Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Психологическое обеспечение образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с учетом новых Федеральных Государственных Требований (методическая разработка)
16 марта 2010 года вступил в силу приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением». С учетом вышеперечисленного мы определили цель нашей методической разработки как повышение компетентности педагога-психолога и совершенствование его профессионализма в сфере психологического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования с учетом новых Федеральных Государственных Требований. На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку достижение образовательных и воспитательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным, что регламентируется приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Настоящий приказ включает требования к психолого-педагогическому обеспечению (п.6): Пункт 6.1. Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми. Пункт 6.2. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития. Пункт 6.6. Взаимодействие с семьями воспитанников. Пункт 6.7.1. Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе. Педагог-психолог детского сада должен знать концептуальные положения ФГТ, ООП ДО образовательного учреждения. Основная линия работы психолога – не развитие психических процессов у воспитанников, а психологическое сопровождение реализуемой ООП ДО образовательного учреждения. «Важно, чтобы психолог мог быть активным в образовательном процессе, а не «выхватывать» ребенка из образовательного процесса для проведения диагностики и развития памяти, мышления, воображения (они развиваются в различных видах деятельности). В основном психолог должен находиться в группе», – отметила Бурлакова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «МГППУ». Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения. Задачи психологического обеспечения: · содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; · профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников; · психологическое сопровождение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; · консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. · участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных проектов, учебно-методических пособий. · содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области психологии; · оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической профилактики и консультирования. Этапы психологического обеспечения образовательных программ: ü Постановка проблемы; ü Анализ возможностей (перспективы); ü Проектирование.
Психологическое обеспечение образовательных программ предполагает работу с участниками образовательного процесса: воспитанниками, родителями, специалистами, администрацией, учреждениями сопровождения. Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий.Участие в этом процессе педагога – психолога регламентируется Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.
Психологическое проектирование образовательной деятельности включает в себя: · Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности. · На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников. · Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик. Психологическая экспертиза образовательной деятельности: · Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам. · Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии. Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности –Мониторинг призван систематически отслеживать: · Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям. · Состояние предметно-развивающей среды. · Систему психолого-педагогических отношений. Организация психологического проектирования образовательной деятельности Психологическое проектирование образовательной деятельности позволяет на идеальном уровне задумывать и на практическом – воплощать систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников. Проектирование должно учитывать возрастные особенности психики обучаемых, их восприимчивость к различного рода воздействиям и другие психологические характеристики. Психологическая составляющая в образовательном проектировании обязательно присутствует. 1. С воспитанниками:
Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы. 2. С педагогами:
Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции. 3. С родителями:
Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы. Организация психологической экспертизы образовательной деятельности За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.
Организация психологического мониторинга образовательной деятельности Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза, основанное на объективных данных. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования и воспитания. Методологической основой для проведения мониторинга являются: - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). - Федеральный закон № 51 – ФЗ от 10 апреля 2000г. "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников). - Концепция деятельного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Б. Запорожец и др.). - Теория Л. С. Выготского о создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто в ближайшей перспективе. - Теория управления, в которой мониторинг рассматривается как одно из самостоятельных звеньев в управленческом цикле, средство формирования системы управления качеством воспитательно – образовательного и учебно – воспитательного процесса (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. Ю. Белая).
Содержание мониторинга Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:
- Общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального фона. - Организация предметно-развивающей среды с учетом психологического комфорта детей. - Организация игровой деятельности с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка. - Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистических технологий педагогического общения. Методы изучения качества условий и результатов образовательной деятельности с учетом психологической составляющей образовательного процесса:
Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учетом психологической составляющей (на примере образовательной области «Здоровье»).
Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области. Мониторинг результатов освоения дошкольной образовательной программы состоит из педагогической и психологической составляющей. Психологической составляющей мониторинга являются: 1. Изучение психического развития и становления личности воспитанников по следующим направлениям: - развитие познавательных процессов; - эмоционально-личностное развитие; - изучение межличностных отношений и коммуникативного развития; - оценка готовности ребенка к обучению в школе (сформированность произвольных психических сфер); - изучение эмоциональной жизни ребенка в семье. 2. Изучение детско-родительских взаимоотношений. 3. Изучение личностных и профессиональных качеств педагогов. Деятельность психолога ДОУ, сочетающая все направления работы позволит оптимизировать образовательный процесс и реализовывать программу на высоком качественном уровне.
Список использованной литературы
1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ - М., Айрис-пресс, 2005 2. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в ДОУ компенсирующего вида. - М., Восхождение, 2007 3. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий/ Под ред.Л.Е.Курнешовой - М.; 2006 4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010. 5. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2010. 6. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с.1-16 7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 8. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд.исп. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 Поделиться:Назад в раздел |