Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Проект экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по их приобщению к культурным традициям России
В продолжение актуальнейшей из проблем приобщения старших дошкольников к культурным традициям России, предлагаю Вашему вниманию проект работы, разработанный ранее мною совместно с педагогами на базе дошкольного учреждения с приоритетным художественно-эстетическим направлением работы. Данный проект направлен на активное освоение культурных традиций России, основанных на формировании эмоционально окрашенного чувства сопричастности детей к духовному наследию прошлого. Цель: приобщение старших дошкольников к культурным традициям России посредством организации педагогической работы, итогом которой являются литературные вечера. Задачи: 1. Углубить, систематизировать и обобщить знания детей о русской культуре и культурных традициях России. 2. Воспитывать положительное отношение детей к приобретению знаний и их отражение в самостоятельной творческой деятельности. 3. Развивать эмоциональность, отзывчивость, радость от соприкосновения с миром культуры. Принципы организации. 1. Единства обогащения эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер личности ребенка. Педагогическая работа по ознакомлению детей с элементами русской культуры должна быть максимально содержательной, одновременно с этим вызывать у детей интерес и способствовать раскрытию полученных детьми знаний в деятельности. 2. Принцип индивидуального подхода к детям с учетом их индивидуальных предпочтений, склонностей и интересов в области культуры и в области творческой деятельности. 3. Становление ребенка субъектом деятельности. Данный принцип заключается в освоении ребенком позиции субъекта деятельности. Позиция субъекта дает возможность дошкольнику проявить свою индивидуальность и активность в познавательной и творческой активности, что проявляется в стремлении самоутвердиться, найти адекватные средства самовыражения, творчески раскрыться в том или ином виде искусства. 4. Принцип сотрудничества, который заключается во взаимодействии педагогов с родителями и другими сотрудниками в процессе ознакомления детей с элементами культуры и организации литературных вечеров. 5. Создание радостной атмосферы, характерной для мироощущения русского человека, который всегда стремился скрасить будни. Создание атмосферы праздненств, гуляний, игр, театрализованных действий. Данный проект включает в себя 3 этапа. На первом этапе дети знакомятся с некоторыми элементами традиционной народной культуры и особенностями традиционных развлечений русского народа. На втором этапе дети знакомятся с некоторыми элементами материальной и духовной культуры (искусствами) и развлечениями людей, характерными для пушкинской эпохи. На заключительном, третьем, этапе дети знакомятся с наиболее яркими преемственными культурными традициями.
1 этап. Ознакомление детей с русской традиционной культурой. Цель: Приобщить детей к истокам традиционной народной культуры. Задачи: 1. Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей об особенностях элементов материальной народной культуры (устройство быта, предметы народного промысла и декоративно-прикладного искусства). 2. Систематизировать и обобщить знания детей о традиционных русских праздниках. 3. Познакомить детей с особенностями традиционных развлечений русского народа. 4. Познакомить детей с различными видами народного театра. 5. Развивать интерес к использованию произведений устного народного творчества в театрализованных играх детей. В рамках первого этапа проводятся следующие мероприятия: · Экскурсия в Российский этнографический музей на экспозицию «Русские. Традиционный быт и культура»; · Оформление альбома с рисунками и детскими рассказами о праздниках народного календаря; · Выставка творческих работ детей по произведениям народно-прикладного искусства; · Инсценировка русских народных сказок в театрализованных играх детей; · Ярмарка. На данном этапе целесообразнее начинать работу по приобщению детей к истокам русской культуры с организации экскурсии в Российский этнографический музей на экспозицию «Русские. Традиционный быт и культура». Экскурсия будет способствовать обогащению знаний детей и получению ярких образных впечатлений от восприятия ими разнообразных элементов материальной народной культуры: предметов быта и обихода, орудий труда, народных костюмов, предметов, предназначенных для обрядовых действий и развлечений русского народа. К организации экскурсии желательно привлечь не только сотрудников, но и родителей. Это будет являться своеобразным первым этапом работы педагогов с родителями, который позволит родителям почувствовать свою сопричастность к образовательной работе, а также будет являться стимулом проявления активности для других родителей. Кроме того, такая организация экскурсии позволит нам ещё больше сблизить детей и родителей на основе совместно пережитых чувств и впечатлений от увиденного на экскурсии, а также будет способствовать желанию поделиться своими впечатлениями друг с другом. Безусловным является тот факт, что получение детьми знания и впечатления необходимо систематизировать и обобщить. С этой целью мы предлагаем организовать непосредственно образовательную деятельность с проблемными ситуациями «Кузьма – гость старинного домашнего очага». Цель: Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей о старинном жилище (избе) и его устройстве (предметах быта и их предназначении). Оборудование: Обстановка горницы, предметы быта (печь, лавки, прялки, лучины, чугунки, ухваты, коромысло, деревянные ведра и посуда, самовар и т.д.) Содержание: Приход детей в старинную избу. Проблемная ситуация: Кузьма жалуется детям на отсутствие хозяев избы и просит детей помочь ему разобраться, для чего предназначены те или иные предметы быта. Дети называют, объясняют и показывают их предназначение. Имитационные этюды «Колка дров», «Растапливание русской печки», «По воду». В заключение – чаепитие с целебными травами по русской традиции из самовара. Восприятие детьми разнообразных предметов народной культуры будет способствовать возникновению желания у детей отразить яркие полученные впечатления в творческой работе. Поэтому целесообразнее всего, начиная с сентября, вести работу по подготовке к выставке детских работ. Данная работа осуществляется поэтапно.
Выставка творческих работ по произведениям народного промысла. Цель: обобщить знания детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства. Атрибуты: творческие работы детей, выполненные в непосредственно организованной образовательной деятельности (керамические художественные изделия: Вятская игрушка «дымка», Гжельская керамика (муляжи и роспись готовых форм); роспись по дереву: Хохлома, Городец; лаковые миниатюры: Палех (муляжи шкатулок с сюжетами по русским народным сказкам); выжигание по дереву. Творческие работы могут быть дополнены изделиями, выполненными детьми не только на занятиях, но и дома, совместно с родителями. Также можно включить в выставку творческие работы родителей и сотрудников. Содержание: Выставка разделена на секторы, каждый из которых посвящен какому-либо виду народного промысла. Дети и родители, останавливаясь возле любого сектора имеют возможность не только рассмотреть работы, но и получить задание от сидящего в данном секторе сотрудника. Задания могут быть такими: 1. Рассказать пословицу, поговорку о труде мастера или о самом изделии; 2. Спеть частушку по теме; 3. Загадать загадку или отгадать предложенную; 4. Вспомнить и назвать сказку, где это изделие встречается. Поскольку знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства тесно связано с духовной жизнью русского народа, то необходимо одновременно начинать знакомство с элементами духовной культуры. Исходя из того, что на базе дошкольного учреждения с приоритетным художественно-эстетическим направлением, работа по ознакомлению детей с элементами народной культуры организуется, дети имеют представления о некоторых традициях, обычаях и деятельности русского народа, но знаний об отдыхе и развлечении людей того времени явно не достаточно, была предложена система работы по ознакомлению детей с развлечениями русского народа: 1. Тематическое содержание непосредственно образовательной деятельности с элементами сюжетных игр.
2. Оформление альбома с рисунками и рассказами детей о народных праздниках. Цель: систематизировать и обобщить знания детей о традиционных народных праздниках. Содержание: Рисунки детей, посвященные народным праздникам (Осенины, Святки, Масленица, Встреча весны, Пасха и др.); рассказы детей в текстовой форме о том, что они знают о празднике, как он праздновался раньше на Руси, как он проводился в детском саду. К оформлению «праздничного» альбома необходимо привлечь родителей и других сотрудников (по фольклору, по изобразительному искусству). Помощь родителей будет заключаться в записи рассказов детей и оформлении текста. 3. Ознакомление детей с новыми народными играми. Цель: научить детей использовать народные игры в самостоятельной деятельности. а) Игра в мяч с «водаком» Содержание: Чертится круг 7-10 м, выбирается водящий. Играющие входят в круг, «водак» выбивает одного играющего из круга. Играющий, которого выбили из круга становится водящим. б) Рюхи и бита – инвентарь для игры «в городки». Содержание: Рюхи (деревянные чурки) ставятся в очередном пространстве-городке. Игроки на расстоянии 10 м кидают поочередно биты-палки, стараясь разбить фигуру и выбить её из круга. 4.Ознакомление детей с новыми русскими народными сказками и былинами:
5.Знакомство детей с некоторыми видами народного театра. Цель: дать знания о некоторых видах народного театра и научить использовать произведения УНТ в самостоятельной деятельности. Последовательность ознакомления: а) Знакомство с театром Скоморохов Содержание: 2-3 Скомороха (сотрудники) разыгрывают диалог: небылицы, прибаутки, присказки, дразнилки, побасенки. -разыгрывание прибауток и побасенок детьми. б) Знакомство с театром Петрушки -показ спектакля взрослыми (сотрудники, родители) по русской народной сказке: «Лисичка-сестричка и серый волк». - обучение детей действию с куклой, разыгрывание простых сюжетов, например: сказка «Колобок» (куклы: бабка, дедка, заяц, медведь, лиса, волк, колобок). По мере овладения приемами кукловедения ребята начинают самостоятельно разыгрывать знакомые им сюжеты, например: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. в) Знакомство с театром Вертеп - показ вертепного кукольного представления взрослыми (педагогами, родителями) например: «Глупый царь». - совместное с детьми изготовление атрибутов к показу сказки «Горшеня». Заключительной на данном этапе формой работы является литературный вечер «Веселая Ярмарка». Цель: обобщить знания детей о народной культуре. Принципы: самостоятельный выбор детьми роли; активное участие детей и взрослых. Содержание: Диалог Скоморохов. 1-й: - Здравствуйте, ребятишки, Озорники и шалунишки! Привет всем от скоморошки, От веселого парня Тимошки!
2-й: - Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие (показывает на родителей) Ярмарку широкую открываем, Наше веселье начинаем! Диалог Скоморохов. Пляска под рус.народную мелодию «Светит месяц». Скоморохи показывают движения детям и родителям. Появляется Петрушка: -Я на ярмарку пришел Целый театр с собою привел. Звенит звонок, заливается, Наш спектакль начинается! (Показ кукольного театра детьми по сказке «Теремок»). Петрушка: - Ну, а какая ярмарка без частушек И девчонок-хохотушек! 1.Конкурс на лучшую частушку, 2. Конкурс частушечников – родителей (кто кого перепоет): Появляются Гавриловна и Даниловна. Диалог. Хоровод девочек « А я по лугу». Вертепное кукольное представление (показ родителями) по сказке «Горшеня».
Звучит рус.народная мелодия «Ах, вы сени». Скоморохи: _ Продолжаем мы веселье, Все бегом на каруели! Игра «Карусели». Скоморохи: - Эй, веселый народ, Ловкий, быстрый хоровод! Если дружно взять канат, Потянуть вперед-назад И сказать три раза: «Эх!» Победит наверно смех. Игра «Перетягивание каната»: участвуют дети и взрослые. Диалоги Даниловны и Гавриловны. Конкурс небылиц и небывальщин. Скоморох: - Ой, смотрите, поводырь идет! 2-й: - И медведя за собой ведет! Этюд «медведь и поводырь» (взрослый и ребенок). Поводырь: - Ездили мы с медведем по базарам, Вернулись кой с каким товаром. Скоморох: - А у нашего дядюшки Якова Товару тоже хватит всякого, Подходи, налетай, выбирай, забирай! Коробейники (дети) читают каждый свое четверостишье. В коробах у детей поделки, сделанные ими ранее для выставки по мотивам народно-прикладного искусства. Отдельный короб с булочками, сушками и пряниками, который собирают взрослые. «Распродажа» товаров. Совместное чаепитие.
В результате проделанной работы дети должны: 1. Освоить особенности быта, труда, творчества и развлечений русского народа. 2. Уметь использовать в самостоятельной творческой деятельности полученные знания. 3. Проявлять интерес к народной культуре и самостоятельно находить источники информации.
2 этап. Ознакомление детей с элементами культуры пушкинской эпохи. Следует сразу отметить, что мы расширили границы этого этапа и будем знакомить детей с 19 веком в целом, оставив в названии имя А.С.Пушкина как наиболее яркого и известного дошкольникам представителя этой эпохи. Цель: Приобщить детей к некоторым элементам культуры «Золотого века» России. Задачи: 1. Дать знания детям об особенностях элементов материальной культуры «Золотого века». 2. Углубить, систематизировать и обобщить знания детей о некоторых видах искусства. 3. Познакомить детей с особенностями развлечений людей пушкинской эпохи. В рамках этого этапа были разработаны следующие мероприятия: · Экскурсия в Русский музей, · Тематическая непосредственно образовательная деятельность, · Выставка детских работ по сказкам А.С. Пушкина, · Литературный вечер – бал. 1. Экскурсия в Русский музей. Цель: Познакомить детей с творчеством художников и дать наглядное представление детям о жизни людей в 19 веке. Организация: Педагоги, как и на первом этапе, организуют экскурсию совместно с родителями. 2. Беседа о жизни людей в 19 веке. Цель: Углубить и систематизировать знания детей об элементах материальной культуры того времени. Содержание: Знакомство с бытом, одеждой и аксессуарами, средствами передвижения людей. 3. Тематическая НОД. Цель: Углубить, систематизировать знания детей о некоторых видах искусства 19 века. Выставка детских работ будет представлена на самом литературном вечере. 4. Беседа о том, как проводили свободное время современники Пушкина. Цель: Познакомить детей с особенностями развлечений людей в пушкинскую эпоху. Содержание: Рассказ о форме бала и о времяпрепровождении людей на балу (отдых, танцы, игры, конкурсы); рассказ о вечерах поэзии и искусства; инсценировка детьми сказки «…о попе и работнике его Балде». Итоговой формой работы является литературный вечер – бал. Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о некоторых элементах русской культуры 19 века. Организация: Зал делится на ряд гостиных, каждая из которых посвящена какому-либо автору: художнику, поэту, композитору, писателю. Центральную гостиную украшает выставка работ по сказкам Пушкина. Содержание: Хозяева встречают гостей (детей и взрослых), проводят по гостиным и показывают картины (рисунки детей на тематику времен года). Закрепление знаний детей о творчестве поэтов, художников, композиторов. Затем останавливаются в главной гостиной и рассматривают работы по сказкам Пушкина. Хозяин говорит, что он пригласил оперных певцов и они скоро должны подъехать. Появляются артисты, рассматривают работы и сообщают, что у них имеется в репертуаре опера по сказке А.С. Пушкина. Показ детской оперы «Сказка о попе и работнике его Балде». Заранее предупрежденные родители и сотрудники исполняют романсы. Конкурс лучшего исполнителя романса. Затем организуется бал танцев: вальс, мазурка, полонез и т.п. В перерывах между танцами проводятся конкурсы: - на самое лучшее платье, - на самого лучшего кавалера, - на лучшую танцевальную пару… В заключении праздника хозяева угощают всех гостей лимонадом. Гости, прощаясь, благодарят хозяев за гостеприимство.
В результате проделанной работы дети должны: 1. Знать особенности материальной культуры 19 века; 2. Знать особенности искусства 19 века и уметь применять знания в самостоятельной творческой деятельности; 3. Проявлять интерес к расширению знаний о культуре 19 века и самостоятельно выделять и находить источники информации.
3 этап. Ознакомление детей с преемными современностью культурными традициями России. Цель: Приобщить детей к некоторым унаследованным культурным традициям. Задачи: 1. Познакомить детей с некоторыми культурными традициями России. 2. Систематизировать и обобщить знания детей о видах искусства. 3. Развивать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности. 4. Развивать интерес к русской культуре. В рамках третьего этапа были разработаны для детей культурные мероприятия: экскурсии в музеи, посещение театров и выставок, участие в городских праздниках; литературный вечер – литературное кафе «Мама, папа, я – культурная семья». 1.1.Экскурсия в музей прикладного народного творчества. 1.2.Экскурсия в Эрмитаж. 1.3.Посещение театра оперы и балета им. Мусоргского (опера, оперетта, балет) 1.4.ТЮЗа (спектакля) 1.5.Посещение выставок: а) творчества художников-иллюстраторов детской книги; б) изобразительного искусства; в) фотовыставок. 2. Участие детей в городских праздниках и гуляниях, например: - День города; - Ярмарка Все вышеперечисленные мероприятия организуются педагогами совместно с родителями. После каждого посещения или экскурсии проводится беседа с целью развития представлений детей что культурные традиции являются неотъемлемой частью современного культурного человека. Целесообразно после каждой экскурсии проводить тематические занятия (НОД) по изобразительному искусству. Рисунки детей можно оформить в виде альбома или выставки. 3. Ознакомление с творчеством писателей-современников. Цель: познакомить детей с творчеством писателей – современников.
Итоговая форма работы – литературный вечер (литературное кафе «Мама, папа, я – культурная семья»). Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о некоторых видах искусства и их преемственности. Организация: Дети и родители рассаживаются за столы, покрытые скатертью, в центре стола свеча и угощения. Выставка детских работ оформляет группу. Тихо звучит музыка Е.Свиридова. Содержание: 1. Рассказы взрослых о том, какие литературные произведения они любили в детстве. 2. Номер от каждого стола: - прочесть стихотворение автора-современника; - мини-сценка по произведениям современных писателей; - имитационные загадки по литературным произведениям и их отгадывание; - литературное лото: ведущий называет первое слово или слог – дети отгадывают название сказки или рассказа. 3. Конкурсы: «Нарисуй любого героя», «Кто здесь был и что забыл», «Назови любимого писателя» (показ портретов). 4. Викторины: - Музыкальная по жанрам: опера, оперетта, эстрада, музыка к балету. - Изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. - Литературная викторина В завершении: чаепитие со сладостями; танцы в свободном стиле.
В результате проделанной работы дети должны: 1. Знать виды искусства. 2. Иметь представления о культурных традициях России. 3. Проявлять интерес к расширению знаний о культуре нашей страны и самостоятельно находить источники информации. 4. Проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности. Поделиться:Назад в раздел |