Поиск по сайту

Психологическое обеспечение образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с учетом новых Федеральных Государственных Требований (методическая разработка)

Автор: Маркушева М.Е., Соснина Н.В.,


16 марта 2010 года вступил в силу приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образователь­ного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологи­ческим сопровождением».

С учетом вышеперечисленного мы определили цель нашей методической разработки как повышение компетентности педагога-психолога и совершенствование его профессионализма в сфере психологического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования с учетом новых Федеральных Государственных Требований.

На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога воз­растает, поскольку достижение образовательных и воспитательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным, что регламентируется приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Настоящий приказ включает требования к психолого-педагогическому обеспечению (п.6):

Пункт 6.1. Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.

Пункт 6.2. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития.

Пункт 6.6. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Пункт 6.7.1. Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе.

Педагог-психолог детского сада должен знать концептуальные положения ФГТ, ООП ДО образовательного учреждения. Основная линия работы психолога – не развитие психических процессов у воспитанников, а психологическое сопровождение реализуемой ООП ДО образовательного учреждения. «Важно, чтобы психолог мог быть активным в образовательном процессе, а не «выхватывать» ребенка из образовательного процесса для проведения диагностики и развития памяти, мышления, воображения (они развиваются в различных видах деятельности). В основном психолог должен находиться в группе», – отметила Бурлакова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «МГППУ».

Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения.

Задачи психологического обеспечения:

· содействие личностному и интеллектуальному разви­тию воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

· профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;

· психологическое сопровождение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

· консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обуче­ния и воспитания.

· участие в комплексной психолого-педагогической экс­пертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных проектов, учебно-методических пособий.

· содействие распространению и внедрению в практи­ку образовательных учреждений достижений в обла­сти психологии;

· оказание помо­щи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической профилактики и консультирования.

Этапы психологического обеспечения образовательных программ:

ü Постановка проблемы;

ü Анализ возможностей (перспективы);

ü Проектирование.




Психологическое обеспечение образовательных программ предполагает работу с участниками образовательного процесса: воспитанниками, родителями, специалистами, администрацией, учреждениями сопровождения.

Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий.Участие в этом процессе педагога – психолога регламентируется Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.

Психологическое проектирование образовательной деятельности включает в себя:

· Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности.

· На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников.

· Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик.

Психологическая экспертиза образовательной деятельности:

· Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.

· Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии.

Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности –Мониторинг призван систематически отслеживать:

· Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям.

· Состояние предметно-развивающей среды.

· Систему психолого-педагогических отношений.

Организация психологического проектирования образовательной деятельности

Психологическое проектирование образовательной деятельности позволяет на идеальном уровне задумывать и на практическом – воплощать систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников. Проектирование должно учитывать возрастные особенности психики обучаемых, их восприимчивость к различного рода воздействиям и другие психологические характеристики. Психологическая составляющая в образовательном проектировании обязательно присутствует.

1. С воспитанниками:

  • диагностические исследования;
  • развивающая, психокоррекционная, реабилитационная работа;
  • консультативная работа.

Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.

2. С педагогами:

  • диагностические исследования;
  • консультативная работа;
  • профилактическая работа.

Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции.

3. С родителями:

  • диагностические исследования;
  • консультативная работа;
  • профилактическая работа.

Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.

Организация психологической экспертизы образовательной деятельности

За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.

Объект психологической экспертизы

Направления психологической экспертизы

Поставленная задача

1. Качество результатов деятельности образовательного учреждения с учётом психологической составляющей

Степень адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ.

Создание условий для успешной адаптации

Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения.

Учёт индивидуальных особенностей при составлении программы психологического сопровождения. Составление индивидуального образовательного маршрута.

Степень готовности ребенка к школьному обучению.

Оценка готовности к школьному обучению.

Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

Оценка степени удовлетворенности участников педагоги-ческого процесса деятельностью ДОУ (анкетирование)

2.Качество педагогического процесса (обеспечивается реализацией образовательной программы)

Отслеживание качества образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуника-тивной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов.

Психологический анализ занятия, форм совместной деятельности педагогов с детьми.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Создание предметно-развивающей среды. Педагогически-целесообразное, личностно ориентированное взаимодействие ребенка и взрослого.

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.

Изучение образовательных потребностей семьи. Организация разнообразных форм работы с семьей. Работа с родителями по преемственности воспитания детей в образовательном учреждении и семье. Использование разнообразных форм информирования родителей.

3.Качество условий деятельности ДОУ.

Профессиональная компетентность кадрового потенциала ДОУ.

Оценка психолого-педагогической компетентности специалистов ДОУ.

Проведение лекций, тренингов, семинаров, педсоветов.

Развивающая среда ДОУ.

Оценка развивающей среды, её соответствие психологическим новообразованиям дошкольного возраста и гендерной специфики. Соблюдение принципов построения развивающей среды в соответствии с реализуемой образовательной программой.

Создание условий для занятий, форм совместной, индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.

Организация психологического мониторинга образовательной деятельности

Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза, основанное на объективных данных. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования и воспитания.

Методологической основой для проведения мониторинга являются:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

- Федеральный закон № 51 – ФЗ от 10 апреля 2000г. "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников).

- Концепция деятельного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Б. Запорожец и др.).

- Теория Л. С. Выготского о создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто в ближайшей перспективе.

- Теория управления, в которой мониторинг рассматривается как одно из самостоятельных звеньев в управленческом цикле, средство формирования системы управления качеством воспитательно – образовательного и учебно – воспитательного процесса (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. Ю. Белая).

Содержание мониторинга

Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:

  • По основным образовательным областям общеобразовательной программы («здоровье», «физическая культура», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка»).
  • По возрастному и групповому контингенту воспитанников ДОУ.
  • По качеству психологической составляющей содержания образовательной деятельности по критериям:

- Общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального фона.

- Организация предметно-развивающей среды с учетом психологического комфорта детей.

- Организация игровой деятельности с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка.

- Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистических технологий педагогического общения.

Методы изучения качества условий и результатов образовательной деятельности с учетом психологической составляющей образовательного процесса:

  • наблюдение за ходом образовательного процесса в режиме дня;
  • анкетирование родителей, диагностика воспитанников, опрос специалистов;
  • экспертная оценка образовательной деятельности.

Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учетом психологической составляющей (на примере образовательной области «Здоровье»).

Возрастной контингент детей.

Критерии оценки образовательной области

Содержание условий образовательной деятельности с учетом психологической составляющей

Оценка условий и результатов образовательной деятельности

Начало года

Конец года

I. “Здоровье”

1. Качество реализации общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального тона

2. Качество организации предметно – развивающей среды с учетом психологического комфорта детей

З. Качество организации игровой деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

4. Качество информирования родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистического педагогического общения

1. Педагог в общении с детьми придерживается положительного эмоционального тона

2. Построена с учетом гибкого зонирования и подвижности, обеспечивает психол. защищен.

З. Наличие картотеки дидактических игр с элементами движений.

4. Педагоги информируют родителей о факторах влияющих на псих. и физ. здоровье ребенка. Педагоги знакомят родителей с оздоровит. мероприятиями, проводимыми в детском саду. Педагоги излагают информацию с учетом целевой категории.

Уровень –

Уровень –

Уровень –

Уровень -

Уровень –

Уровень –

Уровень –

Уровень -

Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области

Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области

Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области.

Мониторинг результатов освоения дошкольной образовательной программы состоит из педагогической и психологической составляющей. Психологической составляющей мониторинга являются:

1. Изучение психического развития и становления личности воспитанников по следующим направлениям:

- развитие познавательных процессов;

- эмоционально-личностное развитие;

- изучение межличностных отношений и коммуникативного развития;

- оценка готовности ребенка к обучению в школе (сформированность произвольных психических сфер);

- изучение эмоциональной жизни ребенка в семье.

2. Изучение детско-родительских взаимоотношений.

3. Изучение личностных и профессиональных качеств педагогов.

Деятельность психолога ДОУ, сочетающая все направления работы позволит оптимизиро­вать образовательный процесс и реализовывать программу на вы­соком качественном уровне.


Список использованной литературы


1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ - М., Айрис-пресс, 2005

2. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в ДОУ компенсирующего вида. - М., Восхождение, 2007

3. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий/ Под ред.Л.Е.Курнешовой - М.; 2006

4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010.

5. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2010.

6. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с.1-16

7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

8. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд.исп. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011


Поделиться:


Назад в раздел