Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Финансово-хозяйственная самостоятельность школы в контексте модернизации российского образования: взгляд практика
В связи с переходом всей системы управления общественными финансами в новую форму управления, суть которой состоит в формировании стимулов в достижении конкретных, измеримых общественно значимых результатов, создаются и реализуются новые принципы и правила бюджетной системы, характеризуемые переходом от управления затратами к управлению результатами. В этот период деятельность руководителя вообще и директора школы, в частности, во многом определяет такую успешность ее развития, которая опирается на расширение возможностей каждого из участников функционирования сложного, многокомпонентного социального института под названием школа. В свое время А.С.Пушкин высоким слогом описал суть процесса хозяйственной деятельности и указал основные составляющие его эффективного развития – наличие определенных умений и связь с целостной системой экономикой страны: «… был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет». Исходя из этой метафоры, с точки зрения практика переход к новому типу экономической системы – рыночной системы, государство предоставляет право решения основных экономических вопросов самим хозяйствующим субъектам. Впервые появляется возможность самим решать и выбирать направление в рассмотрении таких вопросов «что, как и каким образом» выстраивать свою деятельность для достижения поставленных обществом задач. Современная действующая нормативно-правовая база достаточно полно определяет условия реализации процесса совершенствования правового положения государственных образовательных учреждений, включая федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переходный период для введения норм данного закона составляет полтора года: с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. Желание власти предоставить большую финансовую, а в перспективе и полную, самостоятельность образовательным учреждениям, служит признанием данной меры необходимым условием для реализации школой всех возложенных на нее государством, как на важнейший социальный институт, задач. Предполагается, что в итоге реализации принимаемых мер школе предоставляются следующие возможности: - гибкого распоряжения предоставляемыми ресурсами и денежными средствами; - большего и плодотворного взаимодействия с родительским сообществом; - возрастания эффективности расходования бюджетных средств отрасли в целом, и каждого отельного ОУ в частности; - нарастания качественных характеристик образовательных услуг; - формирования ответственности ОУ, как единого коллектива за свою профессиональную деятельность; - создания мер по снижению остроты общих проблем образования, в виде формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, соответствующих современному спросу общества; - формирования отношений "клиент-исполнитель" между участниками образовательного процесса.
Действующая схема расходования средств по бюджетным кодам, фактически лишает школу, какой либо финансовой, хозяйственной самостоятельности, не позволяет принимать эффективные самостоятельные решения, даже при наличии лицевых счетов и собственных специалистов бухгалтерской службы.
1. увеличилась оперативность и ответственность планирования и расходования средств ОУ; 2. упростилась процедура согласования и распределения контрольных годовых цифр бюджета по бюджетным кодам, что привело к большей свободе планирования сметы ОУ; 3. ОУ стали получать контрольную годовую цифру на год и распределять средства по бюджетным кодам относительно самостоятельно в регламенте контрольных показателей города; 4. выведение финансирования ОУ отдельной строкой в бюджете главного распорядителя, привело к своевременности поступления средств на бюджетные коды ОУ; 5. выделение отдельных учреждений, обеспечение деятельности которых нуждалось в создании особого механизма финансирования, учитывающего специфику их деятельности, привело к обеспечению их сметной формой финансирования; Однако, наряду с такого рода позитивом, можно отметить и то, что отрицательными, сдерживающими развитие финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ остаются следующие факты: 1. финансирование по бюджетным кодам ведется по среднестатистическим показателям с ориентацией на прошлые годы, 2. нормы распределения спускаются «сверху» и ориентированы не на реальные потребности ОУ, а на минимальные среднестатистические потребности, что приводит к росту ответственности ОУ за качество деятельности с одной стороны, но сдерживанию развития его самостоятельного и эффективного распределения средств, с другой стороны; 3. проявляется боязнь предоставления свободы школам, с созданием собственной бухгалтерии, что приводит к сдерживанию планируемого процесса полной самостоятельности и умения руководить, формировать профессиональную деятельность в новых условиях, нарастить качественную составляющую ответственности за финансовую дисциплину и порядок в ОУ 4. большая часть школ регулируют свою финансово-хозяйственную деятельность опосредованно через централизованные бухгалтерии, что иллюстрирует их юридическую самостоятельность, а не фактическую, что в свою очередь сдерживает процесс формирования единого экономического пространства и условий его развития; 5. имеет место частая смена нормативно-правовых документов, что приводит к необходимости внесения изменений в уставные и правоустанавливающие документы, формированию низкоэффективного временного пространства и объективного снижения эффективности хозяйственной деятельности ОУ; 6. возникает риск для ОУ, осуществляющего деятельность по внедрению и освоению новых финансовых механизмов, в виде объективной неизбежности финансовых «нарушений» в этот переходный период, от старых условий к новым условиям, так как эффективно работать, применяя отживающие финансовые схемы, невозможно; 7. несовершенство процедур закупок и большая степень зависимости в данном вопросе, как от главного распорядителя бюджетных средств, так и от вновь создаваемых структур, осуществляющих централизованные закупки отдельных видов товаров (в частности через КИС); 8. избыточна бюрократизация процесса закупок в виде необходимости многоступенчатого согласования процесса закупок при ответственности за его реализацию образовательным учреждением и отсутствия какого-либо вида ответственности у согласующих структур. Практически все понимают, что на этапе переходного периода данные явления неизбежны, объективно оправданы и свидетельствуют лишь о прохождении одного из этапов по направлению от юридической самостоятельности образовательного учреждения к фактической самостоятельности и формированию условий, необходимых для реализации поставленных обществом задач. В целом же, с точки зрения практика, на качественную составляющую конечного результата значительно влияют такие социально-экономические факторы: 1. источник и форма заказа в сфере образования и, особенно, в части специального (коррекционного) образования, так как с одной стороны, результативность процесса образования является отсроченным предметом во времени, а описание данной результативности носит профессионально специфический характер; 2. определение и наполнение параметров оценок качества образовательного процесса, особенно в сферах профильного и специального (коррекционного) образования; 3. объем «административного ресурса» распорядителей бюджетных средств и иных органов управления, опирающихся в работе с ОУ в большей степени на возможность регулирования и контроля количества «денежной массы» и финансовые рычаги воздействия на ОУ. Позитивным является то, как показала практика и часто находит отражение в тех направлениях, которые формируются развитием нормативно-правовой базой, что специфика образовательных учреждений слишком разная, чтобы к ним применялись единые финансовые схемы. Финансовая эффективность может быть достигнута только при условиях финансовой самостоятельности образовательных учреждений, причем, самое главное, не только юридическими условиями, но и фактическими. Для самостоятельного осуществления финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения является и создание более широких правовых возможностей у образовательного учреждения, обеспечиваемые вступающими в действие правовыми нормами при смене правового статуса ОУ. А именно: - самостоятельное распоряжение всеми средствами, включая дополнительные; - возможность аккумулирования денежных остатков в конце года в виде их перехода на следующий финансовый период; - перечисление всех денежных средств одной строкой в виде субсидий для выполнения государственного заказа, без разбивки по видам расходов, с правом определения направлений расходов и их объемов. В таких условиях руководитель школы объективно обоснованно должен формировать у себя и коллектива новые качества стратега и тактика финансово-хозяйственной деятельности отдельного юридического лица, обладающего суверенной компетенцией. Новое понимание и оценка профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения основывается и на новом восприятии основных понятий экономической деятельности. К таким понятиям, в первую очередь относятся основные ресурсы (или факторы производства), обеспечивающие эффективную деятельность образовательного учреждения: · Люди – специалисты, ученики, их законные представители, включая субъектов внешней окружающей среды; · Информация – внутреннее и внешнее информационное наполнение, своевременность и целенаправленность информационных потоков; · Организация – внешнее правовое поле и структурирование внутреннего пространства ОУ в соответствии с целесообразностью и соответствием требованиям норм действующего законодательства; · Вещи – материально-техническое и финансовое обеспечение процессов деятельности ОУ. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения по заранее определяемым им параметрам, позволяет определять соотношение основных ресурсов, которое позволяет находить критические точки в управлении процесса финансово-хозяйственной деятельности ОУ. К примеру:
В нашем опыте анализ соотношений распределения ресурсов в службе младшего обслуживающего персонала 2010 года школы 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга объективно выявил причину малой эффективности использования имеющегося в достаточном количестве материальных ресурсов как следствие низкой эффективности организационных мер руководителя данного структурного подразделения. Далее общий анализ деятельности отдельных структурных подразделений школы позволил выявить общие и специфические организационные проблемы деятельности учреждения. Это, в свою очередь, позволило определить приоритетность общего развития на ближайший период и повысить общий коэффициент эффективности всего учреждения. Наш опыт показывает, что преобразования, осуществляемые исполнительными и законодательными органами власти в сфере образования: · являются обоснованными; · формируют условия для эффективного функционирования отрасли в целом; · вызывают ряд негативных явлений временного и в большей части объективного характера в стадии переходного периода; · требуют доработки механизма возможности влияния на государственный заказ, а, следовательно, и на объемы субсидий, через основных потребителей образовательных услуг. Определяя конечный вектор всех преобразований, как эффективную самостоятельность, проводя параллель между образовательным процессом, в ходе которого педагогическое сообщество стремилось всегда к формированию личности с высоким жизненным КПД, можно заключить, что нынешние преобразования всецело и органично совпадают с направлением педагогики в целом! Поделиться:Назад в раздел |