Поиск по сайту

Здоровьесберегающие технологии и изобразительная деятельность

Автор: Звягинцева Т.В.


Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение ее велико. В федеральных государственных требованиях выделено целое направление «Художественно-эстетическое» и область «Художественное творчество», которая интегрируется со всеми областями. Но на первом месте в ФГТ выделены «Физическая культура», «Здоровье». Это правильно. Воспользуюсь высказыванием А. Шопенгауэра, которое часто встречается на сайтах: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

В своей статье я попытаюсь проанализировать, как тесно связаны задачи образовательной области «Художественное творчество» и образовательной области «Здоровье». Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка. Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими.

Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия (по уставу ВОЗ).

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т.д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания. Воспитанию этих навыков уделяется большое внимание на занятиях по изобразительной деятельности. В подготовительном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, должны правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность), убрать рабочее место, следить за личной гигиеной.

Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на

физическое развитие: развивает зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук. На занятиях используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки.

Духовно – нравственное благополучие – это сформированность у ребенка представлений о здоровом образе жизни и о ценностях здоровья.

Понятие – ценности здоровья, очень объемное, и не простое. Оно включает в себя физическое, витальное, духовное и социальное здоровье. За это отвечает семья. В дошкольном учреждении ведется просветительная работа. Но изобразительная деятельность требует накопления представлений об окружающем мире. С детьми проводятся целевые прогулки, экскурсии. На занятиях используются здоровьесберегающие образовательные технологии принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Также важно следить за нагрузкой. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки на занятиях, стихов, репродукций.

Проведя данный анализ, можно утверждать, что изобразительная деятельность полностью удовлетворяет требования образовательной области «Здоровье».

Решению задач по гармоничному физическому развитию ребенка, сохранению и укреплению физического и психического здоровья помогают здоровьесберегающие технологии.

Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими?

Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель – на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены («наличие техпроцесса»). Технология должна быть воспроизводима (ее должен воспроизвести любой человек) и иметь четкое количество занятий.

Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности.

В своей работе, кроме традиционных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд), я использую следующие техники:

  • Рисование пальчиками, ладошками.
  • Оттиски (пробками, листьями, смятой бумагой; печатями из картофеля, половинками яблок, груш и т.д.).
  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Рисование мазками, штрихами.
  • Рисование восковыми мелками и акварелью.
  • Рисование пастельными мелками, углем.
  • Кляксография обычная и с трубочкой.
  • Аппликация рваная или мятая.

А так же в технологии:

  • Граттаж.
  • Монотипия предметная или пейзажная.
  • Коллаж.
  • Мозаика обычная и рваная.
  • Оригами.
  • Витраж.
  • Батик адаптированный.

Изобразительная деятельность сложна, особенно в дошкольном возрасте. Дети не овладели многими техническими навыками, у них слабая моторика пальцев, а нетрадиционные техники позволяют ребенку при недостаточно хороших навыках добиться удачных работ по эстетическим качествам. Доступность использования нетрадиционных технологий определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в младшем возрасте следует с нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумагой и т.д.). В старшем возрасте эти техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных технологий (монотипия, коллаж и т.д.).

При индивидуальном подходе в работе по изобразительной деятельности возможности в выборе техники исполнения достаточно велики. Но, работая с группой детей возможности, несколько ограничиваются из-за трудности организации. Например, рисование стопой, рисование мыльными пузырями.

Использование нетрадиционных технологий позволяет сравнительно рано ставить задачи по развитию воображения, что очень важно для психического развития ребенка, и очень сложно развивать в дошкольном возрасте, так как воображение зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта. А также добиваться решения всех задач по изобразительной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.


Приложение


Литература:

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М. 2007.

2. Дубровская Н.В. Витражи из цветной бумаги. – С-Пб.2009.

3. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. – С-Пб.2009.

4. Мукасоли и козули. Несъедобные и съедобные изделия из теста. -

С-Пб.2004.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.- Москва. 2006.

6. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство-ославль. 1997.

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль. 2004.

Сайты:

1. Арт-терапия. live-and-learn.ru; astromargo.ru.

1. Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства. zpzr.ru; erono.ru; valent-4s.ucoz.ru; festival.1september.ru.

2. Культурно-гигиенические навыки. detsad-kitty,ru.

3. ФГТ дошкольного образования. smol.chudoforum.ru.


Поделиться:


Назад в раздел