Поиск по сайту

Особенности управления образовательным учреждением в условиях введения ФГОС НОО

Автор: Терентьева С.Т.


Наша школа – начальная общеобразовательная школа, поэтому мы осознаем свою ответственность за введение федеральных образовательных стандартов нового поколения в образовательный процесс.

Выпускники нашей школы вливаются в ученические коллективы различных образовательных учреждений на территории муниципального образования и должны быть подготовлены к восприятию образовательных программ, соответствующих современным требованиям.

Деятельность по решению основных целей и задач в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом РФ в стратегической инициативе «Наша новая школа».

Надо сказать, что наша школа в значительной степени была подготовлена к процессам, связанным с обновлением содержания. Эту возможность нам предоставило осуществление управления школой на основе компетентностного подхода, реализуемого на протяжении последних лет.

Определить направления сосредоточения усилий педагогического коллектива, особенности ресурсного обеспечения процесса введения ФГОС помог внутренний мониторинг, охвативший как участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей, так и социальных партнеров учреждения.

Кроме того, школой была сделана самоэкспертиза готовности к введению новых стандартов, которая на 19.05.2010 года выявила, что МОУ «Гатчинская НОШ № 5» полностью не готово к введению нового стандарта, находится на среднем уровне готовности. На основе полученных результатов в учреждении были определены 6 направлений необходимого ресурсного обеспечения, разработан план - циклограмма мероприятий по подготовке школы к внедрению новых стандартов, который приводится ниже.

Годовая циклограмма мониторинга

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Источники информации

Периодичность

Ответственные (субъекты мониторинга)

Результат

Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС

Создание банка данных о наличии необходимых локальных актов (положений, приказов, выписок из протоколов), необходимых для введения ФГОС НОО

Карта самооценки готовности ОУ к введению ФГОС НОО

3 раза в год (ноябрь, март, август)

Руководитель ОУ, зам.директора УВР

Банк данных

Разработка основной общеобразовательной программы начального общего образования

образовательного учреждения

Анализ качества основных общеобразовательных программ ОУ (выборочно)

Основная общеобразовательная программа НОО

В течение года (декабрь-май)

Руководитель ОУ, зам.директора УВР

Аналитическая записка

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

Перечень объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников

3 раза в год (ноябрь, март, август)

Руководитель ОУ, зам.директора УВР , ШМО учителей начальных классов

Таблицы, аналитическая записка

Кадровое обеспечение образовательного процесса

1.Создание банка данных о повышении квалификации педагогических работников, анализ качества планирования методической работы в ОУ

2. Выявление профессиональных затруднений педагогов в условиях подготовки к введению ФГОС

Перспективные планы ОУ по повышению квалификации учителей начальных классов

Аналитические справки руководителей ШМО о результатах анкетирования педагогов

1 раз в год (ноябрь)

2 раза в год (ноябрь, март)

Руководитель ОУ, зам.директора УВР

Руководитель ОУ, зам.директора УВР руководители ШМО

Банк данных, аналитическая записка

аналитическая записка

Материально-технические условия для реализации ФГОС

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса (в том числе оснащенность информационно-коммуникационными ресурсами)

Карта самооценки готовности ОУ к введению ФГОС НОО

2 раза в год (ноябрь, март)

Руководитель ОУ, зам.директора УВР

Банк данных

Информационное обеспечение деятельности ОУ по подготовке к введению ФГОС

Анализ качества работы школьных сайтов

Школьные сайты

ежеквартально

Руководитель ОУ, зам.директора УВР

аналитическая записка

С 1 сентября 2010 года в 7 первых классов школы, в которых обучается 170 детей, образовательный процесс организован в соответствии с новыми стандартами по 6 учебно-методическим комплексам.

С появлением стратегической инициативы «Наша новая школа», стандартов и новых СанПиН 2.4.2.2821-10усилились требования, предъявляемые сегодня к школе. Это еще в большей мере повлияло на четкость планирования школой расходов, в т.ч. долгосрочных, заставило нас усилить внимание проблемам экономии и бережливости ресурсов, активизировать работу по обеспечению привлекательности школы на рынке образовательных услуг.

Очевидно, что требуемые изменения должны были сопровождаться существенным преобразованием ресурсной базы, что и предусмотрено в Программе развития школы на период до 2015 года. Учитывая, что основным фактором обеспечения модернизации образования является профессионализм учителя, большое внимание уделялось организации работе с педагогическим коллективом.

Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных технологий, вариативности форм образовательной деятельности. Организация учительских сообществ школы по принципу «сотрудничества, содружества, сотворчества»: методического совета, экспериментальных проблемных творческих групп, методических объединений классных руководителей, позволили решить многие задачи обучения на рабочем месте, наиболее результативных форм повышения квалификации, подготовки кадров к работе в новых условиях. Кроме того, учителям школы сегодня делегировано право на апробирование и практическое претворение инновационных идей в образовании, что также способствует развитию системы школьного управления и повышению качества образовательной работы, в целом.

Педагогами проведена экспертиза материалов ФГОС – требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования, требований к условиям ее реализации, продуманно отобрано содержание (учебно-методические комплексы), отвечающее задачам реализации стандартов.

Сегодня поисково-творческая деятельность педагогов школы вышла далеко за пределы учреждения. Практически осознанным опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами они активно делятся не только в рамках школьных методических обьединений, семинаров, «мастер-классов», «круглых столов». Инновационный опыт транслируется через систему мероприятий, проводимых школой, как пилотной (инновационной) площадкой Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по введению ФГОС второго поколения (начальная школа), школой-лабораторией ЛОИРО, опорной площадкой района по вопросам проектирования инновационного образовательного процесса, где успешно проходят обучение по проблеме введения ФГОС учителя, руководители ОУ, педагоги-тьюторы. Только за этот учебный год проведено 8 практико-ориентированных семинаров. Новым уровнем распространения опыта работы педагогов, взаимообмена идеями развития стала организация и активноефункционирование сетевого сообщества «Openclass», имеющего выход,как с личных сайтов учителей, так и с сайта нашего учреждения; активизация работы в сети «Творческих учителей» России, работа с электронным ресурсом «Dnevnik.ru».

Новые стандарты предъявили и определенные квалификационные требования к личности руководителя, что побудило меня в 2009 году к участию в конкурсном отборе для обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций социальной сферы, и, как результат – обучению в ВШМ СПб ГУ по специализации «Менеджмент в социальной сфере». Этот подход укрепил мои знания как руководителя, позволил по-новому увидеть систему стратегического планирования развития школы.

В работе по обновлению образовательного процесса школы нам было важно также увидеть поддержку родительской общественности. Просветительская работа школы через Совет образовательного учреждения, школьные и классные родительские комитеты, на родительских собраниях, обновление материалов школьного сайта по проблеме введения стандартов была направлена, прежде всего, на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые образовательные и управленческие ориентиры.

Это позволило родителям осознать масштаб и спрогнозировать положительность перемен, связанных с введением ФГОС; успешно в сотрудничестве со школой выстроить формы внеурочной деятельности согласно обозначенным в образовательной программе направлениям; разработать индивидуальный образовательный маршрут своего ребенка.

Новый стандарт нацелил нас на усиление работы школы как центра досуга для детей и взрослых. Школе, расположенной в отдаленном спальном микрорайоне города, развитие системы дополнительно образования на ее базе просто необходимы. Результатом стала активизация внеклассной и внеурочной работы с детьми, проводимая прежде всего педагогами школы, например, творческие семейные проекты на базе школьного музея «Быт и культура народов края, а также совместный проект с системой дополнительного образования и открытие более 32 кружков, секций, объединений детей. Это позволило считать школу культурным центром микрорайона с развитой школьной образовательной средой, дающей ребенку возможность самореализации.

Особое место в этой школьной среде уделяется детям-инвалидам, в целях обеспечения доступности получения ими общего образования. Школа сегодня решает и эту непростую задачу – детям предоставлены различные формы образования (индивидуальное, семейное, коррекционно-развивающее), выбор индивидуального маршрута, поддержка его реализации службами сопровождения, в каждом учебном кабинете имеется доступ к сети Интернет.

Решается педагогами школы и еще одна, заявленная в новом стандарте образования, проблема, а именно: предшкольная подготовка ребенка, что побудило нас пересмотреть подходы в работе с дошкольными образовательными учреждениями микрорайона и систематизировать работу по ранней адаптации воспитанников детских садов к школьной жизни. На базе школы открыты две группы «Малышкиной школы».

Отлажена деятельность школы не только с будущими первоклассниками, которые у нас имеют возможность еще задолго до поступления в школу познакомиться с ней, овладеть коммуникативного коммуникативными, но также с их папами и мамами. Регулярно проводятся родительские собрания, на которых родители получают домашнее задание: подумать и предложить основные направления внеурочной деятельности школы в новом 2011-2012 учебном году.

На основе такого социального заказа формируется план действий школы. Кроме того, занятия в предшкольных группах, раннее общение с педагогом-специалистом позволяют молодым родителям реально оценить возможности своего ребенка, а при поступлении в школу – определиться с его образовательным маршрутом. Для родителей и детей в этот период работает консультационная служба логопеда, психолога, администрации школы.

Но работа по обеспечению преемственности не может быть односторонней. Уже в этом году нами проведен ряд практико-ориентированных семинаров с коллегами средней школы, ведь и их в ближайшее время ждут значительные перемены, связанные с введением стандартов нового поколения.

Целенаправленность действий администрации школы по выполнению современных требований к условиям образовательной деятельности, позволила не только реально оценить наши возможности, но и предпринять первоочередные меры по сохранению здоровья участников образовательного процесса: привести в полное соответствие с требованиями медицинский кабинет школы, спортивные и актовый залы, оснастить школу современной мебелью, остановиться на решении проблемы обеспечения безопасности ОУ, довести до высокого уровня организацию питания в школьной столовой. Безусловно, решить в одночасье все задачи невозможно. Но в условиях имеющегося финансирования и собственных ресурсов школы уже сегодня можно сделать очень многое.

Применение маркетингового подхода к планированию деятельности школы повысило конкурентоспособность нашего учреждения, позволило привлечь многочисленных партнеров к деятельности школы. Это отразилось на значительном росте контингента обучающихся за последние четыре года, позволило нам не потерять имеющиеся и привлечь в школу дополнительные источники финансирования: средства от победы в двух грантовых конкурсах в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», спонсорские средства для реализации социально значимых школьных проектов, в том числе по работе с талантливыми детьми.

Значительный рост и успешность нашей школы сегодня, безусловно, связаны не только со стремительными преобразованиями, происходящими в российском образовании, участниками которых мы с вами являемся, но также с правильной тактикой их реализации, с умением администрации образовательного учреждения компетентно решать проблемы управления школой.


Поделиться:


Назад в раздел