Поиск по сайту

Социально-педагогические технологии в профилактике социального сиротства (из опыта работы)

Автор: Головина Н.П.


Социальное сиротство – один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей наше общество и государство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом при общей рождаемости относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Задумаемся на минутку: в России почти полтора миллиона детей, чьи родители нигде не работают, злоупотребляют алкоголем, не могут (а зачастую и не хотят) воспитывать своих детей. А ведь это официальная статистка, которая, как известно, учитывает только тех детей, которые попали в поле зрения государственных служб. Из числа детей-сирот, проживающих в детских домах, только 20% не имеют родителей, остальные 80 % являются социальными сиротами, т.е. их родители (скорее всего) были лишены родительских прав. Основная причина роста социального сиротства объясняется сложной социально-экономической ситуацией в стране и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, а также отсутствием механизмов выявления «трудных» семей на ранней стадии, недостаточной профилактикой данной проблемы. Необходимо выявлять случаи социального неблагополучия на ранних стадиях в детском саду или в школе, когда еще возможна реабилитация, то есть, сохранение семьи. Нелегко работать с семьей, где родители пьянствуют, не работают, и всячески уклоняются от воспитания детей. Беседами да уговорами проблему не решить. Остается только лишение родительских прав, но может не стоит торопиться, а попробовать «побороться» за семью и попытаться ее спасти. Выявление неблагополучных семей входит в обязанности сотрудников всех учреждений, работающих с населением – полиции, социальных служб, школы, а тесное сотрудничество и скоординированные действия этих служб, смогут гарантировать успех при работе с неблагополучной семьей.

Позвольте предложить Вашему вниманию мой опыт работы по использованиюсоциально-педагогической технологии по решению жизненных проблем ребенка из неблагополучной семьи: Технология помощи ребенку из неблагополучной семьи.

Этапы профилактической деятельности:

I этап – Выявление

Катя, ученица 8 класса обратилась за помощью к социальному педагогу школы. Четвертый день папа девочки злоупотребляет спиртными напитками. На работу не ходит. Девочка очень расстроена, плачет, не хочет идти домой. У Кати кроме папы нет никого, мама умерла 4 года назад, других родственников в семье нет. Семья Кати находится на сопровождении в ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» как неполная семья «отца-одиночки». Катя способная девочка, проблем с учебой не имеет, в свободное время посещает кружки рукоделия и спортивных игр при школе. Прогулов и пропусков занятий не имеет. Ранее у папы Кати бывали случаи злоупотребления спиртного, но продолжительное время (4 года) подобная ситуация не проявлялась. У девочки нет денег на еду, продуктов в доме нет, она боится оставаться в комнате с нетрезвым отцом, ночует в ванной. Домой возвращается после полуночи, катается в метро.

Необходимо выяснить причину «срыва» папы, возможно, возникли проблемы на работе.

II этап – Пути решения проблемы


Намечен план по решению данной проблемы:

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1

Проинформировать директора школы о создавшейся ситуации с ученицей 8 класса и согласовать план действий по решению проблемы.

Социальный педагог

2

Для прояснения ситуации попытаться связаться с папой по телефону

Классный руководитель, социальный педагог

3

Проинформировать инспектора ОДН, курирующего школу, о ситуации с Катей (звонок по телефону и отправить письменное уведомление по факсу)

Социальный педагог

4

Сообщить специалистам ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского р-на СПб» курирующим семью Кати (звонок по телефону и отправить письменное уведомление по факсу) о ситуации в семье: пьет отец, нечего есть девочке, она до полуночи проводит время в метро.

Социальный педагог

5

Посетить квартиру девочки для оценки серьезности ситуации

Социальный педагог, инспектор ОДН и специалисты ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского р-на СПб»

6

В случае невозможности пребывания Кати в семье, устройство девочки в отделение «Социальная гостиница» для несовершеннолетних

Социальный педагог, специалисты ГУ «Центр социальной помощи семье и детям»

7

Оказать психологическую помощь девочке

Педагог-психолог школы

8

Оказать педагогическую поддержку Кате при подготовке домашних заданий

Кл.руководитель

III этап – Деятельностный

№ п/п

Мероприятие

Результат

1

Директор школы проинформирован о создавшейся ситуации с ученицей 8 класса и утвердил план действий по решению проблемы

Утверждение плана действий по решению проблемы ученицы 8 класса

2

Попытка связаться с папой по телефону

Социальный педагог и классный руководитель пытались связаться с папой Кати по телефону, но безрезультатно, на звонки не было ответа.

3

Проинформирован инспектор ОДН, курирующий школу, о ситуации с Катей (звонок по телефону и отправить письменное уведомление по факсу)

Инспектор ОДН прибыл в школу, взял объяснение с Кати в присутствии классного руководителя и социального педагога. Сообщил директору школы о необходимости посещения квартиры девочки

4

Сообщение специалистам ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» курирующим семью Кати (звонок по телефону и отправлено письменное уведомление по факсу) о положении в семье

Специалисты Центра прибыли в школу для того, чтобы совместно с социальным педагогом и инспектором ОДН посетить семью Кати для выяснения обстоятельств дела

5

Посещение квартиры девочки для оценки серьезности ситуации социальным педагогом школы, инспектором ОДН и специалистами ГУ «Центр социальной помощи семье и детям»

Составлен Акт о посещении квартиры Кати. В момент посещения папа Кати находился дома, лежал на диване в верхней одежде, спал, в комнате на полу валялись пустые бутылки из-под спиртного, в квартире был неприятный запах. На присутствующих мужчина не реагировал, попытки разбудить его не увенчались успехом. Еды в доме не было (холодильник пустой)

Вывод: невозможность нахождения девочки в квартире с нетрезвым папой.

6

После посещения квартиры Кати было принято решение об устройстве ее в отделение «Социальная гостиница» для несовершеннолетних

Социальный педагог школы совместно со специалистами Центра подготовили необходимые документы для устройства Кати в отделение «Социальная гостиница» для несовершеннолетних сроком на 1 месяц.

7

Педагог-психолог школы провела консультации с Катей по нормализации эмоционального состояния

Педагог-психолог помогла девочке проработать отрицательные переживания

8

Педагоги школы консультировали Катю при подготовке домашних заданий

Проблем с подготовкой к урокам у ребенка не было

9

Социальный педагог связался по телефону с администрацией по месту работы папы с целью выяснить причины невыхода на работу их сотрудника.

Причина запоя папы Кати – это проблемы на работе. Администрация строительного треста, где работает папа Кати, с пониманием отнеслась к создавшейся ситуации, обещали не увольнять за прогулы, попытаться прийти к отцу и «по мужски» помочь коллеге, возможно, даже и по линии медицинской помощи. В целом папа Кати характеризуется по работе положительно.

10

Социальному педагогу разработать план работы с неблагополучной семьей для координации деятельности со всеми заинтересованными службами

Разработка плана работы с неблагополучной семьей

IV этап – Оценка результатов

1. Девочка изолирована из негативной среды, находится на постоянном контроле со стороны педагогов школы и специалистов отделения «Социальная гостиница» для несовершеннолетних, сроком на 1 месяц.

2. Семья Кати поставлена на внутришкольный контроль, на контроль в ГУ «Центр социальной помощи семье и детям», на контроль в отдел опеки и попечительства по месту регистрации, на контроль в ОДН.

3. С папой девочки будут работать специалисты ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» для выведения его из состояния запоя с привлечением необходимых служб и при участии коллег по работе. Семья будет сохранена. Девочка не будет разлучена с папой, ведь он очень привязан к Кате и девочка дорожит их отношениями. Работа с семьей будет продолжена.


Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.


Социально-педагогические технологии в профилактике социального сиротства (из опыта работы)

Назад в раздел