Поиск по сайту

Литературоведческие статьи как основа дидактического материала в 8 – 11 классе

Автор: Яковлева Е.В.


Проблема выбора дидактического материала представляется мне актуальной: сборников много, но выбрать что-то конкретное для работы довольно сложно. Во-первых, сборники советских времен зачастую лучше многих современных и по построению (от отдельных предложений, используемых при объяснении и закреплении материала, к связным текстам разного объема и разного уровня сложности), и по качеству текстов, но использовать их невозможно, так как в них очень много идеологически ориентированного материала. Во-вторых, тексты о природе и погоде редко вызывают и интерес учащихся, хотя есть, конечно, счастливые исключения: К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки и другие. В-третьих, любые сборники заданий и отрывки из художественных произведений не всегда можно использовать, так как вместо самостоятельной домашней работы многие учащиеся обращаются к сборникам готовых домашних заданий или пользуются возможностями Интернета. Именно поэтому целесообразно создавать собственный дидактический материал, учитывающий особенности класса, связанный с программой по литературе, истории и истории города, а также исключающий возможность списывания.

Дидактический материал зависит от возраста учащихся. В 5-7 классе это тексты познавательного характера, посвященные историческим событиям и архитектурным памятникам, основой для которых являются книги по истории (в частности, замечательная энциклопедия для детей «Детский Плутарх» В. Бутромеева) и книги по краеведению. В 7-8 классе можно постепенно включать тексты, связанные с материалом, изучаемым на уроках литературы: от отдельных предложений и небольших связных текстов справочного характера (например, об Иване Грозном и опричнине при изучении «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова или о Петре III при изучении «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) до полноценных диктантов, в том числе и на литературоведческой основе (например, один из комментированных диктантов в 8 классе основан на статье С. Лурье «Ирония и судьба. Заметки о «Капитанской дочке» А.С. Пушкина»). В 9-11 классе литературоведческие работы становятся основным источником дидактического материала, а также используются работы культурологического и философского характера, направленные на расширение кругозора учащихся, более того – на формирование их мировоззрения.

К сожалению, сегодняшние старшеклассники литературоведческих работ почти не читают. Когда они ищут информацию в Интернете, они в последнюю очередь обращают внимание на имя автора и название статьи. Конечно, на уроках литературы можно и нужно называть интересные статьи, посвященные изучаемому произведению, но ведь почти никто в них так и не заглядывает! (Я не говорю об учениках гуманитарных классов.) Поэтому, используя на уроке русского языка литературоведческий текст, следует обязательно записать имя автора и название статьи, на основе которой он создан. Как показывает практика, несколько человек из класса в итоге находят статью целиком, причем не для того, чтобы что-то списать: сразу оговорено, что исходный текст изменен. То, что текст диктанта или иной работы по русскому языку связан с разговором на уроках литературы, причем, как правило, со спорными или сложными моментами, способствует повышению внимания к тексту диктанта, а иногда и осмыслению художественного произведения. Кроме того, у учителя есть возможность на уроке русского языка зафиксировать и повторить то, что является существенным или даже главным при изучении того или иного литературного произведения.

Какие виды текстов и заданий можно предложить в качестве иллюстрации к написанному?

1. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи. Карточки, в которых нужно расставить и графически объяснить знаки препинания.

1. Князь Александр узнал о том что шведские корабли вошли в устье

Невы и приказал выступать не дожидаясь пока соберется ополчение

потому что не в силе Бог а в правде и победа зависит не от числа

воинов.

2. Известно что бой длился с рассвета до темноты и что Александр

сошелся в поединке с ярлом Биргером который был ранен в этом

поединке копьем в лицо.

3. Дружинник Савва подрубил столб златоверхого шатра Биргера и

когда шатер упал то шведы дрогнули и побежали к кораблям.

4. Когда весть о победе разнеслась по русской земле и люди уже почти

потерявшие надежду воспряли духом князя Александра которому

было в то время 20 лет стали называть Невским.

5. Немецкие рыцари захватившие Псков и уверенные что Новгород

тоже падет не ждали что Александр встретит их на льду Чудского

озера поэтому когда битва началась они оказались охвачены

с флангов и взяты в кольцо.

6. Князь Александр не желал рисковать проверяя устоит ли Русь в

войне на два фронта и сможет ли он дать отпор Орде поэтому

не боясь уронить честь ради спасения русской земли поехал в Орду.

2. 9 класс. Диктант по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях».

По статье Ю.М.Лотмана «Декабрист в повседневной жизни».

Декабристы были в первую очередь людьми действия, в чем сказались и их общественно-политическая установка на изменение политического бытия в России, и личный опыт большинства из них как боевых офицеров. Можно утверждать, что декабристы создали особый тип русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история.

Трудно назвать эпоху русской жизни, в которую устная речь играла бы такую роль. Современники отмечали резкость и прямоту суждений, свойственные декабристам, а также неприличную, с точки зрения светских норм, тенденцию называть вещи своими именами. Темы, которые в светской беседе были запретными, становились предметом прямого обсуждения. Отменялось различие между устной и письменной речью, поэтому Фамусов и имел основание сказать, что Чацкий «говорит как пишет».

Декабрист не удовлетворится тем, чтобы про себя отрицательно оценить любое проявление «века минувшего», он гласно и публично назовет вещи своими именами. Его поведение абсолютно исключает уклончивость, способность «попадать в тон». Никакие конспиративные цели не могли заставить декабриста принять поведение Молчалина. Если оценку нельзя было выразить пламенной тирадой, ее выражали презрительным словом или гримасой. Таким образом, даже поведение в свете становилось опознавательным знаком определенных взглядов.

(178 слов)

Диктант дается в ходе изучения на уроках литературы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и позволяет объяснить «разговорчивость» Чацкого, нежелание героя промолчать, даже если собеседник явно не способен понять его.

Словарная работа – «светские нормы», «тирада». Это может быть домашним заданием после диктанта: объяснить непонятные слова.

Грамматическое задание после диктанта – найти сложноподчиненные предложения, подчеркнуть основы, указать придаточные изъяснительные и определительные.

Текст может быть использован и при подготовке к части В ЕГЭ по русскому языку.

3. 10 класс. Повторение знаков препинания при обособлениях. Карточки, в которых нужно расставить и графически объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

По статье В.Марковича «Кто такой Базаров?»

Базаров герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» настаивает на (не)ограниченной духовной свободе личности утверждая Я (н…)чьих мнений (не)разделяю я имею свои . Нигилист он отвергает любые общие теории отрицает (не)просто те или иные верования и авторитеты но и принципиальную возможность веровать во что бы то (н…)было. Нравственные нормы отвергаются как (не)имеющие (н…)какой обязывающей силы ибо свободный человек в своих решениях и действиях (н…)чем не связан. Базаров пытается единолично решать мировые вопросы (не)задумываясь о своем праве на это и придавая своему решению значение нормы. Демократизм Базарова это демократизм доходящий до крайности в своих уравнительных тенденциях. Базаров утверждая что люди одинаковы «как деревья в лесу» принимает за эталон собственную личность.

Мировоззрение и позиция Базарова (по)началу выглядевшие (не)поколебимыми подвергаются в ходе романа серьезным испытаниям. Духовным переломом для уверенного в своей (не)погрешимости героя становится встреча с Одинцовой.

Карточки используются в качестве контрольного домашнего задания при изучении на уроках литературы романа И.С.Тургенеыв «Отцы и дети». Домашнее задание двойное: по русскому языку (кроме пунктуации повторение правописания НЕ, НИ) и по литературе: 1) докажите или опровергните утверждения автора статьи; 2) почему встречу с Одинцовой можно считать духовным переломом?

Конечно, создание своего дидактического материала требует времени и сил, но дает очень большие возможности в работе по предмету, позволяет влиять на круг чтения учащихся.


Поделиться:


Назад в раздел