Поиск по сайту

Первый опыт

Автор: Панюкова Ю.И.


С первого сентября 2011 года на базе нашей школы проводится эксперимент – преподавание в 5-х классах нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс включает 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». На родительских собраниях было принято решение: в 5 «а» преподавать «Основы мировых религиозных культур», в 5 «б» – «Светскую этику». Ведет преподавание учитель истории Баглай Н.П. В декабре 2011 года в школе был проведен городской обучающий семинар, на котором мы делились опытом работы с будущими преподавателями этой дисциплины.

Учебный курс ОРКСЭ культурологический и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

первое.jpgВ каждый из выбранных модулей включены материалы по истории России и мира, литературе, музыке, изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Таким образом, преподавание курса ведется комплексно: используются межпредметные связи. Поэтому в школе создана творческая группа педагогов, которые совместно работают для наиболее эффективной реализации этого курса.


Необходимо сказать, что в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, патриот, поэтому задача данного курса да и всего образования в школе – сформировать и развивать такую личность, когда общечеловеческие ценности станут личностными ценностями или нравственным стержнем личности школьника.

второе.jpgКак этого добиться? Может ли школа вырастить такую личность без участия семьи? Конечно же, нет. Курс рассчитан на так называемое семейное обучение: родители принимают в нем активное участие. Сначала на родительских собраниях им разъяснялись задачи новой дисциплины, хорошо иллюстрированные учебники также рассчитаны на семейное чтение, к ним прилагаются диски, которые предполагают выполнение домашних заданий на ПК. В результате между школой, педагогами и родителями возникло взаимопонимание, и это положительный результат нашего эксперимента.

На уроках ОРКСЭ учитель высшей категории Баглай Н.П. наряду с другими методиками часто использует притчи, положенные на музыку, потому что именно искусство помогает воспитать у ребенка душевную отзывчивость, доброту, способность к сопереживанию. Пятиклассники очень полюбили слушать и обсуждать притчи Светланы Копыловой, «словесное рисование», и все эти технологии очень эффективны именно потому, что ребенок учится не только мыслить, но и, соприкасаясь с искусством, чувствовать, приобретать духовный опыт.

Как уже говорилось выше, задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» невыполнимы без комплексного педагогического воздействия на личность школьника. Учителем высшей категории Синяевой С.А. разработана образовательная технология «Образ и мысль», в основе которой заложено воспитание личности ребенка посредством изобразительного искусства, когда, рассматривая и обсуждая картину, дети самостоятельно учатся воспринимать иные эпохи, стили и направления, а главное – постепенно формировать собственный взгляд на мир, историю, жизнь, красоту и так далее.

Уроки литературы и ОРКСЭ очень тесно связаны не только потому, что литературные тексты часто используются в учебниках, но и потому, что они напрямую ориентированы на одну воспитательную цель и дополняют друг друга. Проводимый в нашей школе эксперимент помог нам понять, что постижению гуманистических ценностей русской литературы способствует изучение нового курса для пятиклассников, что взаимодействие этих предметов позволяет качественнее изучать произведения, представлять их литературный и исторический контекст, постигать внутренний мир героев, погружаться в мир их чувств, сочувствовать и сопереживать, а значит, воспитывать в душе ребенка милосердие, способность к состраданию, толерантность. Помимо прочего, такое образование расширяет кругозор школьника, его представления о мире, человеке, истории.


При изучении литературы используются литературоведческие понятия, термины, помогающиетреть.jpg постигать замысел автора, понимать поступки героев, представлять время, в котором они жили. Курс светской этики, в частности, призван сформировать у школьника представления о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве, свободе выбора… Таким образом учащийся получает возможность анализировать произведения, используя понятия этики как дополнительный инструмент восприятия искусства слова. За каждым понятием не только конкретное определение, а воспринятая на уровне чувства, переживания истина, воспитывающая личность. Ребята по мере знакомства с тем или иным понятием записывают его в словарик, расширяя свой активный словарный запас. К тому же свободное владение такой лексикой незаменимо при изучении текстов публицистического стиля.

четверт.jpgпятое.jpgВоспитание патриотизма, любви к Родине и воспитание толерантности – одна из важнейших задач в формировании самодостаточной личности будущего гражданина многонационального государства. И взаимодействие предметов помогает правильно воспринимать эти понятия, изучая историю, литературу. Учащиеся, обладая опытом, приобретенным на уроках ОРКСЭ, понимают, что главное – это любовь, а не ненависть, которая приводит к войнам.


Литература, особенно поэзия, музыка, живопись – все эти искусства воспитывают не только эстетическое чувство прекрасного, но и способствует постижению тайны природной гармонии. Поэтому так важно использовать в обучении «Основам религиозных культур и светской этики» уже изученное, знакомое, пережитое на уроках литературы, музыки, ИЗО в качестве примеров,шестое.jpg иллюстраций к новому материалу. У учащихся открывается внутреннее, духовное зрение, при этом формируется такая личностная ценность как ощущение себя частью прекрасного природного мира. А то, что для нас стало ценным, незаменимым, нуждается в заботе, охране. В результате взаимодействия наших предметов у ребенка воспитывается такая ценность, как бережное отношение к родной природе, что является первой ступенькой в формировании экологического сознания и, конечно же, неотъемлемой частью патриотического воспитания.


седьмое.jpg

В обучении осуществляется деятельностный подход, ориентированный на развитие творческого потенциала учащегося. Используя накопленные знания (словарик понятий), учащийся выбирает героев литературных произведений, живущих в определенное историческое время, которые могли бы иллюстрировать то или иное понятие, доказывает свою точку зрения, что в результате вырастает в проектную деятельность, причем область исследования учащийся выбирает сам.

В заключение надо, на наш взгляд, отметить, что качественному преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» способствует и современное техническое оснащение нашей школы.


Поделиться:


Назад в раздел