Поиск по сайту

Творческий подход к воспитанию гражданской позиции учащихся

Автор: Десфонтейнес Л.Г., Соболева М.В., Погорельская Н.А.


В современной России возрастает роль профессиональных кадров в повышении эффективности образовательного процесса. При этом, конечно, следует учи­тывать, что различные школы работают в неодинаковых условиях. Оче­видно, что при более благоприятных объективных условиях работы школа будет иметь лучшие показатели, а эффективность деятельности ее педагогического коллектива станет более высокой.

Основная задача администрации школ — обеспечить интенсивный путь повышения эффективности образовательного процесса, который всегда возможен даже при неблаго­приятных объективных условиях. Успешность продви­жения по этому пути находится в прямой зависимости от творческого потенциала педагогического коллектива школы.

схема.jpg

В лицее №488 кадровая политика строится таким образом, чтобы каждый педагог стремился полностью использо­вать свои творческие способности и возможности в образовательном процессе. Эти задачи решаются тем лучше, чем теснее увязываются общеобразовательные интересы и проблемы отдельного ОУ, интересы социума, педагогического коллектива и личности.

Научно-методической работой в школе руководит Педагогический совет, определяющий методическую тему лицея, основные этапы работы над ней, планирует и организует повышение квалификации кадров, обмен опытом. Методические темы учителей лицея способствуют реализации инновационной политики образовательного учреждения.

Многие учителя лицея владеют и используют в практике инновационные технологии, 40% учителей вовлечены в опытно-экспериментальную работу, что позволяет школе успешно решать задачи развития, обеспечить качество обучения, формировать ключевые компетентности учащихся. Опыт лицея был распространен в городе, районе в других регионах через участие в семинарах, конференциях, публикации в сборниках регионального и федерального уровня.

Воспитательная деятельность лицея направлена на создание оптимальных условий для приобщения юных петербуржцев к опыту созидательной, разносторонней деятельности на благо горожан.

Инновационный характер имеет программа воспитательной работы, которая предполагает формирование нравственной гражданской позиции учащихся через развитие исторических и экологических знаний, навыков туризма, помощь в оздоровлении экологической ситуации в Шуваловском парке Выборгского района. Учащиеся в игровой и трудовой деятельности в Шуваловском парке знакомятся с архитектурно-парковым ансамблем; историческим прошлым Выборгской стороны, связанным с Великой Отечественной войной. Учащиеся лицея очищают и благоустраивают территорию вокруг церкви, расположенной в Шуваловском парке. В игровой форме развиваются навыки туристической деятельности. Программа рассчитана на учеников с 5-го по 11-ый класс. Каждый ученик указанных классов с классным руководителем ежегодно принимают участие в акции «Друзья Шуваловского парка», проводимой в мае и сентябре. Во время акции проводятся игры с развитием навыков туризма. В рамках экологического образования школьников в парке вывешивается созданная учащимися «Экологическая газета».

В программе гражданско-патриотического воспитания учащихся «Воспитание гражданина России в духе любви к Отечеству, исторических традиций родного города, экологической грамотности» отражено одно из направлений воспитательной работы, проводимой педагогами лицея. Заместитель директора лицея по воспитательной работе Марина Викторовна Соболева и учитель географии Погорельская Надежда Александровна свыше пяти лет совместно разрабатывают и осуществляют на практике эту программу.

Результаты внедрения в педагогическую практику лицея №488 программы нравственного воспитания учащихся лицея №488 по теме: «Воспитание гражданина России в духе любви к Отечеству, ответственного отношения к родному краю, экологической грамотности» отражены в докладах М.В.Соболевой на районных семинарах для заместителей директоров по воспитательной работе, проводимых в режиме работы ресурсного центра на базе лицея №488 (2007г.,2009г.,2010г.), а также в докладах Н.А.Погорельской на ежегодных районных семинарах для заместителей директоров по ВР (2005-10г.г.),

Актуальность проводимой работы очевидна. Формирование духовности и нравственности учащихся невозможно без воспитания любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, ответственности за свои действия в мире, в котором живешь. Однако развитие ответственности за мир, в котором живешь, у современного молодого человека невозможно на основе только словесных призывов и аргументированных доказательств. Необходима практическая деятельность и живые примеры поведения взрослых граждан России. Реализация программы воспитания гражданской ответственности учащихся предполагает активное вовлечение в совместную деятельность, как учащихся, так и их воспитателей – педагогов.

Новизна осуществляемого воспитательного проекта заключается в том, что выполняемая классными руководителями и их учащимися совместная деятельность имеет игровую форму, но приносит ощутимые социально-значимые результаты в виде оздоровления экологической ситуации в Шуваловском парке Выборгского района.

Все игровые программы рассчитаны на учеников с 5-го по 11-ый класс.

В ходе игры учащиеся приобретают знания о Шуваловском парке, как о:

- памятнике садово-паркового искусства,

- особо охраняемой природной территории Санкт-Петербурга,

- месте, где в годы Великой Отечественной войны располагался ЗКП (запасной командный пункт) командующего Ленинградским фронтом маршала Л.А.Говорова.

Акция «Друзья Шуваловского парка» проводится ежегодно на протяжении 7 лет, начиная с 2002 года. Акция проводится в два этапа:

· Первый этап – «День Земли – Друзья Шуваловского парка» проводится на территории парка,

· Второй этап проводится на территории лицея.

Главная цель такой акции – формирование у молодежи основ экологической культуры и воспитание любви к своей малой Родине.

Из основной цели вытекают задачи проводимого мероприятия:

- пропаганда здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности в природе и обществе;

- формирование потребности взрослых и юных участников мероприятия в активном отдыхе на природе;

- демонстрация практической применимости знаний, умений и навыков по школьным предметам;

- организация общественно-полезной деятельности участников – Большой Уборки На Территории парка (Б.У.Н.Т.);

- выявление и поощрение активных индивидуальных и коллективных участников.

В программе 1 этапа традиционно представлены следующие мероприятия:

· Экологическая акция «Б.У.Н.Т.» (Большая Уборка На Территории): уборка антропогенного мусора, его взвешивание и складирование;

· Соревнования «Школа безопасности в природной среде (ШБ)», состоящие в из нескольких частей, в каждую из которых приглашается по команде классов;

· Вид «КТМ: контрольный туристский маршрут»;

· Вид «Площадной тур – Поляна заданий»;

· Социальная акция «Живая картина»: создание композиций из собранного мусора, «ГОШ – жертва экологического бедствия» и членов команд;

· Операция «После нас лучше, чем до нас»: сдача места стоянки класса организаторам;

· Спортивная игра «Ориентирование»;

· Эколого-краеведческая игра «Эколого-краеведческий маршрут (ЭКМ)»: ориентирование на местности с выполнением заданий по истории города, географии, биологии;

· Временная выставка плакатов для посетителей парка. На выставке представляются плакаты и рисунки учащихся, посвященные защите природы участвуют.

Мероприятие, проводимое в парке заканчивается сдачей мест стоянок классов организаторам, подсчетом собранного антропогенного мусора и награждением победителей.

2 этап проводится в последующие дни в лицее и включает следующие мероприятия:

· Конкурс плакатов «Парк – наш сад»;

· Интернет-издание школьной экологической газеты «Зеленое солнце»;

· Отчет на сайте лицея о проведенной акции;

· Конкурс фотографий (пейзажи) «Как прекрасен этот мир», «Наш класс»;

· Конкурс стихотворений;

· Конкурс песни «Поем всем классом»;

· Конкурс военной песни, посвященный Дню Победы;

· Конкурс рассказов об участниках Великой Отечественной Войны. В рассказах учащиеся часто используют факты из биографий своих родственников.

По результатам всех конкурсов определяют победители, которые получают награды в заключительный день акции.

Сценарий проведения акции «Друзья Шуваловского парка» традиционно включает мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной Войне:

· Посещение места запасного командного пункта маршала Л.А.Говорова;

· Сбор исторической информации и подготовка исторических справок о деятельности запасного командного пункта в годы Великой Отечественной Войны;

· Возложение цветов;

· Минута молчания.

Итоги и результаты реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся в лицее №488:

· Учащимися за 8 лет проведения акции собрано 11 тонн мусора

Сценарий акции «Друзья Шуваловского парка» имел продолжение и распространился на весь район. Были разработаны сценарии ежемесячных игр-квестов в разных уголках Выборгского района. Целью этих игр является изучение истории и культуры Выборгской стороны не только по книгам, но и на ее улицах, площадях и в парках.

Хозяевами первого квеста были члены детского общественного объединения «Совет Лицея №488». Под руководством Н.А.Погорельской дети подбирали интересную информацию об истории Шуваловского парка, приготовили раздаточный материал, дежурили на станциях, встречали гостей.

Участниками первой игры «День друзей Шуваловского парка» стали еще десять ДОО Выборгского района: «БУС» (школа № 74), «Совет Президентов» (школа № 104), «Веселый Праздник» (школа № 115), «Совет Планеты Роза» (школа № 83), «Совет Школы» (школа № 117), «Империя игр» (школа № 123), «Актив школы № 560», «Пчелки» (школа № 463), «Искатели» (школа № 453) и «Пресс-центр Кул» (школа № 468). Все участники квеста продемонстрировали не только интеллектуальную, но и спортивную подготовку.

Таким образом, инновационная деятельность лицея была распространена на ОУ Выборгского района.


Творческий подход к воспитанию гражданской позиции учащихся

Назад в раздел