Поиск по сайту

Лето с пользой: рекомендации логопеда для родителей

Автор: Алексеева О.Ф.


Выстраивание партнерских отношений с родителями помогает обеспечить максимальную результативность и эффективность в коррекции речевых нарушений.

Наряду с традиционными формами работы с родителями, такими как собрания, лекции, беседы, анкетирование, консультации, рекомендации используются новые: «Дни открытых дверей»; «Мастер-класс»; «Круглый стол», «Педагогическая гостиная».

В период 2011-2012 учебного года на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» реализовывался проект «Педагогическая гостиная» как одна из форм взаимодействия с родителями, разработанная учителем-логопедом Оноприенко Ю.В.

Хочу поделиться опытом проведения последней встречи с родителями в рамках этого проекта – лето с пользой.

Цель: в непринужденной обстановке познакомить родителей с использованием речевых игр с младшими школьниками в каникулярное время.

Задачи: активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях; сформировать представление об их разнообразии, показать варианты использования.

Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений и организации совместной деятельности с ребёнком, получение практических умений и навыков.

Многие дети большую часть учебного времени находятся в состоянии крайней усталости, проблема заключается в незрелости тех отделов мозга, которые отвечают за питание мозговых структур, снабжение их энергией – энергетический блок. Состояние нервных клеток этого важного блока зависит от интенсивности обменных процессов и от раздражения наших органов чувств. Поэтому летом, ребенку не нужны дополнительные уроки. Нужен активный отдых, новые впечатления, прогулки, контрастный душ, массаж ступней ног, воротниковой зоны, который улучшит кровоснабжение головного мозга.

Чем же занять ребенка во время летней прогулки? Все, что вы встретите на своем пути, может дать материал для игр, упражнений. Созерцательность, любование природой разовьют внимание и укрепят память. Наблюдать, изучать, объяснять происходящее в природе – значит развивать познавательный интерес, стимулировать тягу к чтению, рисованию, систематизации. Любое наблюдение это тренировка внимания, его концентрация, что очень важно для школьника. Такое занятие будит и развивает фантазию. Школьник с богатой фантазией лучше пишет сочинения и изложения, процесс чтения идет быстрее, когда юный читатель может представить себе, что происходит с героями произведений.

Не секрет, что не все младшие школьники знают значение сочетаний – «шляпка гриба», «крона дерева», что говорит о бедном словарном запасе. Незнание значений многих слов приводит к тому, что ребенок не может ясно и понятно выразить свои мысли, он с трудом составляет связный рассказ, испытывает трудность при пересказе, написании изложения, сочинения. Наслаждаясь свежим воздухом, ребенок с помощью ваших объяснений быстро поймет разницу между кроной и ветками, лучше освоит лексику, связанную с явлениями природы.

Многие дети не любят читать или писать, потому что у них не сформирован образ букв. Летом легко устранить эту проблему – можно вместе писать буквы на песке, земле, рисовать человечков, похожих на буквы.

Музеи и выставки, зоопарк, цирк, театр, боулинг, книжные магазины, аквапарки существуют для того, чтобы их посещали. Детям любого возраста, в любое время года это полезно. Доставьте радость себе и ребенку, пусть он поймет, что вы дорожите временем, проведенным в его обществе, любите его таким, какой он есть. Такой отдых добавит новые темы для общих разговоров, это сблизит с ребенком, обогатит его кругозор, даст «информацию к размышлению».

Школьникам можно посоветовать множество вариантов времяпрепровождения во время каникул. И чем они младше, тем охотнее из всех вариантов они предпочтут игру. Напомню, что игра имеет большое значение для развития психики и личности ребенка. Психологи отмечают, что в последние годы значительно вырос игровой дефицит, в результате которого помимо общего недоразвития (сенсорно-моторного и когнитивного), ребенок также не научится жить «по правилам», освоенным именно в процессе игр. Существует множество полезных и увлекательных игр для всей семьи, которые:

1. Развивают произвольность таких психических процессов как внимание, память, мышление.

2. Формируют волевые качества, учат побеждать и принимать поражение.

3. Часто успех в играх помогает поверить в свои силы. А проигрыш учит адекватно преодолевать неудачи, одерживать верх над собственными эмоциями.

4. Знание правил многих игр превращает ребенка в лидера в компании сверстников, умение эти правила объяснять развивает его связную речь и логику.

5. Соблюдение правил обязывает ребёнка самостоятельно выполнять игровые действия, при этом вырабатывается критерий для оценки своего поведения и партнеров по игре.

Предложенные речевые игры практически универсальны – не требуют дополнительной подготовки, места хранения, просты в использовании. Многие из низ хорошо знакомы, только немного усовершенствованы и помогут помочь в решении развития речи и грамотного письма, а так же в общении и совместной деятельности с ребенком. Каждая игра сопровождается целью, задачей.

Приложение: презентация игр

Каждому участнику встречи для удобства восприятия информации были предложены печатные варианты игр. Родители проявили заинтересованность, активно включались в игровые моменты. Думаю, что предоставленная информация была доступна, интересна, полезна и актуальна.

Литература

1. Агапова И.А, Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. М, «ООО ИКТЦ Лада», 2006

2. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Москва 2006

3. Емельянова А.Е, Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.: Питер. – Серия «Детскому психологу», 2008

4. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей - М.: ТЦ Сфера, 2007. - Серия Библиотека журнала «Логопед».

Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ. М, 2005

Лето с пользой: рекомендации логопеда для родителей

Назад в раздел