Поиск по сайту

Новый государственный образовательный стандарт как форма согласованного общественного заказа на качественное образование

Автор: Паршукова И.Л.


Система образования сегодня переживает ситуацию трансформации, в направлении повышения доступности, качества и эффективности образовательных услуг. Главное условие решения этой задачи введение государственного стандарта образования.

Стандарт образования: его содержание, форма представления, порядок введения являются своеобразным портретом системы образования.

И надо сказать, что стандартизация образования это очень непростая задача, сложная и многогранная, т.к. затрагивает всю систему образования, всех участников образовательного процесса. Именно поэтому, так много полемики вокруг проекта новых ФГОС.

В чем же их новизна, чем они отличаются от предыдущих стандартов образования и, наконец, зачем нам новые стандарты образования?

Одна из основных причин разработки нового проекта государственных образовательных стандартов следующая: как правило, стандарты обновляются каждые 10 лет, ибо за этот период времени развиваются технологии, меняется социально-экономическая ситуация и, как результат, возникают новые требования к системе образования.

Если стандарты первого поколения, разработанные в непростой период начала преобразований в обществе и государстве, нужны были для сохранения стабильности, единства образовательного пространства страны и обеспечения доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания, то задача введения ФГОС второго поколения принципиально иная: ФГОС должны обеспечить переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей к «опережающей» модели.

Стандарт 2009 стандарт стратегического роста и процветания.

Эта мысль отражена в одном из высказываний Д.А. Медведева: «Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед.

…в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. (Д.А. Медведев, из выступления 3 ноября 2006 г.)

Инновационность ФГОС заключается, прежде всего, в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России (5).

ФГОС качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования:

► впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;

► впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;

► впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;

► впервые ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.

Такой подход к формату стандарта

- позволяет развивать многие идеи, не реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов;

- обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.

Почему же нам нужен такой стандарт?

Во-первых, в интересах молодого поколения, которому предстоит жить в новом тысячелетии. В резолюции 1386 Генеральной Ассамблеи ООН Декларация прав ребенка, которая лежит в основе разработки ФГОС отмечается следующее: «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Инновационный, социально-ориентированный тип развития страны может быть обеспечен за счет накопления нового качества человеческого капитала – российской идентичности (мы русские и можем этим гордиться).

Во-вторых, изменения структурных пропорций, проводимые в российской экономике существенно повлияют на тенденции развития человеческого капитала в целом.

Обществу нужен гражданин, готовый и способный к технологическим, организационным, социальным инновациям; способный быстро адаптироваться к новым вызовам, инициативный, ответственный, компетентный в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

В связи с этим, в качестве оснований разработки ФГОС были выбраны три ключевые идеи, а именно:

► Стандарт как договор между семьей, обществом и государством.

► Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

► Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Перед школой сегодня стоят новые задачи, связанные с гибким реагированием на изменяющиеся запросы личности и семьи, требования государства в сфере образования.

Единый социальный запрос одно из концептуальных оснований ФГОС второго поколения, причем, новый стандарт возможно реализовать, только тогда, когда он рассматривается и обеспечивается как общественный договор, в первую очередь, на муниципальном уровне.

В связи с этим, институт социологии РАО в период апробации ФГОС параллельно с его разработкой вел широкомасштабное исследование в 14 регионах России, в т.ч., в Ленинградской области изучая социальный заказ как таковой. Далее будет предложен фрагмент результатов мониторинга, касающийся взаимодействия семьи и школы на этапе начального общего образования (7).

Каков же он «социальный заказ семьи на образование»? Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе?

Родители хотят, чтобы:

- в школе работали «хорошие учителя» (55%)

- давалась «хорошая подготовка для продолжения учебы» (48%).

- важно, чтобы школа была «близко к дому» (61 %).

- школа должна быть «престижной»

- «хорошо оборудована (имела специальные классы, компьютеры, спортивный зал, медицинский кабинет и т.д.)»,

- имела «связи с вузами, колледжами»

- 91% родителей высказались за создание в школах детских организаций

(военно-исторические клубы, учебно-научные общества).

- жители сел чаще выделяют такие факторы, как:

«в эту школу легко поступить» и «бесплатная школа».

Однако, исследование выявило и проблемы:

- для родителей главным показателем качества обученности ребенка являются его оценки, при этом, для большинства из них оценка – наиболее доступный, если не единственный, источник информации для определения уровня знаний ребенка.

- одной из наиболее болезненных проблем является неудовлетворенность запросов, связанных с «сотрудничеством семьи и школы». Родители жалуются на то, что их «не слышат» учителя. Педагоги считают, что родители, как правило, не выполняют свои функции в части образования ребенка, не способны организовать его внешкольную деятельность.

Многие учителя прямо говорят о необходимости разработки специальных программ, повышающих функциональный ресурс родителей.

- при этом у родителей существует сильный запрос к школе на воспитание.

Мониторинг помог еще раз убедиться в том, что необходимо искать новые формы взаимодействия семьи как заказчика на образование и школы, что социальное взаимодействие должно быть основой стандарта.

Необходимо согласование, открытое обсуждение проблем с участием представителей всех заинтересованных социальных групп. Следует отметить, что такое межведомственное взаимодействие было достигнуто в области в период апробации ФГОС в Ленинградской области и должно получить дальнейшее развитие.

Методологическими основами разработки и реализации стандарта являются помимо договора также: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и фундаментальное ядро образования ( 2, 3). И то, и другое развивает идеи разработки ФГОС как общественного договора, определяя смыслы самого процесса образования и включает:

- систему базовых национальных ценностей как приоритетов общественного и личностного развития,

- систему основных понятий, относящихся к областям знания, представленным в средней школе (идеи, методы, понятия, факты), при этом сохраняется весь спектр учебных предметов,

- систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, обеспечивающих основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Ибо основная задача системы образования сегодня - научить ребенка учиться.

Это именно тот результат, который должен удовлетворить всех участников образовательной деятельности воспитанников, родителей, школу, общество в целом. Этот тот результат, который может консалидировать общество и помочь нам всем вернуть нашей стране статус мощной мировой державы, имеющей конкурентноспособную систему образования.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].- М.: Просвещение, 2010.
  5. Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования- идеологический фундамент российской школы, М. Педагогика, 4-2009
  6. Блохин А.А., Монахов С.В.Риски введения ФГОС общего образования нового поколения, М Педагогика, 4- 2009
  7. Аналитический отчет «Выявление и согласование потребностей личности, общества и государства в начальном общем образовании», М, РАО, 2007

Поделиться:


Назад в раздел