Поиск по сайту

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

Автор: Бабаева Е.М.


Сегодня наше общество может гордиться стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Иными словами, человечеству необходимо принять и всячески развивать культуру непрерывного обучения, обучения в течение всей жизни.

Стремление школы шагать в ногу со временем заставляет решать задачи интеграции, обобщения, осмысления новых знаний, увязывания их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учить себя, т.е. учиться. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. На смену зуновской концепции пришли деятельностный и компетентностный подходы, личностно-ориентированное обучение. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Решение этой задачи в значительной степени зависит и от уровня сформированности у учащихся навыка работы с информацией. Информационное общество, информационная компетентность, информационная культура, информационной грамотность – всё начинается в начальных классах школы.

Для первоклассника одним из первых источником информации является слово учителя. Ребёнка учат слушать и слышать информацию, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Учащиеся получают информацию при общении, из наблюдений.

Умение читать открывает возможность детям получать информацию из печатных источников (учебник, книга, словари, справочники, энциклопедии). Учащегося необходимо научить осознанно читать текст, выделять в тексте главные идеи, определять тему, сюжет, видеть ключевые слова в тексте; составлять план текста, подробно и сжато пересказывать; преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу; преобразовывать информацию, полученную из рисунка в текст; интерпретировать и обобщать информацию, формулировать простые выводы. Это происходит на первом этапе, который направлен на получение учащимися общеучебных навыков работы с информацией. Здесь же ученик учится структурировать информацию, приобретает элементы логического запоминания информации, и ее вербализации. На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).

На уроках при выполнении заданий разного вида обучающиеся попадают в ситуацию необходимости: поиска информации; понимания и преобразования информации; применения и передачи информации, проверки достоверности информации.

Работая в парах (группах) ребёнок учится передавать однокласснику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвует в диалоге при обсуждении информации, соотносит позицию автора с собственной точкой зрения. В начальных классах ребёнок приобретает первый опыт составления небольшого устного монологического высказывания по предложенной теме; опыт выступления перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентацию). Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий. Чем раньше учащиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. ИКТ служат средством доступа к обучению и способом обеспечения его непрерывности, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.

Литература:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения).

2. Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г. С. Ковалёвой,

О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).


Формирование  у  младших  школьников  навыков  работы с информацией

Назад в раздел