Поиск по сайту

Исследование личности школьника как функция управления образовательным учреждением

Автор: Меркульева Л.О.


В образовании, основанном на признании человека как высшей цели, исследование личности школьника является составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Глубокое изучение личности школьника возможно только при создании исследовательской системы, в которой задействованы все участники педагогического процесса: от директора школы до учителя, психолога и самого учащегося. Системно-целостный подход к управлению исследовательской деятельностью предполагает осмысление директором ситуации, в которой находится школа и поиск оптимальных методов управления. Это может быть созданная исследовательская модель и разработка системы её управления. Только оснастив педагогический коллектив социально-психологическими знаниями о личности школьника, современные ОУ могут выйти на высокий уровень качественного образования. На современном этапе становления новой школы актуальность представленной темы неоспорима. Для профессионального управления школой необходимо владеть знаниями об индивидуальных особенностях личности ученика. Это дает возможность осуществлять компетентный контроль над развитием и обучением учащихся и оказывать методическую помощь педагогам.

Решать данную проблему сложно, но вполне возможно в условиях массовой школы, если решать ее при взаимодействии звеньев системы управления ОУ. Педагог вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и психологом, и социологом. Именно такая работа позволяет раскрыть подлинные возможности ученика и выстроить для него индивидуальную траекторию развития. Это разнообразит учебный процесс, сделает его более интересным, комфортным, позволит повысить эффективность обучения и удовлетворённость учителя собственным трудом.

Анализируя результативность образовательного процесса и уровень воспитанности учащихся нашей школы, сопоставляя их с возможностями учащихся, можно прийти к выводу, что уровень возможностей многих школьников не соответствует их уровню обученности, исследуя самооценочный уровень школьников. Почему это происходит? Часто педагоги не обладают достаточными знаниями о личностных качествах учащихся, акцентуациях их характера, свойствах темперамента. В основном учитываются только возрастные особенности, так как работа педагога ведется с группой учащихся одного возраста, но даже в одной возрастной группе ученики могут резко отличаться по личностным качествам.

Сравнивая их я-реальное и я-идеальное, часто наблюдаем значительный разрыв между этими понятиями. Это характерно для учащихся-«хорошистов». Обладая информацией об их личностных качествах, учитель может корректировать самооценочный уровень, обеспечивая тем самым стабильную успеваемость, уверенность в себе, самодостаточность, психологическую комфортность личности.

Сохранение здоровья школьника – одна из важнейших задач школы. Педагогу необходимо интересоваться самочувствием учащихся, их утомляемостью, эмоциональным комфортом и учитывать это в повседневной работе школы (составление расписания, дозирование домашнего задания).

Надо отметить, что психолого-педагогическая грамотность лежит в основе управленческого профессионализма современного руководителя, его способности к решению нестандартных управленческо-педагогических задач. Психолого-педагогическая грамотность необходима и современному учителю для правильного выбора педагогических технологий, методов обучения и воспитания. Всё это зависит не только от содержания учебных программ по предметам, но и от особенностей развития учащихся, сформированности их личностных качеств.

Школа, организуемый в ней образовательный процесс – та уникальная ситуация, где ребенок целенаправленно изучается для создания условий полного личностного раскрытия. Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования. Образование по выбору – это путь от диагностики отбора к диагностике развития. Школьная диагностическая служба не только оценивает способности ученика, но и позволяет формировать учебный план именно на основе выявленных способностей и потребностей школьников. При открытии профильных классов администрация школы должна учитывать результаты диагностики, успехи и интересы детей.

Управление школой и качеством образования требует внутришкольной системы информации. Создать её можно только на основе мониторинга. Но чтобы он стал реальным фактором управления, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, достоверность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, специфичность. Данные факторы необходимы для каждого уровня мониторинга.

В мониторинге образовательного процесса можно выделить несколько уровней. Первый уровень – индивидуальный, персональный; его осуществляет учитель, воспитатель группы продленного дня, ежедневно наблюдая деятельность школьника и всего классного коллектива. На первом уровне осуществляется не только наблюдение, но и фиксируется динамика развития каждого ученика по определённым направлениям. Второй уровень – внутришкольный; его осуществляет администрация ОУ, отслеживая динамику развития школьника, классов, параллелей и школы в целом. Отслеживание осуществляется по определённым направлениям, комплексно и во времени. Данная информация может быть скомплектована по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения школьника. Третий уровень – муниципальный; отслеживается динамика развития одаренных детей, победителей районных и областных олимпиад, медалистов. Целесообразнее всего накапливать информацию в виде таблиц, диаграмм, измерительных шкал, графиков, схем.

Совместную деятельность административного аппарата, социально-психологической службы школы, членов педагогического коллектива, школьных методических объединений по исследованию личности школьника можно представить в виде таблицы «Организационная модель структуры управления процессом исследования личности школьника» (рис 1).

15_55.jpg

Таким образом, повседневное изучение личности ученика по специально разработанной программе, помогает активизировать каждого, повышает успешность обучения одаренного ученика, дает возможность учащемуся с ослабленным здоровьем интегрироваться в учебный процесс, способствует адаптации любого ребенка. Всё это вносит серьезные коррективы в деятельность администрации ОУ, работу педагогического совета, методических объединений, позволяет осуществлять переход к модели компетентностного развития как наиболее перспективной.

Для успешного управления школой данное исследование позволяет решать сложнейшие задачи в воспитании и развитии личности школьника, обеспечить грамотный анализ на основе информации для принятия квалифицированного решения, избежать серьезного сопротивления в решении инновационных проблем, принимать обоснованные коллективные решения, изучать возможные последствия, прогнозировать и моделировать свою деятельность, работать на перспективу, профессионально и компетентно решать управленческие, образовательные цели и задачи.


Литература

  1. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты в управлении школой; М.: Педагогическое сообщество России, 2012.
  2. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 1998.
  3. Кондратьева В. Школа и социум: грани общения/ В. Кондратьева// Народное образование. — 2004. — № 1.
  4. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. М., 2005.
  5. Бруднов А. Социально-педагогическая работа в школе / А. Бруднов, В. Березина // Воспитание школьников. — 2004. — № 1.

Поделиться:


Назад в раздел