Поиск по сайту

Развитие чистого интонирования в пении дошкольников (6 -7 лет) – залог успешного выразительного хорового пения в школе

Автор: Колосова Е.Е.


Музыкальное воспитание в детском саду и в школе – один из путей формирования музыкально-эстетической личности. Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное систематическое, музыкальное воспитание детей. Начинать музыкальную работу в детском саду по осуществлению преемственных связей со школой следует, определив нужный при переходе в школу минимум знаний, умений, навыков, и на его основе выработать требования к музыкальному воспитанию всех воспитанников подготовительной группы. Необходимо выстроить работу по музыкальному воспитанию так, чтобы дать всем детям, несмотря на их индивидуальные различия максимальное музыкальное развитие. Преемственность музыкального воспитания требует постепенного развития восприятия музыки детьми, в том числе и подготовки их слуха к восприятию музыки и расширения на этой основе музыкального кругозора. Пение – основной вид музыкального искусства, которому преемственно обучают в детском саду и школе. Это наиболее доступный и массовый вид музыкальной деятельности. В качестве музыкального инструмента здесь используется самый замечательный – человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Ведущей музыкальной деятельностью в школе является хоровое пение. Участвуя в хоровом пении, дети становятся как бы сотворцами музыкального произведения. Передавая образ песни, ее содержание, они обогащают его собственными впечатлениями о жизни. Детей захватывает возможность коллективно выразить чувства и настроение песни, ее основную идею. Воспитательное значение хорового пения исключительно велико, и определяется оно воздействием на детей единства музыки и слова в песне, самой природой певческого звучания, вызывающего сильные эмоции.

Основной задачей обучения пению в детском саду является подведение детей к выразительному и стройному исполнению песен, а это значит, в первую очередь к чистому интонированию. Для детей 6 – 7 лет предусматривается разнообразный как по содержанию, так и по форме музыкальный песенный материал.

Массовая практика певческой работы с дошкольниками показывает, что многие выпускники детских садов переходят в школу, не овладев навыками чистого интонирования. Этот существенный недостаток музыкального воспитания в детском саду объясняется определенной недооценкой возможностей детей, на что справедливо указывает А. В. Войнова в книге «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников»: «Возможности детей старшего дошкольного возраста, уровень их общего и музыкального развития позволяет утверждать, что они не только могут петь чисто интонируя, но, кроме того, им доступно понимание, что значит правильно исполнять мелодию». [1]

При обучении детей пению должно иметь место осознавание детьми требований к правильному пению.

В школе же навык чистого интонирования особенно на первых порах обучения является основным показателем музыкального развития ребенка. Программа по пению для первого класса ставит главной задачей учить детей выразительности и стройности пения. Только чистое пение доставляет ребенку истинное наслаждение, воспитывает его эстетически. Поэтому задачи преемственности певческого воспитания в детском саду и в школе требуют систематического развития у детей музыкального слуха.

Чтобы возросли возможности детей и успешно выполнялись музыкальные задачи по пению в подготовительной группе детского сада, а потом и в первом классе школы, я уделяю повышенное внимание развитию музыкального слуха и чистого интонирования в пении.

Из личного опыта работы и в школе – учителем музыки и музыкальным руководителем в детском саду, знаю, что очень важно развить у детей навыки и умения пения по нотам (сольфеджио), что ведет к развитию музыкального слуха и чистоты интонирования, а в дальнейшем и к выразительному хоровому пению. Подведение старших дошкольников к пению по нотам я провожу в три этапа.

Первый этап – подготовительтный.

Задачи данного этапа:

1. развивать музыкальный слух;

2. обучить детей петь а'капелла.

На этом этапе происходит развитие первоначальных навыков пения а’капелла на маленьких несложных песенках. Этот навык должен быть сформирован у детей уже в старшей группе. Целесообразно использовать репертуар их музыкального букваря Н. А. Ветлугиной. Дети 6 ‑7 лет поют без музыкального сопровождения более сложные песни, широко используя в работе русские народные песни: «Ходила младешенька», «Во кузнице», «Во сыром бору тропина». Для развития звуковысотного слуха у детей 6 – 7 лет следует применять музыкально-дидактические игры из музыкального букваря Н. А. Ветлугиной:

1. «Бубенчики» – для сопоставления трех звуков, различных по высоте;

2. «Сколько нас поет?» – для развития гармонического слуха;

3. «Музыкальное эхо» – для развития музыкального слуха и чистоты интонации;

4. «Ученый кузнечик» – для формирования ладо-тонального слуха, ощущения и нахождения тоники. [2]

В работе использую следующие приемы: пение по фразам (цепочкой), пение индивидуальное и коллективное с сопровождением и без него, пение детей без музыкального сопровождения после музыкального вступления педагога. Эти приемы помогают детям слушать себя и развивать устойчивый навык правильного, точного интонирования самостоятельной музыкальной деятельности и, кроме того, дает возможность педагогу в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей. Для развития представления детей о ритмических отношениях звуков, умений воспроизводить заданный ритм следует простукивать в ладоши все упражнения и песни, которые исполняют дети как коллективно, так и индивидуально. Добиться этого помогает осознание детьми звуковысотности и длительности звуков, приобщение дошкольников к элементам нотной грамоты, что с успехом я осуществляю в детском саду. Очень важно создать детскую мотивацию происходящего и не забывать включать игровые моменты, тогда результативность в работе быстро возрастает.

Второй этап – знакомство с нотами и нотным станом и овладения навыками пения по нотам. Задачи данного этапа:

1. познакомить детей с нотами и нотным станом;

2. овладеть пением по нотам (сольфеджио).

Дети с большим вниманием узнают о том, что музыку (песню) можно записать специальными знаками, которые называются нотами и что ноты пишутся на пяти линейках, которые считаются снизу вверх, как «этажи в доме». Но послушать, как звучат ноты можно лишь после того, как откроем музыкальный домик (нотный стан) ключом, который называется скрипичный или ключ соль, потому что стоит на второй линейке нотного стана. Дети внимательно слушают как звучит каждая нота – прослушали, пропели. Так постепенно включаю слуховую зрительную память, а дети выучивают расположение нот на нотном стане (до1 – до2). Помогают следующие задания:

1) найди ноту ми (ре, фа, ля и т.д.) на нотном стане;

2) какой ноты нет на нотном стане (предварительно убрать одну ноту);

3) расположи ноты по порядку на нотном стане до1 ‑ до2;

4) какая нота ниже (выше);

5) куда идут ноты? (вверх или вниз).

Дети учатся петь по нотам гамму до-мажор с названием нот и на слоги -ля и –лё, предварительно познакомившись с ладовой окраской (мажор, минор). Сначала только вверх, а затем и вниз, а потом петь по нотам упражнения, выученные ранее со словами.

Гамма до-мажор

до мажор.jpg

Кошкин дом

Безымянный.jpg

Зайка

зайка.jpg

Паровоз

паровоз_2.jpg

Данные упражнения пели хором, подгруппами и индивидуально с помощью музыкального руководителя и без него, с сопровождением инструмента и а’капелла. Записывая гамму нотами ставлю знак V – знак дыхания и слежу, чтобы дети равномерно расходовали дыхание, делая вдох только на знаках. Очень важно научить детей понимать высоту звуков не только на нотном стане и по слуху, но и по жестам музыкального руководителя (когда ладонь идет горизонтально, постепенно или скачками, то вверх, то вниз). Эти знания и умения, полученные на музыкальных занятиях в детском саду, помогут детям в дальнейшем успешно овладевать школьной программой на уроках музыки. Участие трех анализаторов: слухового, зрительного и двигательного способствует значительному развитию навыка чистого интонирования. Очень важно широко использовать игровые приемы по развитию и воспроизведению разновысотных звуков. Одним из таких приемов является прием атакирования высокого звука (показать голосом на высоком звуке как сигналит автомобиль, звенит звонок, кричит петух). Дети любят слушать сказки, действие которых происходит на нотном стане с нотами. Детям очень нравится история про птичку до, которая потеряла своих птенцов ре, ми, фа, соль, ля, си. Участниками сказки являются дети, которые помогают птичке отыскать своих птенцов и поставить каждую птичку на своей веточке (на линейке) на нотном стане.

IMGP2079.JPG

Рис. 1. Сказка о птичке

Третий этап – овладеть игрой на металлофоне, чтобы правильно исполнять мелодии попевок, упражнений и песен. Задачи данного этапа:

1. овладеть играй на металлофоне;

2. научить детей правильно исполнять мелодии попевок, упражнений и песен.

Для развития всех видов музыкального слуха и чистого интонирования, необходимо использовать на занятиях музыкальный инструмент – металлофон. В методике обучения игре на металлофоне важно установить последовательность выполнений музыкальных задач, научить детей правильно держать молоточек. Целесообразно записывать нотами попевки или песенки на нотном стане. Очень важен первый правильный показ педагога. Дети любят играть на металлофоне гамму до-мажор вверх и вниз, при этом пытаясь производить голосом звучание металлофона и с желанием играют и поют тоническое трезвучие: до-ми-соль-ми-до. Чтобы охватить всех детей процессом музыкальной деятельности целесообразно использовать деление детей на две, три подгруппы, которые чередуясь будут то петь, то аккомпанировать на металлофоне, то показывать движения мелодии на нотном стане указкой.

IMGP2064.JPG

Рис. 2. Гамма до-мажор по подгруппам

В процессе обучения выучены следующие песни, которые дети осознанно играют на металлофонах и поют: русская-народная мелодия «Во саду ли, в огороде», русская-народная мелодия «Ах вы сени, мои сени», «Колыбельная» Р. Паулс. Полученные знания, навыки и умения позволяют детям с большим желанием заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью не только в детском саду, но и вне детского сада.

IMGP2058.JPG

Рис. 3. Русская-народная мелодия «Ах вы сени, мои сени»

Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности. [3]

Решение музыкальных задач по развитию чистоты интонирования в три этапа позволят выпускникам детского сада успешно продолжать освоение хорового пения в школе.

Хоровое пение является важнейшей основой для развития музыкально-слуховых представлений, которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. [4]



Литература

1. Л. В. Шабашов. «Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе». Москва. «Просвещение». 1966 г.

2. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. «Учите детей петь». Москва. «Просвещение». 1988г.

3. И. Г. Лаптев. «Детский оркестр в начальной школе». Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2001 г.

4. В. А. Шереметьев. «Хоровое пение в детском саду». Журнал «Музыкальный руководитель» №5. ООО Издательский дом «Воспитание школьника». 2005 г.


Поделиться:


Назад в раздел