Поиск по сайту

Воспитательный потенциал образовательного учреждения

Автор: Григорьев В.Е.


В современных социокультурных условиях, связанных, прежде всего, со смещением ценностных ориентаций россиян, кризисом семьи, деструктивным влиянием СМИ и сети Интернет, усиливающейся неоднородности общества, перед системой образования поставлена стратегическая цель формирования идентичности личности, способной и готовой своей позицией способствовать инновационному развитию государства.

В данном контексте сформулированы и первоочередные задачи системы школьного образования:

- развитие гражданской идентичности личности подрастающего человека;

- формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога в современном социально-культурном пространстве;

- повышение мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе;

- достижение профессионального и личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, своего родного края;

- развитие «компетентности к обновлению компетенций» как ценностной целевой установке при проектировании образовательных программ разного уровня, позволяющей в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений представителям подрастающих поколений справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами.

Все эти задачи в условиях модернизации образовательных систем и введения новых федеральных государственных стандартов начального общего образования конкретизируются в рамах деятельности образовательного учреждения.

В условиях школы с углубленным изучением английского языка особый акцент делается на создании гуманитарной образовательной среды, особый характер которой достигается за счет:

- разработки образовательной программы, ориентированной на формирование современного мышления учащихся, характеристиками которого являются целостность мировосприятия, установка на гуманистические ценности, открытость по отношению к новому, гибкость и критичность ума;

- создания учебного плана, предусматривающего подбор учебных программ, соответствующих, с одной стороны, требованиям современных образовательных стандартов, с другой – направленных на решение задач программы развития школы;

- интеграцией основного и дополнительного образования.

Важное значение в школе придается воспитательной системе, цель которой: создание оптимальных условий для формирования социально зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности при выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.

Задачи воспитательной системы:

1. Достижение ценностно-смыслового единства участников воспитательно-образовательного процесса как условия формирования целостной личности.

2. Создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика школы.

3. Реализация воспитательного потенциала учебных программ через определение ценностно-смысловых ориентиров в содержании обучения.

4. Развитие у учащихся коммуникативной культуры, проявляющейся прежде всего в способности к конструктивному диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности и ненасилии.

5. Создание условий для успешной самореализации и самоактуализации учащихся в различных сферах жизнедеятельности (образование, досуг, подготовка к профессии, к семейной жизни)

Воспитательная система школы отражает интеграцию основного и дополнительного образования, классной и внеклассной работы.

В условиях единого концептуального поля воспитательная система имеет несколько направлений – общее и концептуальное. Общее – это то, что характерно для любого образовательного учреждения (общие праздники, решение повседневных проблем, связанных с воспитанием учащихся). Концептуальное – то, что является специфическим для школы с углубленным изучением английского языка. Например, праздники международного уровня:

- День Земли;

- День ООН;

- Неделя прав человека;

- Всемирный день музыки;

- День театра.

Страноведческие праздники:

- Хелоуин;

- День Благодарения;

- День Святого Валентина.

В течение ряда лет учащиеся и преподаватели школы участвовали в разнообразных международных программах, связанных с обучением (семинары, конференции, школьные обмены) и развитием кросс-культурной грамотности как условия толерантности педагогов и учащихся. Международное сотрудничество со школами, общественными организациями и специалистами других стран является интегральной частью учебного и воспитательного процесса школы.

Формы международного сотрудничества разнообразны:

- организация и участие в семинарах, формуах, конференциях, выставках;

- проведение международных школьных обменов, работа по переписке, связь с использованием телефакса и электронной почты;

- стажировка студентов других стран на базе школы;

- стажировка учителей школы в других странах;

- учебно-методическая работа со специалистами других стран.

Становление и развитие школы как системы происходило благодаря реализации принципа открытой системы, т.е. системы активно взаимодействующей с другими образовательными учреждениями и организациями. Подобное взаимодействие способствовало обогащению системы школы и образовательного пространства Санкт-Петербурга и России.

В процессе развития воспитательного потенциала школы не менее значимой является задача формирования у учащихся активной позиции в вопросах, связанных с проблемой «Здоровье». Эта проблема касается не только экологических проектов, в которых принимают участие школьников, но и конкретных мероприятий по профилактике и укреплению своего здоровья как особой ценности. Причем, здоровье рассматривается как сложная категория, включающая в себя такие аспекты, как

- физическое;

- психическое;

- социальное;

- нравственное, духовное.

В условиях современного сложного мира учащиеся должны быть подготовлены к решению возможных проблем, касающихся собственного здоровья и здоровья окружающих людей, природы, мира в целом.

Этап начального обучения является особенно значимым в контексте целей и задач школы. С первых дней обучения в начальных классах идет серьезная и глубокая работа по расширению представлений детей о мире, по переносу акцентов с понятия «мир» как отсутствие войны на ощущение мира внутри себя, в своем доме, в своем городе, в своей стране, на планете, в отношении к людям других национальностей. Важно помочь ребенку понять, что мир – это образ мышления, чувства, переживания, конкретные поступки и увлекательная работа. На уроках в начальной школе у учащихся развивается интерес к острым проблемам современного общества, стремление в будущем посильно участвовать в их разрешении.

Использование в практике работы с детьми методов дискуссии, «кооперативного обучения», «мозговых атак», ролевых игр, организацию работы в проблемных и малых группах позволяет решить задачи познавательного, воспитательного и методического характера.

Сегодня, в условиях введения стандартов нового поколения тема использования воспитательного потенциала школы в части формирования универсальных учебных действий, различного рода компетентностей также становится актуальной.

Изучение английского языка в школе направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности у учащихся. Феномен кросс-культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. В связи с этим встает вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о приоритетности тех или иных учебных программ по английскому языку, о развивающем и воспитывающем потенциале иностранного языка как учебного предмета.

Английский язык как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества, среди которых значительной место занимают проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдения прав человека, преодоления локальных и региональных конфликтов и войн, защиты человека от болезней века и нищеты (т.е. все современные вопросы, касающиеся выживания человека и планеты).

Воспитательный потенциал учебных предметов реализуется в системе педагогического целеполагания на уровне школы, методических объединений, учебных программ и конкретных уроков.


Воспитательный потенциал образовательного учреждения

Назад в раздел