Поиск по сайту

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Автор: Бойцова Е.Г., Чичев Е.М., Мегалинская И.Н.


Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС – осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Многие исследователи и педагоги-практики отмечают, что учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности. [1]

Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.

Дополнительный результат – умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.

Универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС-задачи, – это обычный набор действий при работе с информацией. В него входят:

· терминологические изыскания,

· выделение ключевых слов,

· контекстный поиск информации,

· анализ информации,

· формулирование выводов,

· сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,

· при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.

Процедура работы над задачей:

1. Предъявление задачи. Обсуждение до полного понимания.

2. Подбор ключевых слов для поиска информации.

3. Поиск, обработка, анализ информации.

4. Подготовка доклада.

5. Тур слушания.

6. Предъявление культурного образца.

7. Переработка информации с учетом культурного образца.

8. Тур слушания.

9. Подведение итогов.

Технологии Web 2.0

Web 2.0 (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. [2]

В гимназии создана и функционирует модель сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, основанная на использовании технологий Web 2.0. Ядром модели выступает центральный портал ОУ, который перенаправляет пользователей на указанные на схеме разделы. Использование платформы Google-сайтов позволяет организовать многоуровневое сетевое взаимодействие всех участников с управляемым доступом и совместной работой над сайтами и размещаемыми материалами. В основном, используются следующие ресурсы: Google-сайты, Google Groups, Google Documents, Blogspot. [3]

Модуль «Сайты МО и сайты учителей» позволяет сформировать методическую базу и организовать совместную дистанционную работу участников образовательного процесса. Они выступаю своеобразным виртуальным классом.

В приведенном ниже уроке сайт методического объединения использовался в качестве виртуального класса, основной функцией которого было расширение границ урока. Именно здесь происходило введение в тему и рефлексия после урока, обсуждение результатов урока, размещение дополнительных материалов по теме.

Пример проведения урока английского языка с использованием данных технологий

«Культурная миссия Beatles»

9 класс

Цели урока

Образовательная – повторить материал и обобщить знания по теме.

Воспитательная – развить навыки умение работать в команде, отработать навыки публичного вступления.

Развивающая – отработать навыки поиска, систематизации, анализа и обработки информации.

Задачи урока

  1. Расширить лексический запас по теме.
  2. Изучить методы поиска информации.
  3. Ознакомить учащихся с планом работы в технологии ТОГИС.
  4. Подобрать, проанализировать и обобщить информацию.
  5. Сравнить полученные выводы с культурным образцом.
  6. Проанализировать полученные результаты.

Ожидаемый результат:

  1. Расширение лексического запаса.
  2. Отработка навыка подбора ключевых слов для поиска информации.
  3. Развития умения поиска, анализа и обработки информации.
  4. Отработка навыка работы в команде.
  5. Улучшение качества спонтанной монологической речи по заданной теме.
  6. Отработка навыка чтения с выбором информации.
  7. Развитие навыка аудирования.
  8. Отработка навыка сравнительного анализа.
  9. Закрепление навыка написания сочинения-рассуждения.

Таблица 1

План урока

Наименование этапа урока

Описание этапа урока

Время

Введение в тему

Просмотр видеоматериалов по теме, определение целей и задач урока, план работы, разделение на группы.

До урока на сайте МО

Расширение лексического запаса

Знакомство со словами, необходимыми для работы по поиску и анализу информации.

2 мин.

Подбор ключевых слов

Подбор ключевых слов для поиска информации в сети Интернет.

5 мин.

Подготовка выступления по теме

Сбор информации, анализ, подготовка текста выступления. Выступление групп.

15 мин.

Представление культурного образца

Прослушивание отрывков из песен, перевод, анализ текстов.

10 мин.

Сравнительный анализ

Проведение сравнительного анализа выступления групп с культурными образцами.

15 мин.

Домашнее задание

Схема написания сочинения-рассуждения.

После урока на сайте МО.

Подведение итогов. Обратная связь.

Подведение итогов. Пожелания учащихся по темам уроков, комментарии учителя.

После урока на сайте МО.

Проверка домашнего задания

Проверка сочинения учителем. Комментарии учителя.

Блоги учащихся.

Формирование универсальных учебных действий

Использование данных технологий позволяет формировать универсальные учебные действия у учащихся. Перечень УУД и способы их формирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Формирование УУД

Формируемые УУД

Способ формирования

Технология

Умение работать в команде

Работа в команде во время выполнения работы по проекту, поиску информации, составлению речи и сравнению полученных результатов с культурным образцом

Технология ТОГИС

Навык публичного выступления

Защита, полученных результатов поиска информации

Проектная деятельность

Технология ТОГИС

Умение искать информацию

Поиск информации для подготовки текста выступления

Технология ТОГИС

Умение анализировать полученную информацию

Анализ информации и сравнение ее с культурным образцом

Технология ТОГИС

Умение обобщать и делать выводы, сравнивать результаты деятельности

Сравнение полученного результата с культурным образцом и выступлениями других групп

Технология ТОГИС

Умение ставить цели работы и пути их достижения

Работа на сайте МО по постановке цели и определения задач предстоящего урока

Технология ТОГИС

Технология Web 2.0

Навык решения задач, не имеющих однозначного решения

В данном уроке нет правильного решения – учащиеся учатся искать наиболее приемлемый для них вариант решения задачи

Технология ТОГИС

Умение анализировать результаты работы

Проведение обратной связи на сайте МО

Технология Web 2.0

Умение собирать портфолио

Сбор электронного портфолио на блоге учащегося (сочинение-рассуждение – одно из составляющих портфолио)

Технология Web 2.0

Таким образом, использование данных технологий позволяет не только разнообразить урок и повысить мотивацию к обучению, но и формирует регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.



Список литературы


1. Гузеев В.В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента. – ж.«Учитель Приморья». – Владивосток, 2010. -№1, 2.

2. Википедия. Статья Web 2.0, http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%E1_2.0

3. Чичев Е.М. «Использование технологии Веб 2.0 для организации сетевого взаимодействия в школе» Министерство образования и науки Российской Федерации, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга,ГОУ ДПО ЦПКС Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», конференция «ИТО – Санкт-Петербург. Информационные технологии для Новой школы», 21-22 марта 2011 года, Санкт-Петербург. Сборник тезисов


Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Назад в раздел