Поиск по сайту

Школа и социум

Автор: Данилова Е.С., Лукьянова О.Ю., Филоненко О.А., Шейко Н.Г.


Современная школа является сферой, в рамках которой пересекаются интересы многих социальных партнеров. Необходимость объединения усилий школы и ее социального окружения продиктована изменяющимися условиями жизни общества, новыми технологиями и социальными требованиями к развитию личности, обеспечению готовности выпускников к социальной и профессиональной адаптации в обществе. Негативные последствия острого кризиса системы воспитания в обществе наша школа преодолевает как путем использования внутренних ресурсы педагогического и детского коллектива, так и путем поиска тех социальных сил и субъектов, которые способны объединившись, найти возможности позитивного разрешения сложившейся ситуации. Третий год педагогический коллектив работает над созданием программ духовно-нравственного развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Социально-педагогическое партнерство осуществляется путем его включения в воспитательные программы школы. Педагогами-исследователями была разработана концепция системы воспитательной работы «Со-Действие». Целью этой системы является оказание содействия школьникам в определении и совершенствовании их отношения к себе к своей деятельности и к другим людям, к окружающему миру на основе принятия гуманистических ценностей как общечеловеческих, так и региональных, в частности связанных с Выборгским районом, микрорайоном Лесной, традициями нашей школы. Духовно-нравственное становление личности наших учащихся напрямую связано с освоением социальных ценностей и выстраиванием на этой основе личного мировоззрения. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, поведенным на основе разработанной нами диагностики результатов воспитательной работы, в школе созданы условия, при которых стало возможным накопление у учащихся позитивного опыта «проживания» общечеловеческих ценностей.

Воспитательная система школы строится на принципе открытости по отношению к окружающей среде и предполагает взаимодействие с различными социальными организациями и учреждениями. Выбор социальных партнеров обусловлен целевыми установками и спецификой воспитательной работы школы. Социально-педагогическое партнерство осуществляется путем включения в воспитательные программы школы сотрудничества с такими партнерами как

Районная детская библиотека 1, предприятия, музеи, выставочные залы, подростковые клубы, общественные организации на территории исторического района «Лесной», органы муниципальной власти, оказывающие как финансовую поддержку школьных культурно-образовательных программ, так и организующие совместные со школой специальные мероприятия для школьников, их родителей, жителей микрорайона. Примером может послужить традиционное проведение Масленицы на базе нашей школы. Активными организаторами этого события стали директор школы Дерипаска Е.И, Лукьянова О.Ю, максимихин П.А. учащиеся школы и члены клуба «Ратник», а участники, в том числе и глава администрации Выборгского района Шмелев К.Н. оставили положительные отзывы о мероприятии.

Приоритетным направлением воспитательной системы «СоДействие» стала подпрограмма «Традиции, которые нас объединяют». Она создает условия для объединения субъектов воспитательного процесса.

Не один год в школе ведет музейно-краеведческую работу Лукьянова О.Ю. по изучению прошлого и настоящего нашего района (историческое название Лесной). Ольга Юрьевна познакомит читателей с системой работы школы и социума.

«Работая c музейным активом школы, я разработала краеведческие занятия для учащихся, установила крепкие связи с культурно-просветительными учреждениями и общественностью нашего района, интересующимися данной темой. В первую очередь это, конечно, Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной улице, краеведческий центр «Лесное (Лесной): из прошлого в настоящее» клуба «Союз». Ежегодно в планы классных руководителей школы включены экскурсии, музейные занятия, образовательные путешествия, проводимые данными учреждениями. Музейный совет школы активно и результативно участвует в конкурсах и чтениях, инициированных краеведческим центром, присылая своих юных исследователей.

Краеведческой и исследовательской работе в школе уделяется большое внимание. Она идет в нескольких направлениях: история района, история школ Лесного, научные учреждения района, герои Лесного, особняки и улицы Лесного. В течение многих лет юные исследователи школы представляют свои работы и занимают призовые места на ежегодных краеведческих чтениях в Лесном, проводимых краеведами района, Детским музейным центром и гимназией № 74, на районных и городских конкурсах исследовательских работ, организованных Дворцами творчества школьников. Материалы для исследования темы «Школы Лесного» черпаем из документов городских архивов. Мы нашли сведения о некогда существовавших, но ныне забытых школах района. Результатом архивных изысканий стали конкурсные работы (теперь уже выпускников школы) Титова Богдана «Школы Лесного в 1910-20-е годы» (см. Электронный журнал РОНО № 4) и Груздевой Ксении «Школы Лесного в годы войны», а также руководителя школьного музея, учителя истории Лукьяновой О.Ю. «Школа № 170 в 20-е годы». И в настоящее время исследование о прошлом школ продолжается.

Ежегодно школьники старших классов с интересом посещают закрытые музеи научных учреждений района ВНИИ Телевидения, Радиевого института имени В.Г. Хлопина, Физико-Технического института им. А.Ф. Иоффе, музей Политехнического университета. С руководителями этих музеев – настоящими энтузиастами своего дела - у нас установились добрые отношения. Они выступают со своими рассказами перед детьми, помогают нашим школьникам в подборе материалов для написания исследовательских работ. Так появились исследования школьников о жизни и деятельности В.Г.Хлопина, о вкладе Института телевидения в освоение космоса.

Для подготовки своих проектов по истории района школьники знакомятся с материалами краеведов и публицистов, и, если удается, встречаются с ними лично, берут интервью. Только за последний год члены музейного совета встречались с публицистом С.Е.Глезеровым, краеведом Г.В.Кравченко, старейшим педагогом Лесного Г.Ф.Гагариной, хранительницей интересных документов о школах Лесного Н.Н Галицкой, мамой Героя России Тимура Сиразетдинова, большим другом нашей школы Г.Я. Сиразетдиновой и другими, Ребята слушали их выступления, брали интервью. Для более глубокого изучения истории ЛТА члены музейного кружка совершили экскурсию по парку Академии в сопровождении аспиранта, краеведа Николая Лаврентьева. Результатом подобной исследовательской работы стали: конкурсные работы Кондратенко Марии «Герой России Тимур Сиразетдинов», Спиридоновой Ксении «Герой Зимней войны, житель Лесного Н.Н.Никитин», Волосатовой Ксении «Детский дом № 15 в годы блокады» и др., презентации: Титова Богдана «Герой войны, Герой труда рядом с нами - В.В.Павлов», Дуботолковой Натали и Овсянниковой Софьи «История парка ЛТА», эссе Бондаревой Екатерины «Далекие звезды» по письмам жительницы района Артемьевой.

В школе созданы и действуют музей Ученика и музейная выставка «Предметы быта 20 века». Они открыты для всех желающих. Особенно много бывает посетителей в дни, когда школа открыта для микрорайона – в дни поздравлений блокадников и ветеранов войны и в дни выборов, проводимых в помещениях школы. Так устанавливаются новые знакомства. Жители микрорайона с удовольствием делятся с нами своими впечатлениями, воспоминаниями, некоторые дарят нам свои личные вещи, которые становятся экспонатами нашего музея.

Крепки наши связи с библиотеками. В 2012 году мы начали совсем новый для нас вид работы –совместно с библиотекой № 1 Выборгского района на пр. Тореза организовали встречи с читателями «У карты Лесного». Особенностью этих встреч стало то, что встречаются люди разных поколений: старшего – читатели и младшего – школьники. Ребята представляют свои работы, выслушивают специалистов-краеведов, общаются со взрослыми читателями. Таких встреч с января по май прошло пять. Первая встреча, проходившая 30 января, была посвящена Блокадным дням и называлась "Адреса Памяти в Лесном ". После выступления ребят из 6-б, 9-ш и 11-б классов поделились своими воспоминаниями жители блокадного города. Сотрудники библиотеки радушно принимали гостей за чашкой чая. 27 февраля встреча была посвящена истории создания Лесного института. На его землях в 19 веке и возник район, получивший от него название Лесной. Со своей презентацией "Парк ЛТА" выступили члены музейного кружка 6-х классов Дуботолкова Натали и Овсянникова Соня. Они рассказали о том, что узнали из путешествия, которое для них провел знаток истории института и парка Николай Лаврентьев. Он и сам был на этой встрече. В работе принимал участие краевед, известный публицист С.Е. Глезеров. Встреча 19 марта называлась Наука в Лесном. С одноименной презентацией выступили десятиклассники. В гости в библиотеку пришли замечательные люди, пишущие и популяризирующие историю Лесного: директора музеев Политехнического, Физико-технического институтов и ВНИИ телевидения Об этой встрече в "Санкт-Петербургских Ведомостях" от 22 марта была помещена заметка "Научные традиции "петербургского Кембриджа". 16 апреля - встреча "Школы Лесного". В библиотеке собрались ученики школ Лесного и Удельной разных лет. Сначала выступили школьники: Смурова Саша (11 кл.), Канунников Ваня и Иванов Никита (оба из 6-а кл.). Они рассказали о дореволюционных школах. С рассказом о Коммерческом училище в Лесном выступила руководитель музея "Лесное (Лесной): из прошлого в будущее" Мозгалевская Елена Андреевна. Были и рассказы о школах и учителях 20-50-х годов. Свою новую книгу "Удельная" представил С.Е. Глезеров. 21 мая состоялась последняя в учебном году встреча из цикла «У карты Лесного». В этот раз она была посвящена домам и дворам Лесного прошлого века. Во встрече приняли участие: краевед, автор ряда опубликованных статей о Лесном Галина Всеволодовна Кравченко, сотрудник Детского исторического центра на Болотной Таришняя Оксана Александровна, старожил этих мест, ветеран войны Юркин Григорий Васильевич и большой «десант» пяти- и шестиклассников нашей школы. Данная встреча проходила с элементами игры. Для выполнения заданий собравшиеся ребята и взрослые – читатели библиотеки, интересующиеся историей района - разделились на 4 группы: «Дома Лесного», «Обстановка дома», «Дворы Лесного», «Игры и забавы». Им были предложены отрывки из воспоминаний Г.В.Кравченко, фотографии, экспонаты из школьной коллекции, дополняющие представления о жизни в Лесном в 30-е годы 20 века. Под звуки популярных песен того времени ребята с удовольствием включились в работу. Взрослые с желанием помогали им в этом. Встреча получилась очень интересной и для детей, и для взрослых. В следующем учебном году мы договорились с сотрудниками библиотеки о продолжении нашего лектория «У карты Лесного». Будем готовить материал о знаменитых лесновцах.»

О школьных событиях патриотической направленности повествует педагог организатор Данилова Е.С. « Особое место в воспитательной системе школы занимает патриотическое направление. Все мероприятия, связанные с памятными датами Великой Отечественной войны – это без преувеличения святые дни для школы. Старшая школа готовит музыкально-литературные композиции для средней и младшей школы, жителей микрорайона. Звучат блокадные стихи, воспоминания… 9 мая, в рамках одного из самых грандиозных мероприятий, вся школа принимает участие в торжественной линейке, последующих творческих программах, встрече ветеранов ВОВ. Общение с ветеранами – это отдельное направление воспитательной работы. В прошлом году на базе школы было проведено две официальные встречи с ветеранами, которые участвовали в событиях на «Невском пятачке». Учащиеся 7-ых и 8-ых классов смогли пообщаться с людьми, которые помнят страшные события войны, перенять их, не смотря ни на что, позитивное отношение к жизни, впитать действительный и органичный патриотизм. Но в этих мероприятиях важно и то, что значение они имеют не только для детей. Активное участие учащихся вовлекает в процесс и родителей, а, главное, ветераны чувствуют себя нужными не формально. В дни празднования Дня Победы значительная часть детей, не занятая в выступлениях на линейке и в концерте, выполняли не менее важную функцию. Они встречали гостей-ветеранов, вручали цветы, помогали раздеться, проводили блиц-экскурсию по школе, радушно предлагали угощение, а самое главное с интересом выслушивали неформальные воспоминания о пережитом, задавали самые разнообразные вопросы о прошлом и настоящем, провожали ветеранов после праздника домой». Школа носит имя Героя России Тимура Сиразетдинова, выпускника школы. Личность Тимура – человека с высокими жизненными ценностями позволила сформировать целый ряд традиций, связанных с воспитанием патриотизма. Помощь в этой работе оказывают отряд особого назначения «Тайфун», в котором служил Тимур и наши шефы УФСИН. Действующие служащие не только встречаются с учащимися и их родителями на массовых мероприятиях, но и проводят игру «Зарница», спортивные соревнования, походы.»

Проведение общих коллективных дел праздников, конкурсов, социальных акций организаторами которых являются не только дети и педагоги, но и родители, а участниками учащиеся, их родители, а также жители микрорайона, приводят к развитию партнерства и сотрудничества. Одной из основополагающих традиций, которая является базовой для эффективного проведения воспитательной работы в школе, являются массовые школьные мероприятия участниками которых становятся и жители микрорайона.Это 1 сентября, День Учителя, Новый год, 8 марта, 9 мая и праздники, ставшие традиционными для нашей школы, День рождения школы, День Английского языка, День рождения и День Памяти Тимура Сиразетдинова.

Системообразующим видом совместной деятельности, вокруг которого выстраивается вся воспитательная работа в школе, является коммуникативная деятельность, которая способствует познанию социальных норм и ценностей.В школе успешно функционирует главный координационный орган Соуправления «Совет школы» - это учащиеся средней и старшей школы, добровольно взявшие на себя обязательства по организации практически всех общешкольных мероприятий. Они осуществляют информационную поддержку, организационное планирование и проведение проектов. Но самое главное, именно они являются связующим звеном между взрослыми и детьми. Подспудно нам удается решать задачи психологического и социально-адаптивного характера. В общении друг с другом и со взрослыми дети пересматривают первоначальные взгляды, переходят к совершенно новым выводам или укрепляются в своей правоте, выходят на качественно новый уровень осмысления нравственных проблем.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному помогает формировать эстетические идеалы у учащихся нашей школы.

Как преодолеть негативное влияние на мораль и психологию детей многих компьютерных игр, кино, телевидения, рекламы…

Мы считаем, что это возможно осуществить посредством создания условий по включению ребят в духовно-нравственную, личностно значимую деятельность, связанную с культурными практиками.

Каждый год, силами учителей и учащихся готовится новогодний праздник для детей, и членов их семей. Под руководством выпускников школы Дмитриева Д.В, Даниловой Е.С. старшеклассники готовят новогоднюю постановку для начальной и средней школы. И это сегодня, когда праздник новогодней елки перестал быть традиционным и массовым для многих школ, так как требует материальных затрат, квалифицированной кропотливой работы, тщательного отбора материала для события. По отзывам зрителей, детей и членов их семей- это не только высокопрофессиональное, эстетически безупречное, но воспитывающее, нравственное действо, которое приносит столько радости, ощущение общего праздника.

Педагоги нашей школы успешно решают задачу формирования мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, партнерским отношениям с социальными институтами.

Духовно-нравственные ценности имеют непреходящее значение в любом возрасте и усваиваются через семью, родственников, друзей, и социальное окружение, наполняя содержанием такие понятия как «Отечество», «Малая родина», «Родная земля» «Мой район», «Моя любимая школа». Ценность школы равняется ценности ее учителя. Примером нравственного, гражданского и личного поведения стали педагоги нашей школы Дерипаска Е.И, Лукьянова О.Ю, Грибкова Ю.Г. Дмитриев Д.В. Грибкова Ю.Г, и многие другие.


Школа и социум

Назад в раздел