Поиск по сайту

Применение ИКТ на уроках математики с учетом особенностей современных школьников

Автор: Цыплятникова Т.М.


Информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Никогда еще учитель не получал столь мощного средства повышения эффективности и качества обучения, как ИКТ.

Компьютерные (информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации ученику с помощью компьютера.

Современные дети, имеющие доступ к компьютеру, привыкли получать информацию в «электронном» виде. Поэтому использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Современные образовательные технологии, направленные на реализацию стандартов нового поколения предполагают широкое использование и новых возможностей, которые представляют ИКТ. В школах появляются мультимедийные комплексы, интерактивные доски, мобильные компьютерные классы, цифровые лаборатории, интерактивные планшеты, документ-камеры, Интернет и т.д.

С 2009 года в моем кабинете установлена интерактивная доска Mimio, а в прошлом году был проведен Интернет. Я использую ИКТ и при подготовке к уроку, и на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, а также для индивидуальной проектной деятельности.

Но любое применение ИКТ должно, прежде всего, способствоватьреализации целей урока и решению различных дидактических задач.

В настоящее время еще нет всестороннего исследования эффективности восприятия школьниками визуальной информации с экранов или мониторов. Поэтому количество и качество информации, передаваемой ученикам с помощью ИКТ, должно быть строго дозировано не только СанПИНом, но и психо-возрастными особенностями каждого ученика. Бесспорно, мультимедийная презентация, включающая текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, позволяет дать ученикам больший объем информации, активизирует ее восприятие. Но наглядно-иллюстративные методы должны четко соответствовать учебным целям на каждом этапе урока. Длительная работа с визуальной информацией не только вызывает утомление и снижает остроту зрения, но вообще перестает восприниматься осознанно.

Всеобщая компьютеризация оказывает и отрицательное воздействие на человека, способствует развитию «клипового мышления». Это проявляется в том, что ученик не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Такое мышление, прежде всего, влияет на успешность учебы, так как резко снижает коэффициент усвоения знаний[1]. Не секрет, что современные дети мало и плохо читают. При длительном потреблении информации в виде разрозненных видеосюжетов через СМИ и Интернет человек (особенно ребенок) перестает ее осмысливать и быстро забывает. Не способствует развитию интеллектуальных способностей детей и большинство компьютерных игр. Особенно плохо развивается образное и аналитическое мышление, а также долговременная память. Для такого ученика успешное усвоение математики, в которой получение новых знаний постоянно опирается на изученный материал, становится невозможным.

Мой опыт работы с интерактивной доской Mimio и другими компьютерными программами привел меня к выводу, что применять ИКТ на уроках математики нужно в сочетании с традиционными методами обучения.

При организации урока с использованием мультимедийной презентации материал, представленный на слайдах, должен включать только объем информации, необходимый ученику для усвоения темы урока. Весь дополнительный материал по данной теме, более детальное его изложение или какие-либо интересные факты, видеоматериалы учитель может показать на факультативе, элективных курсах, сделать ссылку на Интернет-ресурсы, содержащие данную информацию или самому вынести ее в интернет. Урок избыточной информацией перегружать не нужно. Ученик не сможет выделить главное и не поймет, что из увиденного он должен запомнить.

В настоящее время существует много готовых профессионально сделанных презентаций в соответствии с рабочими программами изучения предмета, много демонстрационного материала есть на сервере ЕК ЦОР, новые учебники и УМК уже выпускаются с электронным сопровождением к урокам (например, УМК «Сферы»). Все эти материалы очень облегчают работу учителя при подготовке к урокам, но для большинства конкретных уроков демонстрационный материал приходиться создавать самостоятельно или корректировать уже готовые презентации.

Увиденная информация должна обязательно фиксироваться, какой бы красочной и интересной она не была. То есть, любой показ должен, по моему мнению, сопровождаться конспектированием учебного материала в рабочей тетради ученика. При построении графиков, геометрических чертежей, схем, таблиц и т.п. учебный материал лучше демонстрировать ученикам по этапам, точно так же, как если бы учитель воспроизводил бы его на обычной доске мелом. Иначе ученик не будет думать и анализировать происходящее, а будет только смотреть, а построение вообще не научится выполнять. Решение текстовых задач, уравнений и других заданий, выполняемых по алгоритму, должно также демонстрироваться по шагам, в соответствии с логикой выполнения упражнения. Готовое решение можно показать только для проверки или для анализа способа решения. Даже готовые, правильные геометрические чертежи, сделанные, например, в УМК «Живая математика», я предлагаю ученикам сначала выполнить в тетради или на обычной доске, и только потом включаю проектор с готовым изображением. То есть, сначала «образ» должен возникнуть в голове ученика, затем реализоваться на бумаге, и появиться на экране. Компьютерный чертеж выглядит, как традиционный, но его можно деформировать, перемещать, видоизменять, тиражировать, а стереометрическую трехмерную модель даже вращать. После решения, изменив данные условия на чертеже, можно всесторонне обсудить не только условие задачи и способ решения, но и провести небольшое исследование. Такового же порядка изложения информации я придерживаюсь и при построении графиков. Сначала строим в тетради и/или на обычной доске, затем на компьютере, а полученный график исследуем с помощью того же компьютера.

Итак, при использовании демонстрационного материала я рекомендую:

· Не перегружать урок наглядно-иллюстративной информацией.

· Материал предъявлять поэтапно, в соответствии с логикой его изложения.

· Совмещать показ презентации с конспектированием в рабочей тетради.

· Стремиться использовать готовые, рекомендованные электронные продукты.

· На просмотр каждого слайда давать достаточное время для его осмысления и анализа.

Отдельно хочу сказать о компьютерных инструментах и программах. В настоящее время существует много мощных пакетов компьютерных программ. Например: «Живая математика», «Живая статистика», «Автограф», «Математический конструктор», «Mathcad» и т.д. Каждый год появляются все новые программы. Одному учителю освоить их невозможно. Тем более что практически все они платные, а учитель может работать только с лицензионной версией, поступившей в школу. Но возникает еще вопрос: учить ли детей работать в этих программах? Современные дети в такой программе, как «Математический конструктор» легко строят симметричные фигуры, а для того, чтобы они сделали это построение на бумаге, им необходимо подробное объяснение учителя и выполнение нескольких заданий, для формирования определенных навыков. В данном случае, при выполнении построений на компьютере, ученику не надо думать, а достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Для развития аналитического и образного мышления нужны другие задания и хорошее знание данной программы. Например, задачи на построение в «Живой математике». В этой программе реализованы современные методы объективного конструирования, которые позволяют выполнять не только задачи на построение, но и задачи на развитие геометрической интуиции и геометрического воображения[2]. «Живая математика» может использоваться на уроках и в компьютерных классах, и при выполнении домашних работ и творческих проектов. Но для этого необходимо, чтобы учитель хорошо знал данную программу и её возможности, а также учебное время, чтобы обучать этому учеников, так как при выполнении построений на компьютере формируются другие умения и навыки, чем при построении на бумаге.

Ещё более сложная и интересная программа «АвтоГраф». Это виртуальный конструктор по основным разделам школьной математики, предназначенный для работы со статистическими данными, графиками, двух- и трехмерными объектами, для освоения основ математического анализа[3]. Эта программа предполагает максимальное использование электронной интерактивной доски.

В этом году наша школа включилась в международный проект по внедрению нового поколения микрокомпьютеров и ПО TI-NSPIRE CAS, разработанного компанией Texas Instruments. Эта программа позволяет не только производить вычисления, но и выполнять алгебраические преобразования, работать со статистическими данными, строить графики функций и уравнений с двумя неизвестными, выполнять геометрические построения, осваивать математический анализ, т.е. охватывает практически весь курс школьной математики. Использование ПО TI-NSPIRE CAS помогает наиболее полно реализовать и дифференцированный подход к ученику. С помощью навигатора, связывающего ученические калькуляторы-компьютеры с компьютером учителя, можно передавать как общую, так и индивидуальную информацию каждому ученику, следить за деятельностью всех учеников на уроке, осуществлять контроль знаний и умений. При установке данной программы на домашние компьютеры учеников, учащиеся получают возможность выполнять домашнее задание, исследовательские и творческие работы. Таким образом, эта программа максимально реализует дидактические возможности компьютера. Появление таких компьютерных программ не только позволяет решить сразу несколько педагогических задач, но кардинально изменяет всю организацию процесса обучения.

Очевидно, что роль ИКТ в процессе обучения в дальнейшем будет только увеличиваться. Но наличие в открытом доступе примитивных компьютерных программ не только не способствует развитию детей, но и формирует у них ложные знания. Я уже столкнулась с тем, что ученики скачивают с Интернета несложные программы, в которых легко строят графики прямо в смартфонах, на программируемых калькуляторах выполняют алгебраические преобразования. Необходимо этот процесс взять под контроль. В настоящее время, к сожалению, учитель решает эти проблемы в одиночку.

В стандартах нового поколения уделяется значительное внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике[4]. Для успешной реализации данных целей необходимо создавать и внедрять интеллектуальные обучающие системы (ИОС), в соответствии требованиями ФГОС, чтобы учитель получил все необходимые дидактические материалы, в том числе и демонстрационные в электронном виде, пакет компьютерных программ, как для передачи информации, так и для контроля знаний, а также методические рекомендации по их применению. ИОС должна стать частью учебного процесса, органически войти в его состав и найти применение при проведении всех традиционных форм обучения [5].



Источники:

1. Олег Фридман. «Клиповое мышление. Что это такое?» Познавательный журнал. «Школа Жизни.ру»

2. Институт новых технологий. ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА. Сборник методических материалов. — М: ИНТ, 2008.

3. Дуглас Батлер, Марк Хатцелл. АвтоГраф: Руководство пользователя. Пер. с английского. — М: ИНТ, 2008.

4. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2009.

5. http://www.bytic.ru/cue99M/cu849jujj0.html


Поделиться:


Назад в раздел