Поиск по сайту

Эффективный урок как фактор повышения обученности учащихся

Автор: Корнева В Н., Тимошенко Е.А.


Учителя-словесники под  эффективностью урока рассматривают  следующие критерии:

1.     Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

т.е. учащиеся должны весь урок активно работать, а это в свою очередь заставляет нас, учителей планировать свою деятельность таким образом, чтобы  каждый из этапов работы был интересен и познавателен.

2.     Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

3.     Мотивация познавательной деятельности  на уроке.

4.     Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей  и задач урока.

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи.

Цели  и задачи могут быть:

1. образовательные – «что?»

2. развивающие – «как?»

3. обучающие, воспитывающие, коррекционные.

От того, насколько правильно поставлены цели и задачи и зависит эффективность урока. Каждый учитель сам выбирает формы и методы, наглядность, дидактический материал, подбирает технические средства при подготовке к проведению урока.

В нашей школе учителями-словесниками на уроках часто применяются инновационные методы обучения. Инновационное обучение – это поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика, предложение вариативной методики и приглашение в творческую методику.

Для обучения детей особенно важны: способ организации и подачи материала, форма урока. Только в настоящее время стало возможным каждому учителю самостоятельно решать и выбирать методы, которые он сам и разрабатывает зачастую.

Инновационное обучение опирается, прежде всего, на положительные эмоции ученика, эмоциональную память, на механизм творческой деятельности. Это обеспечивает детям комфортное состояние на уроке, на котором они активно участвуют в ходе всего прохождения занятия. Обучаемые включаются в работу с первой минуты урока, испытывая интерес к материалу и потребность этот  интерес удовлетворить. Благодаря методам и приемам, которые используют учителя-словесники, учащийся превращается в самостоятельно и охотно обучающегося. Не секрет, что творческая личность – а это наша конечная цель – без умения наблюдать, умения сосредоточиться и умения вдохновиться существовать не может.

Вся методика и технология инновационного обучения направлена на успех учащихся с любыми способностями и позволяет посмотреть на каждого, как на индивида с особыми возможностями. Общение с детьми на такой основе усиливает в них желание к дальнейшему развитию, поиску новых способов работы, отходу от шаблонов.

Хочется остановиться на таком виде урока как мастерская. У нас в школе мы почти все прошли курсы по мастерским, но что такое мастерские, так до конца и не поняли. В этом году мы посетили курсы по методике русского языка. Здесь мы сами стали участниками мастерских, посетили семинар с проведением мастерской с такими же детьми VШ вида, как наши. И знаете, нам понравилось. В следующем учебном году мы планируем провести ряд мастерских по русскому языку и литературе,  приглашаем всех желающих принять в них участие.

Мы все прекрасно знаем, что учебный процесс тесно взаимосвязан с внеклассной деятельностью учащихся.

Учебно-воспитательный процесс, можно сказать,  складывается из классных занятий - уроков и разнообразных занятий вне класса во внеурочное время. Они дополняют друг друга и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой, перед учителем.

Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.

Это особенно хорошо видно на примерах проведения недель русского языка и литературы, где учащиеся заучивают слова, ставят сценки, участвуют в  викторинах, интеллектуальных играх и т.д.

На уроках русского языка и литературы учителя используют не только игры, но и викторины, тесты, часто используют картины, предметы народных промыслов, элементы фольклора – пословицы и поговорки, загадки, кроссворды, музыкальные произведения. Для закрепления знаний по предметам ставятся и небольшие сценки, инсценировки, делаются зарисовки, проводятся игры-соревнования.  Учителями на уроках постоянно ведется работа над пополнением и развитием словаря учащихся, а именно: работа по предметным картинкам, картинам, серии картинок. Учащиеся самостоятельно составляют простые предложения и даже учатся составлять и записывать с помощью учителя небольшие рассказы. Выполняют наши дети и такой вид работы как составление небольших рассказов из одной части речи, например, составление рассказа только из глаголов: Встал. Умылся. Причесался. Позавтракал. Оделся. Вышел. Пришел. Поздоровался. Вошел. Сел. Достал. Ответил. Получил. Обрадовался. И т.д.

Используются разнообразные нестандартные  виды работ:

1. Игры-соревнования: кто больше запишет  прилагательных, описывающих предмет, время года, погоду ( ясная, солнечная, голубое, зеленые);

2. Вопросы-шутки: можно ли из НОЛЯ получить СОЛЬ.

3. Вопросы для любознательных: какие слова можно получить, если в слове ТОРТ заменить первую букву (ПОРТ, СОРТ, КОРТ) и т.д.

4.  Работа в группах, парах .

5. Составление кроссвордов (кроссворд по прилагательному, по произведениям писателей и т.д.)

Учителя-словесники проводят и нестандартные уроки, которые можно рассматривать  как фактор повышения  эффективности обучения наших учащихся.

Например:

1. путешествие по стране слова, путешествие по сказкам (по стране Существительного, стране Сказок и т.д.)

2. музыка и поэзия (А.С.Пушкин и романсы по его произведениям, Чайковский и поэзия о природе, временах года, Глинка и поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и другие)

3.  мастерские (которые планируем начать проводить)

Результат эффективности деятельности на уроке зависит, как известно, от профессионализма учителя: от его знания предмета,  культуры общения, любви к детям. Если учитель на своих уроках использует новые технологии, то и урок будет более интересен и познавателен. Чем эффективнее урок, тем выше результативность

На своих уроках мы используем  технические средства: компьютер, аудиотехнику. Особенно часто их применяем на уроках литературы, где прослушиваем тексты рассказов, басен, стихотворений в исполнении известных артистов,   на физминутках (произведения классиков, звуки природы).

В этом году  многие учителя-словесники стали пользоваться мультимедийными средствами , т.к. это удобный и эффективный способ предоставления информации учащимся. Одновременное  воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта в обучении, особенно наших детей.

Инновационное обучение в нашей школе получает с каждым годом все большее применение. Урок без элементов игры или занимательного задания, без выполнения каких-либо творческих упражнений и технических средств в настоящее время просто нельзя себе представить. И это доказали уроки учителей словесников нашей школы.

 Приложения:

1. Презентация






Поделиться:


Назад в раздел