Поиск по сайту

Дидактические модули здоровьесбережения на уроках

Автор: Бабенкова Е.А.


Формирование универсальных учебных действий включает технологию сбережения здоровья обучающихся и воспитанников. Анализ образовательных программ и практической деятельности школы свидетельствует о том, что каждая учебная дисциплина обладает большими потенциальными возможностями для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий, направленных на формирование представления о здоровье как ценности, воспитание у учащихся культуры здоровья.

Здоровьеформирующее содержание школьных курсов возможно только в случае изменения профессионально-педагогического подхода, заключающегося в следующем: учитель должен осознать себя не столько «биологом», «химиком», «историком», «математиком», сколько педагогом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью. Главным принципом его работы должна стать гуманная педагогика.

Содержание образования включает в себя все виды человеческой деятельности от системы знаний о природе, обществе, способах деятельности до практических умений и навыков. Их усвоение необходимо любому человеку. Такие категории, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «индивидуальное развитие» могут достаточно широко использоваться учителями-предметниками.

Комплекс школьных предметов, при соответствующей компетентности учителей, позволит ребенку представить целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к индивидуальному и общественному здоровью. Например, предметы естественнонаучного цикла дают возможность учащимся познавать законы, механизмы развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и неживой природы как факторов, обуславливающих здоровье человека.

Деятельность учителя и учащихся в единой системе образования подчинена задаче развития школьников и сохранения их здоровья на основе организованной для них деятельности.

Функция учителя состоит в управлении образовательно-воспитательной системой и помощи учащимся в их развивающей деятельности: приемы, методы, комплекс образовательных и воспитательных задач, направленный на формирование у учащихся убежденности в необходимости сохранения и укрепления здоровья, специальный набор дидактических материалов здоровьесбережения. Совокупность психолого-педагогических установок, направленных на формирование у учащихся знаний о своем здоровье, умений сохранять его и убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье является основой для внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы образовательных учреждений (ОУ) разных видов.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, необходимо выделить несколько групп:

Физиолого-гигиенические технологии направлены на контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий образовательной среды в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся, качества, отличающие здорового, тренированного, закаленного и крепкого человека от физически ослабленного человека.

Учебно-воспитательные технологии направлены на обучение учащихся грамоте здоровья, формированию у них культуры здоровья, проведение организационно-воспитательной внеклассной работы со школьниками и родителями.

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации учебной деятельности решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса (учащиеся – педагоги).

Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение в учебно-воспитательный процесс системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Исследования ученых Института возрастной физиологии РАО имеют научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий, комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья детей и подростков, формированию у них ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.

Вся здоровьесберегающая деятельность школы ведется по шести основным блокам системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, которая разработана учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования.

1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура.

2 блок – рациональная организация учебного процесса.

3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы.

4 блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

5 блок – просветительско-методическая работа с педагогами, специалистами и родителями.

6 блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Целью ЗСТ в образовании является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся и воспитанников в общеобразовательных учреждениях. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий, в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.

Несмотря на недостаточность ориентации учебно-методического комплекса школьных предметов на культуру здоровья и мотивацию здорового образа жизни, каждый учитель на своих уроках имеет возможность творчески подойти к разработке заданий, упражнений, задач, тем сочинений, творческих работ, исследовательских проектов.

Анализ образовательных программ и практической деятельности учителей свидетельствует о том, что каждая учебная дисциплина в школе обладает большими потенциальными возможностями для внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, направленных на воспитание у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

В статье представлены научно-практические разработки в области здоровьесбережения научных сотрудников Института возрастной физиологии Российской академии образования, Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, образовательных учреждений разного вида.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательный процесс должен осуществляться параллельно с оздоровительным процессом, поскольку разностороннее развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется и окончательно складывается именно в школьные годы, при формировании универсальных учебных действий. В то же время доказано негативное влияние на здоровье школьников учебного процесса, особенно в ситуации инновационных технологий.

По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. К окончанию школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье. Отклонения со стороны нервной системы в 10-м классе имеют 32.6% девушек и 16.4% - юношей, а 50% учащихся нуждаются в помощи психолога.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка без потерь его здоровья.

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни определяют здоровьеформирующие образовательные технологии.

Распространенным заблуждением является мнение педагогов о том, что здоровьем учащихся должны заниматься медики, психологи, учителя физической культуры. Для сохранения здоровья и формирования культуры здоровья у учащихся необходима целостная система учебно-воспитательной работы всего педагогического коллектива в этом направлении.

Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе:

Системный подход - взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и т.д.).

Комплексный подход – использование целого комплекса различных методик и приемов при организации здоровьесберегающей работы.

Индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников при обучении работе на уроке.

Личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры учеников (их мотивацию, ценности, самосознание).

Позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками).

Гуманистический подход – признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья, его права на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребенок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект)

Многообразие факторов, определяющих здоровьесберегающий подход в образовании, определяет невозможность их детального рассмотрения в одном пособии. На наш взгляд, вопрос использования здоровьесберегающих подходов на уроке, названным Ш.Амонашвили «основной частью партитуры школьного дня», является недостаточно разработанным.

Являясь основной формой организации обучения в школе, урок характеризуется подчас комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, интенсивность и большой объем усваиваемого учебного материала, игнорирование учителем индивидуально-типологических особенностей школьников и др.), что требует корректировки существующих подходов к уроку.

Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при различной ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие педагогические технологии:

-коллективный способ обучения - проектная технология, в которой ученикам дается задание для самостоятельной работы и они сами определяют, в каком режиме будут выполнять проект;

-модульное обучение, обеспечивающее индивидуализацию образовательного процесса по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Под модулем обучения понимается план учебной деятельности ученика (технологическая карта), который составляется учителем. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученики самостоятельно (полностью или частично) обучаются по целевой индивидуализированной программе .

К потенциально здоровьесберегающим можно отнести развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Причиной осторожного отношения к данной технологии послужили отрицательные результаты ее гигиенической оценки отдельными авторами.

Технология Т.А.Солдатова к здоровьетворящему уроку относит весь его режимный комплекс: продолжительность урока, характер общения с детьми, способы деятельности на уроке, меру нагрузки, двигательные паузы, уделяя внимание элементам лечебной педагогики.

У педагогов ряда западных стран широкое распространение получают так называемые фасилитированные дискуссии, от слова «facile» - облегченный, когда обучение идет в форме непринужденного разговора и получение знаний происходит в результате дискуссионного обсуждения.

Заслуживает внимание работа В.Н.Ирхина и И.В. Ирхиной, в которой рассматриваются теоретические и технологические аспекты деятельности учителя на здоровьеформирующем уроке.

Изучение здоровьесберегающей работы общеобразовательных учреждений показывает, что определенный опыт в этом направлении существует. Главным условием является организация урока, которая имеет направления:

· Положительную учебную мотивацию ребенка.

· Удовлетворение потребности ребенка в движении, снятии статического напряжения за счет обязательного включения в урок динамической паузы в соответствии с требованиями СанПИНами.

· Возможность выполнения заданий в индивидуальном пространственно-временном режиме.

· Возможность отдыха во время урока – активного или пассивного.

· Создание экологической безопасности и психологически комфортной информационной среды (гигиенические требования к помещению, наглядным пособиям, цветовой и звуковой среде урока, компенсация сенсорной депривации, характер проведения опроса, коммуникативная совместимость учитель-ученик).

· Учет индивидуальных особенностей и функционального состояния ребенка.

Безусловно, создание и организация здоровьесберегающего урока – это, достаточно сложный, особенно на первых этапах внедрения инноваций, и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук, изучения индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Нарушения в состоянии здоровья, которые вызываются неправильно организованным уроком (информационные перегрузки, дефицит времени и др.), должны быть для учителя мощным стимулом при формировании универсальных учебных действий, рационализации педагогической здоровьесберегающей деятельности.

Приводим практические разработки дидактических модулей сбережения здоровья на уроках разных учебных дисциплин.

Предметы естественного цикла дают возможность в полной мере представить учащимся информацию о факторах, обусловливающих здоровье человека. Наиболее разработан вопрос вклада уроков биологии, психологии, ОБЖ и физической культуры в формирование культуры здоровья.

В методическом пособии «Здоровью надо учить» (2000) описаны подробные разработки уроков здоровья для учащихся начальных классов; для старшеклассников - уроков биологии на темы: «Вредные привычки и здоровье» (9 Класс), «Просто нос» (9 класс), «Алкоголь и его влияние на организм» (7-8 класс), «Биологические ритмы и их влияние на здоровье» (9 класс, 10-11 классы); урока ОБЖ на тему «Приемы выживания человека в условиях вынужденной автономии в природе» (6 класс); урока физической культуры «Грация» (5-8 классы).

Сценарии уроков, а также научно-популярные статьи, которые помогут сделать уроки более интересными и содержательными, представлены в сборнике дидактических материалов «Я иду на урок биологии» (2001).

Высокую оценку педагогов и методистов получают материалы, опубликованные в реферативном журнале «Биология в школе» и « Химия в школе».

Вооружение учащихся знаниями о вредном воздействии курения и алкоголя на организм человека – одна из важных задач учителя биологии и химии. Необходимым условием успешного решения этой задачи является проведение целенаправленной антиникотиновой и антиалкогольной пропаганды, наглядность и убедительность которой может быть достигнута комплексом демонстрационных опытов, доказывающих вред табачного дыма и алкоголя, Например, урок, разработанный П.М.Левитским (Биология в школе, 1982, №5).

Расширяя познания учащихся в области здоровьесбережения на уроках географии необходимо обращать внимание на прямую зависимость между техногенными воздействиями человека на природную среду и здоровьем человека в темах: «Внутренние воды и человек», «Человек и живая природа», «Почва и человек», «Изменение природных комплексов под влиянием деятельности человека», «Основы природопользования и охрана природы» и другие.

Следует акцентировать внимание учащихся на уроках географии о том, что атмосферные загрязнения оказывают неблагоприятное воздействие на органы дыхания. До 50% заболеваний людей в промышленных городах протекает с поражением дыхательной системы. В районах, где располагаются крупные металлургические предприятия, чаще наблюдаются катары верхних дыхательных путей, бронхиты, злокачественные опухоли легких.

Не менее опасным является загрязнение водоисточников промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками. Во многих странах мира основной причиной массовых болезней является недостаток чистой воды и отсутствие канализации. Более 60% городского населения Южной Азии и 20% Латинской Америки не пользуются водопроводом. По данным ВОЗ в 75 развивающихся странах лишь 24% городского населения пользуются канализацией. И в России половина жителей употребляют воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.

Почва также может являться источником различных эпидемических заболеваний, например, сибирская язва, ботулизм, гельминтоз, дизентерия и другие.

Учителям географии рекомендуем познакомиться с изданиями: Вернадский В.И. «Биосфера» и другие; Зарубин Г.П. и др. «Окружающая среда и здоровье»; Петленко В.П. «Валеология человека» Т.2; Герасимов И.П. «Биосфера земли»; Агаджанян Н.А. «Человек и биосфера».

В журнале «География в школе» (2001, №5) Максаковский В.П. рассматривает влияние фактора различия природных условий на характер и структуру заболеваемости и смертности в разных странах. Геологическое строение территории, с которым связаны избыток или недостаток биологически активных элементов, радиоактивный фон, гидрологические условия, температурный режим, геомагнитные явления, оказывает непосредственное влияние на здоровье человека.

Информацию об антропогенной токсикации биосферы, вызывающей серьезные нарушения деятельности основных жизненных функций организма, предоставляет Вронский В.А. («География в школе», 2002, №3).

Интегрированный урок-конференция по географии разработан Мельниковой Т.М. и Федоровой Н.К. («География в школе», 2000, № 4).

Урок - ролевая игра по теме «Проблемы формирования территориально-промышленного комплекса Восточной Сибири» (автор – Кудрявцев В.Н.) позволяет на уроках географии формировать ценностные ориентации учащихся по отношению к природе как фактору воспитания и развития личности («География в школе», 2002, №3). Автор рассматривает возможность широкого использования фрагментов художественной литературы и поэзии, в частности, при изучении курса физической географии.

В темах «Земля - планета», «Смена времен года, дня и ночи» (9 класс) необходимо рассмотреть особенности индивидуального режима двигательных и умственных нагрузок; в темах «Африка», «Австралия» (6 класс), «Евразия» (7 класс), «Зарубежная Азия», «География отраслей мирового хозяйства» (10 класс) – традиции в культурах питания; в темах «Земная кора и ее рельеф», «Вода на Земле» (5 класс) поговорить о поведении в экстремальных ситуациях; о культуре потребления медицинских услуг в темах «География мировых природных ресурсов», «Экологические проблемы», «Рекреационные ресурсы» и другие.

В журнале “Школа здоровья» (2000, №4) представлены темы интегрированных уроков по физике для 7-9 классов (Ю.И.Дик, А.А.Пинский) и для 8-11 классов (В.А.Орлов, Ю.И.Дик), которые знакомят учащихся с влиянием различных физических явлений на организм человека.

При изучении темы «звук» необходимо сообщить учащимся о негативном воздействии шума на здоровье человека. Шум справедливо считают одним из основных «загрязнителей» атмосферы современных городов. Проведенные исследования отмечают стойкое снижение слуха городских жителей. Шум может быть причиной бессонницы, расстройств пищеварения, нервно-психических расстройств и других заболеваний. Оказывая раздражающее воздействие на человека, шум приводит к общей утомляемости, снижению уровня работоспособности. Наибольшую опасность для человека представляют ультразвуки и инфразвуки. Не воспринимаемый человеческим ухом, ультразвук при достаточно большой интенсивности вызывает у людей недомогание, тошноту, головокружение, рвоту. Разрушительная сила инфразвуков проявляется в том случае, когда собственная частота колебания некоторых внутренних органов человека совпадает с частотой инфразвука (6-8 Герц). Под их воздействием человека охватывает чувства страха, ужаса, начинается паника, может произойти остановка сердца. Опираясь на научные данные можно проанализировать причины и последствия негативного воздействия некоторых видов современной музыки (металл-рок) на человека.

Интегрированный урок по теме «Оптическая система глаза», разработанный Н.П. Папушиной и О.В. Филипенко (учителя биологии и физики частной школы «Эрудит – 2», г. Москва), решает одновременно несколько задач. На уроке не только формируется представление о строении глаза и механизмах работы оптической системы глаза, выясняются обусловленности строения оптической системы глаза законами физики, но и вырабатываются умения анализировать изучаемые явления, формируется бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тема «Электродинамика» позволяет педагогу раскрыть для учащихся своеобразие физических процессов, протекающих в организме, показать их электрическое и электромагнитное происхождение. Приводя данные о существовании между Землей и ионосферой электрического поля (на расстоянии 1 м от Земли в сухую погоду разность потенциалов достигает 125 В), педагог должен обратить внимание учащихся на то, что тело человека в целом заряжено отрицательно, а разность потенциалов между головой и руками или ногами составляет в норме 2В.

Изменение этого потенциала приводит к ухудшению состояния человека, вплоть до обмороков. Например, при ходьбе по полу, покрытому линолеумом, положительный потенциал человека, оказывается равным 100В. Если мы, ложась в постель, натягиваем на себя одеяло из искусственных материалов, то одновременно «накрываемся 500В. В этой связи учащиеся приходят к выводу о необходимости заземления зданий, полов, кроватей, создания токопроводящих подошв для обуви (Ирхин, Ирхина, 1998).

К списку основных источников электромагнитных полей необходимо отнести: электротранспорт, линии электропередач, бытовые электроприборы и электроинструменты, теле- и радиостанции, спутниковая и сотовая радиосвязь. Работа компьютера сопровождается не только электромагнитным излучением, но и положительной ионизацией воздуха, генерацией высоковольтного статического потенциала. Вредоносное действие этих факторов во многом совпадает и в совокупности может вызывать: снижение иммунитета, повышенную возбудимость нервной системы, нарушение сна, повышенную утомляемость, склонность к кожно-аллергическим заболеваниям (Кирдянкин, 2002). Соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасности значительно снижает вредоносное воздействие электроприборов.

Объясняя учащимся тему «Атомная физика» учитель Т.А. Верезубова указывает на опасность ионизирующего излучения на здоровье человека. Радиоактивное облучение приводит не только к лучевой болезни, а при больших дозах к смерти, но и к появлению мутаций, которые могут существенно изменить генетический фонд наследственности живой природы. Уже сегодня на территории России и ближнего зарубежья 4 млн. кв. км. площадей непригодны для проживания из-за повышенного уровня радиации.

При подготовке к урокам математики рекомендуется составление учителем задач здоровьесберегающего содержания. Например, рассчитать калорийность суточного рациона, должную массу тела, нормы изменения физиологических показателей (частота пульса, дыхания) при нагрузочных пробах и т.п.

Приводим эффективную технологию Светланы Ивановны учителя математики школы №306 города Москвы «Основные подходы к рациональной организации учебной деятельности при подготовке к ЕГЭ»

Рациональная организация учебного процесса является одним из важнейших блоков в системе комплексного подхода к внедрению здоровьесберегающих технологий. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки, чередование видов деятельности является его обязательным условием. Так же, системообразующим является внедрение дидактических модулей по здоровьесбережению на всех предметных циклах. Применяемые нами методики и технологии обучения представляются на научную рецензию на заседания кафедр МГПУ и в лаборатории ОУМЦ СВАО города Москвы. Свой опыт работы по эффективной, рациональной организации учебного процесса школы мы транслировали на городских и окружных конференциях, семинарах, мастер-классах.

Сегодняшние школьники не только по образу мышления, но и технологически оказываются не адаптированными к условиям жизни, а это приводит к стрессовым ситуациям. Причин тому много. Одна из них - несоответствие между фронтальным способом обучения и индивидуальным характером усвоения информации. Поэтому неслучаен наш повышенный интерес к современным методикам, технологиям, которые больше ориентированы на рациональную организацию учебного процесса, на индивидуальность ученика и на сохранность его здоровья.

Например, в нашей школе вопрос сохранения здоровья учащихся нашел свое отражение в блочном изучении алгебры и геометрии. При такой рациональной организации учебного процесса алгебру начинаем тогда, когда заканчиваем тематический блок геометрии, и наоборот.

Отметим некоторые особенности данного подхода:

1. Изучение алгебры или геометрии методом «погружения» в предмет позволяет даже детям со слабой степенью сосредоточенности (распределенным, рассеянным вниманием, которое работает на уроке не более 10 минут) «включиться» в тему блока, понять ее и гарантирует каждому ученику освоение базового уровня;

2. Увеличение частотности изучаемого предмета экономит до 30% учебного времени. Это позволяет разумно интенсифицировать учебный процесс и дает возможность организовать участие школьников в творческой, поисковой, исследовательской, самообразовательной деятельности, что в общеобразовательных школах слабо представлено;

3. Снижается многопредметность, а значит, снижается перегрузка, и экономится учебное время учащихся, а это приводит к сокращению затрат здоровья ученика и, что не менее важно, учителя;

4. Тематическое планирование составляется с учетом возрастных особенностей учащихся: тематический блок меньше у младших учеников;

5. Методика не требует изменений календарного плана школы и расписания учебных занятий;

6. При данном подходе иногда (в зависимости от уровня класса, конечно) до 60% детей выбирает геометрию в качестве экзамена по выбору, а это практически не встречается при обычном подходе в общеобразовательных школах.

Любая педагогическая технология начинается с урока. Поэтому одной из стратегических и долгосрочных целей для коллектива нашей школы стала технологичность и эффективность урока как основной единицы учебного процесса, независимо от использования той или иной педагогической технологии. Мы пошли в этом направлении, хорошо понимая, что такие подходы к рациональной организации учебного процесса, как совершенствование структуры урока; выбор наиболее эффективного варианта обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся; организация на уроках самостоятельной познавательной деятельности учащихся приводятне только к формированию ключевых компетенций, но и, как следствие, к сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ребенка, что является основой здоровья.

Мы активно применяем групповые методы работы. Выбор этой формы обучения обусловлен, во-первых, тем, что индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития, и, во-вторых, позволяет сохранять благоприятный психологический настрой. И, в-третьих, степень самостоятельности при групповой форме значительно выше, чем, при фронтальной форме деятельности. А так как внутри групп идет еще и индивидуализация, то таким образом достигается наивысшая степень самостоятельности учащихся.

Рассмотрим применение групповых форм деятельности на уроке систематизации и обобщения знаний по теме «Решение неравенств с одной переменной» в 8 классе.

15_41.jpg

Это наиболее сложный тип урока, ведь единичные знания собираются в систему. Он организован в форме семинара-практикума, поскольку эта форма достаточно мобильна и позволяет достигать разнообразные дидактические цели. По дидактическому назначению это обучающая работа по формированию новых знаний, превосходящих уровень требований к математической подготовке учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Кроме того, это урок сложной, нелинейной структуры.

15_42.jpg

Остановимся на этапе закрепления знаний и способов действий. Этап организован в виде самостоятельной групповой работы. Класс поделен на 6 групп по 5 человек, группы подобраны с учетом реальных учебных возможностей учащихся. Группы получают на определенное время различные задания и внутри общего задания все они индивидуализированы. Задания группам отличаются по степени самостоятельности умственной деятельности учащихся:

Группы 1,2 выполняют реконструктивно-вариативную работу.

В ней содержаться задачи, по условиям которых приходиться анализировать новые ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов решения неравенств наиболее рациональный.

15_43.jpg

15_44.jpg

3 и 4 группам предложена частично-поисковая работа, в которой уровень самостоятельности учащихся повышается. Приобретенные знания и умения необходимо перенести в новые, необычные, нестандартные ситуации.

15_45.jpg

15_46.jpg

Для 5, 6 группы предложена исследовательская (творческая работа). В ней проявляется высшая самостоятельность учащихся. Пользуясь накопленными умениями и компетенциями, учащиеся выдвигают гипотезы, открывают для себя новые сведения. (слайд)

15_47.jpg

15_48.jpg

Таким образом, на данном уроке реализована идея деятельностного, компетентностного подхода к обучению.

Но для того чтобы так выстраивать образовательную деятельность, необходимо признать, что каждый ребенок имеет свои собственные интересы, способности и учебные потребности. Значит, нужно ориентироваться не на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности, а для этого необходимо знать психолого-педагогические особенности обучающихся. В нашей школе для каждого класса разработаны таблицы реальных учебных возможностей учащихся. И вся деятельность педагогов школы строится на этой основе.

(приложение 1)

Учитываяпсихолого-педагогические особенности детей, идет

- подборка дидактики;

- конструирование уроков;

- определение оптимального содержания урока;

- прогнозирование уровня усвоения знаний;

- выбор наиболее рациональных методов обучения, стимулирования и контроля;

- сочетание различных форм групповой и индивидуальной деятельности;

- составление программ регулирования после проведенной диагностики и многое другое.

Эта таблица удобна

-для сравнительного анализа полученных данных и планируемого результата,

- для определения учащихся, входящих в группу риска, азначит, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке,

- для выявления резерва учащихся, которые могут продвинуться еще дальше внутри уровня и перейти на другой уровень (возможный потенциал хорошистов),

- для своевременного выявления снижение мотивационного и познавательного интереса,

- для определения структуры урока: анализ таблицы позволяет понять, что линейная форма урока, при которой все одновременно занимаются одним и тем же видом деятельности, не принесет положительного результата. Именно поэтому педагоги нашей школы и работают в основном со сложной, нелинейной структурой, которая была представлена.

Таким образом, знание психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет нам

- успешно реализовывать личностный подход в обучении,

- отслеживать базовый уровень подготовки по предметам,

- отслеживать учащихся, работающих на высоком программном уровне,

- разрабатывать траектории индивидуального развития ребенка с учетом способностей к изучению отдельных предметов,

- заниматься анализом и прогнозом, ведь, кто плохо планирует, тот планирует неудачу.

Готовиться к единому экзамену по математике мы стали готовиться за четыре года. Для этого мы занялись педагогическим наблюдением за деятельностью 8 «а» класса. Познакомились с научными исследованиями, позволяющими выявить факторы сильного воздействия на учащегося, для того чтобы точно знать, на чем нужно акцентировать свои усилия при организации учебного процесса.

С полной очевидностью приняли, например, что умение активизировать познавательную деятельность учащихся приоритетнее работы по развитию у ребенка общеучебных умений и навыков и уровню обученности. Изучив класс, мы выявили, что предполагаемый результат качества в 8 классе может составить 65%. Это было нашей целью на том этапе, а сверхзадачейбыло добавить еще 15% к 65% - это к аттестации 9 класса мы стремились.

На аттестации школы по математике они показали уже 90% качества! А вот год закончили - 79% качества. Тому есть объективные причины: все-таки экзамен – это не только обязательный уровень, но и программный материал.

Затем 10 класс подключили к эксперименту «Мониторинг качества образования», что также дало положительный результат. В ходе эксперимента в школе были разработаны удобные таблицы для составления программ регулирования после проведенной диагностики. В 10 классе качество составляло 74%, и по итогам аттестации ЕГЭ в 11кл. по математике учащиеся показали 84% качества при 100% обученности! Причем в одной из групп выпускники показали 92%. В этом же классе мы выпустили 5 серебряных медалистов по результатам ЕГЭ, которые подтвердили свои оценки!

Наши образовательные усилия были удачными по многим причинам, в частности после проводимой диагностики мы рассматривали достижения учащихся по разным критериям. Это и уровни усвоения учащимися образовательного стандарта, и познавательная самостоятельность, и ценности, преобладающие в коллективе, ответственность за учебу и поведение и т.д. Мы вели большую и системную работу по формированию положительного отношения к учению неуспевающих и нестабильных учащихся. Мы увлекали, требовали, контролировали, анализировали и учили, учили, учили … учиться!

Вывод. Ни одна технология, сколь угодно замечательная, не принесет успеха, пока не будет продумана, прочувствована и пропущена через сердце учителя. Но работать в этом направлении необходимо! Планирование стратегии обучения является, на наш взгляд, основополагающей, системообразующей задачей для учителя, кредо которого: здоровье, развитие, обучение! Сенека говорил: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра!». Хотелось бы, чтобы для нас всегда дул попутный ветер! (Статья С.И.Новиковой)

В формировании и развитии нравственного здоровья учащихся неоценимо значение уроков литературы. Примером формирования нравственного здоровья школьников могут служить уроки литературы заслуженного учителя РФ К..Я. Мажура. На уроках – диспутах, уроках – конференциях учащимся предлагаются для обсуждения, в соответствии с изучаемой темой, острые проблемы сегодняшней жизни, затрагивающие и потребности учащихся: любовь к ближнему, истина и нравственность, душевная щедрость и внутренняя свобода (в произведениях Ф.М. Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание»); в чем истинная красота человека, путь нравственного роста, сила национального духа (Л.Н. Толстой «Война и мир»); поиск смысла жизни в произведениях поэтов «Серебряного века», ложь и правда (А.М. Горький «На дне»); добро и зло, моральная ответственность человека за свои поступки, прекрасные чувства и пороки (Ч. Айтматов «Белый пароход», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», В. Дудинцев «Белые одежды»). Анализ произведений русской классики позволяет старшеклассникам выделить ценностные ориентации личности: служение делу, преданность идее, любовь и сострадание к ближнему.

В журнале «Школа здоровья» (№3, 2001, С. 37-39) предлагается авторская программа курса литературы для 5-11 классов (Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.Г. Горецкий), основанная на интеграции с аспектами здоровьесбережения.

В методическом пособии «Здоровью надо учить» (2000) представлена разработка интегрированного урока литературы для учащихся 8 класса, посвященного рассмотрению духовного аспекта здоровья в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Автор – М.В. Федоров).

Предлагаем обратить внимание на хрестоматию «Психология здоровья в художественной литературе», в которой содержится примерно 100 целенаправленно адаптированных текстов известных отечественных и зарубежных авторов, отражающих вопросы психологии здоровья и имеющих обзорный медицинский комментарий.

Литературных источников, описывающих пагубность воздействия различных привычек, достаточно много. Их анализ развивает умение адекватно оценивать их влияние на физиологическое и психическое состояние, способствует формированию у учащихся мотивации на здоровый образ жизни.

Последствия пристрастия к различным формам вредных привычек описываются в романе киргизского писателя Ч. Айтматова «Плаха», в рассказе «Морфий» врача-писателя М.А. Булгакова, в поэтической сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в повести английского писателя Джером К. Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки», в повести Л.Н. Толстого «Юность», в стихотворении В.С. Высоцкого «Про черта», в поэме С.А. Есенина «Черный человек», в юмористическом рассказе М.А. Зощенко «Живой труп», в рассказах Н.С. Лескова «Тупейный художник» и Г.И. Успенского «Кузька».

Как силой воли можно заставить себя бросить курить показано в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Проблемы гигиены и охраны здоровья рассматриваются в стихотворениях В.В. Маяковского «Мой руки», «Плюй в урну», «Отдыхай!», в рассказе М. Ларни «Диагноз». Особенности рационального питания описаны в «Чжуд-ши» - памятнике средневековой тибетской культуры. Индивидуальные особенности развития организма, возрастные и половые изменения тела человека можно проанализировать через произведения - Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», М. Твена «Приключения Гелькберри Финна», В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Много жизненных поучительных примеров можно найти в книге Ф.Г. Углова «Сердце хирурга», в повести В. Вересаева «Записки врача» и других.

На уроках русского языка целесообразно проводить изложения и сочинения на темы: «Что такое здоровье», «Здоровье в наших руках», «Размышления о наркомании», «А мир прекрасен, если…» и другие. Отбор текстов для диктантов также может быть проведен из соответствующих источников. В «Сборнике диктантов и упражнений для начальной школы» (1994) опубликованы рабочие тексты, расширяющие знания учащихся о здоровье («Сильные, ловкие», «Зеленая аптека», «Зарядка» и др.).

Изучение истории создает необходимый фундамент для диалектического понимания учащимися причин и особенностей влияния общественного развития на здоровье нации. Опосредованное воздействие опыта прошлых поколений обусловлено установленной в психологии связью между человеческим сознанием и культурно-исторической действительностью. Принцип историзма позволяет приобщиться к вековому опыту своего и других народов по сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ: Олимпийские игры в древности, культ здорового человека в Аттике, валеологическая культура в странах востока и у славян (Е.М. Воронкина).

Интеграция тем программы «Здоровье» на уроках истории предложена А.П. Богдановым (Школа здоровья, 2001, №4). Автор выделяет темы уроков, позволяющие обсуждать вопросы гигиены, личной безопасности, рационального питания, самопознания, знакомящие учащихся с профилактикой травматизма и правилами предупреждения инфекционных заболеваний.

Здоровьеформирующие технологии могут быть успешно использованы на уроках иностранного языка. Наряду с традиционными темами, формирующими культуру здоровья учащихся («Питание», «Спорт», «Режим дня») в учебную программу можно вводить другие, более частные, темы («Грипп и его осложнения», «Профилактика инфекционных болезней», «О вредных привычках»). Возможно выполнение творческих проектов («Школа здоровья», «Путеводитель здорового образа жизни» и др.).

Широкий диапазон разговорных тем и текстов, предлагаемых авторами учебно-методических комплексов по английскому языку И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной для 2-4 классов, Т. Клементьевой, Дж. Шеннона для 7-9 классов в качестве учебного материала для развития специальных умений и навыков при изучении иностранного языка, дает возможность учителю организовать воспитание культуры здоровья учащихся.

Индивидуально-психологические особенности усвоения иностранного языка взрослыми учащимися при интенсивном обучении анализирует Кабардов М.К. (1982).

Несколько вариантов уроков английского языка, которые позволяют не только увеличить словарный запас учащихся, но и развивают мышление на иностранном языке, а также способствуют формированию знаний о здоровье и ЗОЖ описано в методическом пособии «Здоровью надо учить!» (2000).

На уроках изобразительного искусства одна из ключевых тем связана с исследованием культуры человеческого тела. Такая задача решается, в частности, при изучении образа человека в искусстве, культуры древней Греции, античной скульптуры. Взаимосвязь психического, физического и нравственного прослеживается в теме «Рисуем доброго и злого героя». На уроке перед учащимися ставится задача передать внутреннее состояние человека через его глаза. А тема «Передача настроения через цвет» (1-3 классы) дает возможность не только научить ребенка выражать свои чувства, но и в зависимости от выбора учеником цвета определить его настроение.

Н.П.Попова (Здоровью надо учить!, 2000) предлагает вариант урока ИЗО, посвященный тренингу цветового восприятия и позволяющий анализировать эмоциональное здоровье учащихся 5-9 классов.

Известно, что белый цвет может уменьшать психическое напряжение, но быстро утомляет, серый – успокаивает, черный – «давит», страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный – возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание и пульс, но на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый цвет – защищающий, «уютный», но в большой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий цвета успокаивают и усыпляют, снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый – возбуждает, создает надежду, способствует мечте и фантазии. Голубой – делает человека более миролюбивым и безмятежным, фиолетовый – вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.

Учитель изобразительного искусства школы №5 г. Невьянск С.П. Назимова и учитель биологии В.Р.Набиуллина разработали интегрированный урок «В человеке, все должно быть прекрасно: и душа, и тело…», позволяющий оценить роль опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека («Я иду на урок биологии», 2001). Анатомические таблицы, рентгеновские снимки, репродукции тематических картин, дискуссионные вопросы, малоизвестные научно-популярные сведения и игровые моменты помогают сделать урок интересным и содержательным. Предложенный подход позволяет познакомиться с понятиями: «пропорции тела», «спортивное долголетие», поговорить о росте человека, работе мышц нашего тела, тренировке мышц, о красоте и гармонии человеческого тела.

Велико влияние музыки на здоровье человека. Еще Пифагор установил, что музыка способна повышать и развивать интеллект человека (В его школе занятия по математике проводились под музыку). Музыка может снимать болевые ощущения. Хирург Петровский использовал музыку при операциях. Музыка Чайковского и Моцарта гармонизирует все физиологические процессы в организме и, тем самым, лечит его. Автор «музыкальной фармокопеи» Шеффлер рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду «К радости» Бетховена, при депрессии – «Короля гномов» Шуберта, шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Рок-музыка может вызывать рассогласование деятельности мозга, повысить возбудимость.

Определенные музыкальные произведения способны оказывать благоприятное психологическое воздействие, если подобраны с учетом индивидуальных особенностей слушателя (свойств нервной системы, актуализации характера, психо-эмоционального состояния и т.д.).

Уроки изобразительного искусства, музыки, развивая культуру чувств ребенка, его умение понимать других людей, сопереживать им и владеть собой в любых ситуациях, вносят определенный вклад в образование школьников. Слушая и анализируя музыкальные произведения, ученики узнают о влиянии музыки на здоровье и его психическое состояние. Дети учатся определять ее характер, дифференцировать музыкальные произведения по их способности возбуждать, ободрять или успокаивать (Ирхин, Ирхина, 1998).

Методику проведения уроков, позволяющую учащимся решать смысловые проблемы самопознания и понимания сущности процессов, протекающих в жизни, важно обозначить в процессе ориентации учащихся на здоровье. Обращение учителей к персоналиям – историческим деятелям, выдающимся путешественникам, ученым, писателям, которые показывали примеры здорового образа жизни, является эффективным способом достижения этой сложной педагогической цели. В качестве примера для подражания можно использовать факты из биографии А.В. Суворова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.М. Пржевальского, Р.А. Амундсена и других великих людей.

Вывод.

Изложенные материалы послужат основанием для серьезного осмысления педагогами важности для здоровья детей и подростков формированию учебных действий в школе, с тем, чтобы урок по любому учебному предмету способствовал не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и физического здоровья.

Для того, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма потребуется не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям обучения учащихся, но и совершенствовать педагогические технологии и режимы школьного обучения.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-ВУЗ». Монография. Новосибирск.- 2001

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие для студ. ВУЗов. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Изд-во Астрель, 2004.-206 с.

4. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. Брошюра. Центр образования и здоровья Министерство образования РФ. 2004. - 24 С.

5. Бабенкова Е.А. «Здоров ли ваш ребенок? М.:ООО Изд.: "Сфера", 2008 .-68с.

6. Бабенкова Е.А.Как сделать осанку красивой М.:ООО Изд.: "Сфера", 2009. - 72с.

7. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Глоссарий здоровья образовательных учреждений. Новые стандарты. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 96 с.

8. Безруких М.М., Бабенкова Е.А, Т.А. Параничева, Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких.- М.: Эксмо, 2010.- 640 с.

9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М., 1996. – 240 с.

10. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Л. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1994.

11. Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры. – М.:ФиС, 1986.

12. Громбах С.М. Степень утомительности уроков и ее изучение // Сов. Педагогика, 1982. №10, - С.58-61.

13. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. - 373с.

14. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы): Разработки уроков: Методическое пособие для учителей/ Под ред. Н.П.Абаскаловой, Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000. – 292 с.

15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С.-П., 2000. – 454 с.

16. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Валеологически обоснованный урок в современной школе. Учебное пособие.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. – 117 с.

17. Кабардов М.К. Индивидуально-психологические особенности усвоения иностранного языка взрослыми учащимися при интенсивном обучении //Новые исследования в психологии. –М.:Педагогика, 1982, №1.- С.67-79.

18. Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Методич. пособие / Под ред. Касаткиной Н.Э.- Новокузнецк: ИПК, 2002.- 76 с.

19. Колбанов В.В. Здоровье и образование/ Пед. проблемы валеологии. С-П, 1997.

20. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – стр.94-96, М, 2001 г.

21. Лебедева Н.Г. Школа и здоровье учащихся: Пособие. Мн, 1998

22. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1984.

23. Лопуга В.Ф., Лопуга Е.В., Денисенко Е.А., Шаракова И.А., Кандыкова А.А. Методы и средства оздоровления. – Барнаул, 1997.

24. Методические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования: Метод. пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 270 с.

25. Основы здорового образа жизни (в помощь преподавателям ОБЖ) 10-11 класс.- Новокузнецк: ИПК, 2001.- 110 с.

26. Попова Н.М. Гигиенические предпосылки устранения перегрузки учащихся //Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы. Обзорная информация. М.: ВНИИМИ.- С.4-14.

27. Психология здоровья в художественной литературе: Психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровье: Хрестоматия/ Сост. Тверская С.С.- М.: Московский пс.-соц.ин-т:Флинта, 1999. – 240 с.

28. Сердюковская Г.Н., Глушкова Е.К., Доскин В.А., Сорокина Т.Н. Гигиенические предпосылки к оптимизации школьного урока в младших классах средней школы //Гигиена и санитария, 1985, №6.- С.29-33.

29. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АПК и ПРО, 2001

30. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. – М., 2002

31. Стратегии сохранения здоровья школьников. - Новокузнецк: ИПК, 2000.- 134 с.

32. Физиологические основы здоровья/ Под ред. Р.И. Айзмана, А.Я. Тернера. Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2002.- 524 с.

33. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и санитария школьника. М., 1988.

34. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и гигиена. М., 1990

35. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.:Педагогический поиск, 2001.

36. Шибкова Д.З. Наука быть здоровым: Уч. пособие для учащихся.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во.- 1997.- 160 с.

37. Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. М.С.Громбаха. М., 1988.

38. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.:Изд-во «Первое сентября», 2001. – 256 с.


Дидактические модули здоровьесбережения на уроках

Назад в раздел