Поиск по сайту

Индивидуальные встречи с детьми в музыкальной деятельности

Автор: Быстрова В.Г.


В «Детском санатории «Аврора», расположенным на территории дачи художника Верещагина, дошкольники проходят курс реабилитации (который длится суток 45 – 50). В результате общения с детьми на музыкальных занятиях, я выяснила, что дети охотно включаются в разные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музицирование, игру в оркестре), однако качество исполнения, особенно в пении и игре на детских музыкальных инструментах, настораживало. Поэтому в начале смены провожу элементарную диагностику, и с этого момента начинаю уделять внимание индивидуальному общению. Работу организую так, чтобы ребёнок максимально раскрыл свои возможности – навыки и умения в пении и игре на детских музыкальных инструментах. При этом стараюсь быть предельно внимательна и тактична к эмоциональному состоянию ребенка, так как считаю важным создать обстановку доверия и доброжелательности; желание ребенка, его предпочтение участвовать в певческой деятельности или в игре на детских музыкальных инструментах – закон. Случается так, что ребенок довольно уверенно исполняет песню: правильно передает мелодию, ритмический рисунок, даже динамические оттенки использует при исполнении; хвалю за хорошее пение, непременно спрошу, кто научил его так хорошо петь. Непроизвольно возникает диалог, ребенок ведет себя увереннее, смелее; думаю – контакт есть и спешу перейти к другому виду деятельности.
- Попели, а сейчас поиграем на металлофоне.
- Я не хочу. (настроение изменилось, взгляд опущен.)
- Ты устал?
- Нет, я не умею играть на металлофоне.
-Что ты, дружок, мы такую музыку сыграем, что у тебя все получится. И играю глиссандо. Попробуй, это у тебя обязательно получится.
Ребенок старательно выполняет задание – то правой, то левой рукой, меняет динамические оттенки. Задание усложняю.
- В конце музыкального произведения ты должен исполнить глиссандо.
Задание удается выполнить, правда, не с первого раза, оба довольны своим результатом. Знаю, что этого ребенка не надо будет зазывать на индивидуальные встречи, увидев меня, он сам подойдет и попросит о встрече. У ребенка появился интерес и желание не только петь, но играть на металлофоне.
При разучивании музыкального материала не избежать повтора заданий, а однообразие притупляет интерес. Можно в данном случае применить такой прием:
- Сыграй, пожалуйста, еще раз, тебя хочет послушать собачка (мягкая игрушка). Задания для тех ребят кто не умеет играть на металлофоне самые простые.
- У меня дома есть котик Барсик, а ты догадайся – какой он?
И играю на металлофоне. Беседуем по данному вопросу, и ребенок сам предлагает мне узнать, какая у него кошечка или собачка. Чаще бывает так, что решение данного задания меня совершенно не устраивает, однако не спешу с выводами, а пытаюсь понять, почему именно так сыграл. И опять беседа с ребенком, вместе пытаемся разобраться, почему же получился такой музыкальный образ. И каждый раз вспоминаю всем хорошо знакомое высказывание. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» В.А Сухомлинский. Встречаясь с детьми в системе, незаметно пополнилась копилка методических приемов. Пение а*капелла; запев пою сама, припев ребёнок (его легче запомнить); пение по музыкальным фразам (1 фразу пропеть, 2 – промолчать и так далее); вопросно-ответная форма:
- Дети, дети, вы куда идете? (поет музыкальный руководитель)
- Ой, сапожник, мы идём на площадь. (отвечает ребенок).
- Саша, добрый день. (поёт музыкальный руководитель), а ребенку надо придумать музыкальный ответ на слова «добрый день, добрый день» – вот вам и задание на творчество, или такой игровой прием. Песня «Гуси» музыка Тиличеевой – предлагаю ребенку спрятаться за спинку стула (как за кочку или бугорок) - Гуси, гуси? (поёт музыкальный руководитель) - Га, га, га! (отвечает ребёнок, поднимая голову над спинкой стула и опять прячется) и т. д. Если ребенок правильно исполнил мелодию, радостно встречаю, нашлись мои гуси. Если задание не удалось выполнить, говорю, что это не мои гуси, мои гуси поют вот так и напе ваю мелодию, показываю, как должны были спеть мои гуси. Этот прием очень удачный, так как замечание получает не ребенок, а гусь, это гусь спел неправильно. В ходе индивидуальных встреч выясняется, одна подгруппа детей с ярко выраженными музыкальными способностями, это активные дети, быстро овладевают нужными навыка- ми и умениями; другая подгруппа детей более пассивна, среди этих детей – застенчивые, с низкой самооценкой ребята, они не так быстро овладевают необходимыми навыками и умениями. Поэтому, только учитывая особенности ребёнка, можно совершенствовать ка чество исполнения того или иного задания. Если дети одной подгруппы (а) могут исполнить на металлофоне вступление к песне С.Насауленко «Песенка про домашних животных», то другая подгруппа (б) – на палочках исполнит ритмический рисунок этого вступления, а совместное исполнение подгрупп (а и б) это уже будет ансамбль. И как только ребята из подгруппы (б) добьются определённых результатов – перевожу их в подгруппу (а). Все дети в группе умеют и охотно играют на ударных инструментах (палочки, ложки, бубны, трещётки, треугольники). Репертуар у нас небольшой, так как дети проходят курс реабилитации где-то суток за 45-50, это и русские народные мелодии «Частушки», «Ах вы, сени», « Во саду ли, в огороде», украинские народные мелодии «Соседка», «Стуколка «Полька» музыка М. Глинки, «Немецкий танец» музыка Ф .Шуберта, «Наш оркестр» музыка Бокач. Периодически в конце смены провожу музыкально-тематические встречи «В нашем оркестре всего понемножку». Не обхожу вниманием детей как из одной, так и из другой подгруппы. Только у одних детей это будет более сложное задание, у других – простое. Постоянно помню, как важно для ребёнка получить одобрение, но пользуюсь этим приёмом очень осторожно, так как чрезмерное захваливание может принести ребенку только вред (лучше пообщаться одобрительным взглядом, улыбкой, прикосновением, то есть не вербальным способом общения). Индивидуальные встречи с детьми в музыкальной деятельности необходимы, они помогают ребенку совершенствовать качество исполнения музыкального материала, как в певческой деятельности, так и в игре на детских музыкальных инструментах, способствуют развитию таких психических процессов: всех видов памяти, внимания, логического мышления. Дают возможность раскрыться ребенку, проявить свои музыкальные способности, эмоционально откликаться на музыку. Повышают жизненный тонус.


Используемая литература

1. Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Москва, "Просвещение" 1983.
2. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва, "Просвещение" 1982. 3. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста, Российское Музыкальное Издательство, Москва, 1996 4. А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой, Москва, "Советский композитор", 1986 5. Р. Шуман. Альбом для юношества, Издательство "Музыка", Москва, 1974 6. Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры, Государственное музыкальное издательство, 1961, Москва

Индивидуальные встречи с детьми в музыкальной деятельности

Назад в раздел