Поиск по сайту

Еще немного о взаимодействии с семьей

Автор: Балагурова А.В.


«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»

Р. Роллан



"Дошкольное детство" – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, воспитателей.

Поэтому главным в нашем взаимодействии с семьей является то «как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Известно, что разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов: от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха. Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к «родительству», снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.

В соответствии с этим меняется позиция нашего дошкольного учреждения в работе с семьей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Еще Н.К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

На наш взгляд педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

· Увидеть мир с позиции ребенка;

· Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;

· Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их;

· Быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Основными направлениями нашего взаимодействия с семьей являются:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводились анкетирование родителей, опросы.

В начале года родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

Отношение родителей к источникам информации, откуда они черпают ее:

· 60% родителей пользуются своей интуицией;

· 20% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии;

· 20% берут информацию у воспитателей.

От детского сада родители хотели бы получить:

· 86% максимально полную информацию от ребенка;

· 48% советы по общению с ребенком;

· 22% советы психолога.

Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

· 31% - ребенок плохо ест;

· 20% - не слушается родителей;

· 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

· Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:

· 33% считают, что справятся сами;

· 17% не придают особого значения этим трудностям;

· 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьей основной целью, которого является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Важнейшим этапом при взаимодействии детского сада и родителей является первая встреча, на которой мы устанавливаем контакт с каждым родителем, исследуем психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявляем семейные ценности; узнаем, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом; формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада:

· возможность удовлетворения потребностей семьи и ребенка в услугах детского сада;

· готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков уровня его развития;

· обеспечение благополучия ребенка в детском саду и семье;

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включает различные формы взаимодействия с семьей:

• для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации;

• для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям;

• положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться, решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам аппликации, конлекции, кругл.jpgструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами мы (лекции, “круглые столы”) положительно зарекомендовал себя родительский (или как их еще называют “семейный”) клуб.

значение потешек.jpgНа протяжении многих лет в нашем саду организовываются нетрадиционные встречи с родителями. Наши «Сладкие встречи» предполагают общение с родителями за круглым столом по интересующим их вопросам воспитания, развития и обучения детей раннего возраста. Важной особенностью наших встреч является атмосфера доброжелательности, открытости, с непременным атрибутом – вкусным сладким пирогом. За чашкой чая, в непринужденной обстановке обсуждаются самые трудные и спорные вопросы по воспитанию детей, возникают дискуссии, родители предлагают свои способы решения проблемных вопросов. Подобные встречи предполагают открытое, свободное общение со специалистами, работающими в нашем учреждении.в наших яслях.jpg

Родители получают информацию об особенностях развития своих детей, о режимных моментах группы и сада в целом и других мероприятиях проводимых в детском саду. На встречах за этот год были подняты такие важнейшие вопросы, как: «Период адаптации», «Почему ребенок не хочет идти в сад», «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания», «Значение потешек в развитии детей».

Вызвать у родителей интерес к нашей работе помогает подготовка и показ открытых занятий по различным видам деятельности. В начале этого года родители увидели открытое занятие по познавательно-речевому развитию «Песенка звуков А.О.У.М.И.». Открытые занятия проводятся дважды в год. На первых занятиях родители могут познакомиться, как проводится совместная деятельность с детьми по разным направлениям развития. В конце года каждый из родителей видит, чему научился, что узнал их ребенок в наших яслях. Совместное обсуждение педагогических проблем, вопросов организации детской жизни в учреждении нередко становятся основой управленческих решений. Родители чувствуют себя полноправными участниками жизни в детском саду.

атмосферы.jpg

Традицией у нас стало проведение музыкальных и физкультурных праздников для родителей и детей («Праздник осени», «Новогодний праздник», «Праздник весны», «В гости к матрешке», «До свидания ясли»), причем сами родители принимают в них такое же активное участие, как и их малыши. Эти праздники отличаются яркостью, красочностью, созданием жизнерадостной атмосферы.

В заключение хотелось бы сказать, что если в начале года родители редко посещали наши встречи, беседы, консультации, то в результате нашей совместной деятельности создания атмосферы сотрудничества мы заметили, что родители стали чаще приходить на наши «Сладкие встречи». Многие проблемные вопросы были разрешены, родители довольны работой воспитателя и тем какой скачок произошел в развитии из детей. Стоит подчеркнуть, что нетрадиционные формы работы с семьей важны для взаимного сотрудничество детского сада и родителей.

Немало отзывов было написано родителями после таких встреч, вот некоторые из них:

«Хочу выразить благодарность Алле Витальевне,  Ольге Геннадьевне, Надежде Витальевне, организовавших для родителей встречу с целью помощи нам в развитии наших детей, занимаясь с ними дома. Я узнала много важного и нового, поняла над чем еще нужно поработать.  Приятно, что работники яслей с таким вниманием и заботой относятся к нашим детям. Я считаю, что нам очень повезло свами.»  Мама Ефимова Егора – Ефимова К. Г.

«Словами не выразить ту огромную благодарность, которую испытываю к воспитателям, педагогам и психологу, занимающихся с моим ребенком. Преклоняюсь перед вашим энтузиазмом, самоотдачей, открытостью. Спасибо за нетрадиционную форму собрания, это была удивительное собрание». Мама Ульрих Насти – Ульрих Е.А.

«Благодарю Аллу Витальевну, Светлану Михайловну, Ольгу Геннадьевну, Надежду Витальевну за замечательный мастер-класс по развитию наших малышей в русских народных традициях. Спасибо за тепло, радушие и сердечное отношение к Вашей непростой работе. Восхищает Ваш творческий подход к работе, доброта и терпение, заботливое отношение к детям. Выражаем признательность за Вашу помощь. С уважением и признательностью родители Пети Ведищева».

 

Приложение: анкета для родителей

 


Еще немного о взаимодействии с семьей

Назад в раздел