Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Перспективы развития современного образовательного учреждения
В своей статье мы хотим поделиться опытом работы педагогического коллектива лицея №488 Выборгского района Санкт-Петербурга. В настоящий момент наш лицей – современное образовательное учреждение, имеющее неповторимую специфику и богатые традиции. Педагогический коллектив во главе с администрацией прошел долгий путь становления и формирования приоритетных направлений в своей образовательной деятельности. Это отражено в краткой исторической справке: - 1981 год основания школы №488; - с 1991 года школа работала в экспериментальном режиме по отработке концепции многопрофильной школы. В школе появились следующие профили обучения: математика, физика, химия, психолого-педагогический профиль, гуманитарный – изучение английского и немецкого языка; - в 1999 году школа получила статус лицея; - в 2004 году присвоено звание «Школа высшей категории – 2004»; - в 2004 году лицею присвоено звание «Академическая школа»; - с 2004 лицей участвует в региональной эколого-образовательной акции «Юный патруль ЮНЕСКО»; - в 2005 лауреат конкурса «Школа года» - в 2005 лауреат конкурса «Школа XXI века» - в 2007 году лицей получил статус районного ресурсного центра по подготовке учителей по профильным предметам: физика, химия, математика - в 2007 году лицей победил в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». - в 2009 году лицей победил второй раз в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». - в 2011 году лицей стал лауреатом конкурса «Школа России - 2011» - в 2011 году директор лицея Н.Ю.Осеннова стала действительным членом «Общественной академии творческой педагогики им.Л.И.Рувинского». Сегодня в лицее созданы условия, обеспечивающие возможность развивать и воспитывать творческую личность, готовую к адаптации в социуме. В современных экономических условиях в Российской Федерации необходимо развитие и интенсификация интеллектуальных технологий в промышленности, в естественных науках и технических сферах деятельности. В связи с этим значительно возрастают требования к подготовке выпускников общеобразовательных школ по основным предметам естественнонаучного цикла физика, химия, математика. Российский стандарт образования в области естественных наук всегда имел успех в практической реализации, как на Родине, так и за рубежом. Продолжение традиций Российского образования в области физики, химии, математики на качественно ином, современном уровне, с учетом имеющегося богатого опыта преподавания этих дисциплин является обязательным условием воспитания личности молодого человека XXI века, соответствующего новым социальным запросам общества и государства. Актуальность классического естественнонаучного образования усиливается необходимостью обмениваться опытом и получать информацию от зарубежных партнеров. Поэтому, возникает необходимость развивать знания по гуманитарному циклу дисциплин (иностранный язык: английский и немецкий), которые в данном случае имеют вспомогательный характер. Разработанные в лицее инновационные технологии реализации профильного обучения по физике, химии, математике в сочетании с гуманитарным циклом позволяют повысить как уровень знаний учащихся, так и уровень квалификации учителей. Основной интерактивной формой для обмена опытом является научное взаимодействие учащихся и педагогов лицея с коллегами из других образовательных учреждений в России и зарубежом с использованием современных телекоммуникационных технологий. Проведение on-line конференций в рамках ежегодных «Лицейских чтений» позволило не только повысить интерес учащихся к научным направлениям по профилю лицея, но и расширить общекультурный уровень, развить коммуникативную компетентность. Педагогический коллектив лицея проанализировал работу за последние годы. Это позволило выявить противоречия в образовательном процессе в контексте социальных и культурных изменений в обществе и социально-педагогических тенденций развития системы образования: · перспективы развития рынка образовательных услуг предполагают востребованность специалистов в области естественных наук, способных работать на международном уровне, однако образовательный процесс в лицее не в полной мере использует современные технологии, соответствующие поставленным задачам; · лицей №488 является привлекательным для всех участников образовательного процесса, однако информационное поле его педагогической деятельности недостаточно представлено в современном информационном пространстве; · кадровая политика администрации позволила создать команду профессионалов и единомышленников, творцов и новаторов, обеспечивающих высокий стандарт образования в области естественных наук, однако накопленный богатый опыт требует расширения информационных границ на общероссийском и международном уровнях; · учащиеся стабильно на протяжении последних лет показывают высокое качество знаний на олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах, однако личные достижения учащихся необходимо применять для развития интереса к научно-исследовательской деятельности в различных областях. Проведенный анализ противоречий образовательного процесса в лицее позволил сделать следующие выводы и определить цели и задачи на будущее. Необходимость решения выявленных противоречий потребовала сделать новые акценты в деятельности педагогического коллектива лицея. Опираясь на результаты анализа образовательного процесса в лицее, определены основные цели развития высококультурной личности выпускника, соответствующей стандартам Российского образования в области естественных наук, интеллектуальной и креативной, обладающей активной гражданской позицией на основе патриотизма, преемственности традиций и стремления к совершенствованию, открытости, и международному обмену опытом. Акценты в образовательном процессе расставлены таким образом, чтобы личность выпускника лицея максимально соответствовала тем требованиям, которые предъявляет общество. Для этого используются соответствующие педагогические технологии: - сохранение, распространение и развитие российского стандарта образования в области естественных наук через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, формирование у школьников целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; - создание воспитательной системы лицея, отражающей основные направления развития патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - развитие здоровьесберегающих программ, формирование здорового образа жизни учащихся и их родителей через их участие в школьном спортивном клубе, экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе. Научно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется по следующим направлениям: · Ежегодно проводимые «Лицейские чтения» по различным научным направлениям, отчет о которых расположен на сайте лицея: 488@shko.la · Обмен педагогическим опытом с использованием телекоммуникационных технологий через проведение открытых уроков и школьных мероприятий в конференц-классе на уровне города, общероссийском и международном · Участие других ОУ в предметных неделях · Проведение on-line конференций · Повышение качества знаний выпускников за счет международного сотрудничества в области естественных наук. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определила основные цели и задачи воспитательной системы лицея №488. Деятельность воспитательной системы обеспечивается согласованием интересов и ценностей субъектов воспитательной системы: учащихся, родителей, педагогов, администрации, общественности. Краткий перечень социальных акций, проводимых в рамках воспитательной системы лицея: · Ежегодно проводится социальная акция «Друзья Шуваловского парка», рассчитанная на учеников 5-11-х классов. Выполняемая классными руководителями и их учащимися совместная деятельность имеет игровую форму, но приносит ощутимые социально-значимые результаты в виде оздоровления экологической ситуации в Шуваловском парке Выборгского района. · Участие 6-7-х классов в городской акции «Некурящий класс» принесло лицею грамоты и призы, в результате участия в этой акции в лицее нет случаев курения. Этот результат является нашим достижением и гордостью. · С 1995 года лицей принимает участие в городской акции «Подарок». Ученики собирают и отправляют посылки в Чечню; силами учащихся организуется концерт в Военно-медицинской Академии для раненых военнослужащих. Проводимая акция всегда находит эмоциональный отклик в сердцах наших учащихся и их родителей. · Ежегодно оказывается гуманитарная помощь в виде подарков для детей военнослужащих, находящихся на длительном лечении в Военно-медицинской Академии. Акция позволяет развить альтруистические ценности в сознании учащихся. · Учащиеся лицея проводят фестиваль военной песни в День защитника Отечества и День Победы. · Лицей является активным участником районных и городских мероприятий «За здоровый образ жизни». Ученики награждены грамотами и памятными подарками, хотя главным для нас является заинтересованность учащихся и их родителей в здоровом образе жизни. Отмечается увеличение участников этих мероприятий с каждым годом. · Участие в программе «Безопасное колесо» в 2008 году позволило команде лицея выйти в финал, снизило травматизм на дорогах среди учащихся лицея.
В основе воспитательной системы лицея лежит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа, разработанная заместителем директора по УВР М.В.Соболевой и учителем географии Н.А.Погорельской позволяет, приобщить юных петербуржцев к опыту созидательной, разносторонней деятельности на благо горожан, формировать гражданскую позицию учащихся, воспитывать любовь к Отечеству, ответственности за свои действия в мире, в котором живешь, формировать интерес к здоровому образу жизни. В качестве заключения, хотелось бы сказать о том, что 2011 год для лицея №488 был юбилейным – 30 лет школе. Эта дата позволила педагогическому коллективу осмыслить пройденный путь, отметить успехи и направления, требующие особого внимания. Можно сделать вывод о том, что лицей активно развивается и осваивает широкие перспективы. Последние связаны с развитием естественнонаучных знаний, воспитанием патриотизма и гражданственности учащихся, а также с формированием здорового образа жизни. Поделиться:Назад в раздел |