого из них имелись свои основания, и поэтому многое было реализовано качественно, на системной основе. Следующая инициатива Министерства образования и науки — «Наша новая школа» и новый федеральный государственный образовательный стандарт, которые в корне меняют учебный процесс и предполагают введение до десяти часов в неделю внеурочной деятельности. С этого года в процесс уже вовлечены младшие школьники (учащиеся первых классов). Для средней школы процесс начнется чуть позже. Чтобы получить действительно достойные результаты и показать новый учебный процесс учащимся, родителям, а также поделиться своими результатами в педагогической среде на конференциях и передать положительный опыт в другие школы, важно понять, когда и как лучше начинать.

Возможны два варианта введения внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам. Первый близок к тому, что было в советской школе: кружковая работа и факультативы. Все это не требует большой подготовки, деятельность можно начинать с момента официального объявления эксперимента. Второй вариант предполагает организацию эксперимента по внеурочной деятельности для основной и старшей школы на принципиально новом уровне с внедрением в учебный процесс самых современных образовательных технологий. В этом случае во главу угла ставятся такие принципы построения учебной деятельности, как проектная деятельность, креативность, работа в реальном и виртуальном пространстве.

Мы остановились на втором варианте. Поскольку считаем, что введение внеурочной деятельности в нашей школе откроет широкие возможности для формирования выпускника, максимально подготовленного к реальной жизни, владеющего востребованными компетенциями и навыками. С 2010 года совместно с Негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет» (НОУ «ОМУ»; г. Томск) в рамках регионального эксперимента «Новая профильная школа» в нашей школе создается пространство открытых возможностей. В этом процессе принимают участие наша школа, НОУ «ОМУ», образовательный портал «Движер», институты поддержки педагогов, виртуальные исследовательские лаборатории, предприятия-партнеры, бизнес-инкубатор.

Описание эксперимента

Идея эксперимента — создание условий для разностороннего развития учащихся: проявления инициативы и самостоятельности в реальных жизненных ситуациях, способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением ИКТ, позитивного и продуктивного общения в школе и за ее пределами, культурного вхождения в Интернет, успешного профессионального и личностного самоопределения. Определяющее звено эксперимента — Виртуальная образовательная среда. Ее основная задача — создание для учащихся возможности реальных компетентностных проб и профессиональных погружений, максимально приближенных к реальным условиям интеллектуального труда в современных условиях, а также в ближайшем будущем поиск информации в Интернете, изучение сайтов, моделирование, виртуальные переговоры и др.

Расширяя образовательное пространство в такой постановке задачи, наша школа предложила учащимся информационно-технологического профильного класса принципиально новый учебный процесс — активный, интересный, погружающий ребят уже в школе в деловую среду. Внеурочная деятельность состояла из дистанционного и очного обучения, акцент делался на самостоятельную работу учащегося в сопровождении педагога. В рамках эксперимента ребята работали с интерактивным электронным учебником, затем выходили на портал Виртуальной образовательной среды и погружались в большой мир, живущий той предметной сферой, которую они изучают: дизайном, фотографией, программированием. Надо признать, что учащиеся 10­го класса не сразу вовлеклись в виртуальное образовательное пространство. Однако спустя некоторое время они стали получать здесь необходимые теоретические знания, создавать проекты, размещать их для экспертизы, консультироваться со специалистами, участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектах, форумах, совершать виртуальные экскурсии в лаборатории, мастерские, а затем виртуальные стажировки на предприятия.

Результаты

Обучение в рамках данного эксперимента позволило ребятам в значительной степени сформировать творческие и информационные способности, коммуникативные, профессиональные и социально-трудовые компетентности, повысить уровень личностного самоопределения. Наши ученики стали активными участниками сообществ, в частности «Цифрового Бума», и сами организовали команду «Бригада „Школьного университета“». Каждый учащийся самостоятельно разработал и наполнил свой сайт, на котором теперь обсуждает со своими друзьями профессиональные и учебные темы и просто общается. Обязательным заданием было создание своего портфолио. В него разрешалось включать любые награды, независимо от того, где они были получены. Вдохновившись бонусной системой Виртуальной образовательной среды, ребята постарались на славу и поразили своих учителей и друзей. В некоторых портфолио насчитывается более 70 дипломов и наград

Ребята стали участниками программы «Международный молодежный кадровый ресурс» (ММКР), миссия которой — дать возможность молодым людям взаимодействовать с представителями бизнеса, обучаясь, проходя стажировки и получая ответы на интересующие их вопросы о трудоустройстве или создании собственного бизнеса. Учащимся были предложены стажировки от компаний, участие в очных и виртуальных образовательных мероприятиях, помощь в трудоустройстве, в том числе по этой программе предложена виртуальная стажировка двум учащимся нашей школы. Еще одна ученица по итогам работы в Виртуальной образовательной среде вошла в «Золотую десятку» лучших учеников, получила грант за выполненный проект в размере 10 тысяч рублей. По результатам отбора компетентного жюри «ММКР», двое наших учащихся стали участниками «Золотой команды — 2011».

Участие в эксперименте позволило отработать:

— Разные формы организации внеурочной деятельности:

1) проектную деятельность в рамках школьного или городского проекта в распределенной проектной команде;

2) индивидуальную работу в Виртуальной образовательной среде;

3) предметное погружение;

4) состязания, конкурсы, олимпиады, фестивали;

5) занятия по профориентации: интерактивную очную экскурсию на предприятие, виртуальную стажировку.

— Разные формы организации образовательного процесса: фронтальную форму, работу в малых группах, индивидуальную работу в Виртуальной образовательной среде.

— Систему мониторинга образовательных результатов обучающихся: контроль и оценивание осуществлялось через учет и конвертацию баллов, оценок экспертов, статусов ученика (новичок, эксперт и т. д), полученных на портале Виртуальной образовательной среды «Движер», а также через защиту проекта в классе, школе, на городских и краевых мероприятиях.

Новый этап

В 2011–2012 учебном году школа продолжает эксперимент уже на следующем этапе. Образовательное пространство расширено: вовлечены предприятия города, дети стали участниками образовательного форума, в рамках которого проводились экспедиции в известные компании города (НТЦ «Галэкс», ИД «Алтапресс», креативное агентство Punk You). Тут важно отметить, что перед экскурсией ребята изучили специфику предприятия, а после — выполнили задание от предприятия, которое затем разместили в сообществе портала «Движер». В рамках образовательного форума ученики приняли участие в очном конкурсе «Школа моей мечты». Они разработали и представили проект, отражающий их видение новой профильной школы. Ребята также стали участниками (а затем и победителями) олимпиады по информатике, научно-практической конференции, конкурса «ИТ-карусель».

Малько Г.Н..jpg

Рис. Фотоотчет с образовательной экспедиции в ООО «НТЦ «Галэкс»


Таким образом, расширение образовательного пространства благодаря реализации внеурочной деятельности, использованию дистанционных технологий, привлечению предприятий-партнеров значительно увеличило образовательный потенциал нашей школы в части позиционирования. Неординарная ситуация, нестандартный подход к обучению, необычные ответы на вопросы увлекают ребят, вызывают желание находить творческие решения поставленных задач, демонстрировать свои достижения, оценивать работу других ребят. Иногда для выполнения задания им достаточно виртуальной консультации, а иногда необходимо освоить достаточно большой объем теоретической информации, но это не останавливает ребят на пути к поставленной цели.

Не стоит бояться внедрять новые технологии, нужно пробовать, экспериментировать, отрабатывать и совершенствовать образовательный процесс для достижения главной задачи школы. И, когда будет утвержден новый стандарт, школа сможет виртуозно владеть инструментами эффективной организации образовательного пространства, обеспечивая доступность, открытость и качество образования.


Поделиться:


Назад в раздел