Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
№ 42 "Будить в человеке совесть - современность и своевременность русской литературы ХХ столетия в российской школе третьего тысячелетия (к 100-летию со дня рождения выдающегося русского писателя Федора Абрамова", январь 2021)
Взаимодействие педагогов и родителей в рамках осуществления проектной деятельности в логопедической группе
Автор: Румш И.Н., Романова Н.В., Грабарь Л.Л.
В связи с современными требованиями воспитания и подготовки дошкольников к успешному обучению в школе педагогам необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов новых интегрированных технологий.
Педагоги логопедической группы решили адаптировать метод проектной деятельности в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом и психическом развитии.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творчески завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Наряду с проведением коррекционной работы проектная деятельность, основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, помогает связать обучение с жизнью, знакомит с исследовательской деятельностью, развивает самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) и родителей. Тема проекта, его форма, план действий и оформление предметно-развивающей среды разрабатываются коллективно.
Этапы разработки проекта «Зима. Зимние забавы»
Вид данного проекта – познавательно-творческий.
1.Определение цели проекта: формирования у детей познавательного интереса к природным явлениям и деятельности людей в зимнее время, обобщение и закрепление знаний о зиме.
2.Разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта. (см. таблицу).
3.Поиск формы реализации проекта:
как часть совместной деятельности логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (пальчиковая гимнастика, речь с движением, самомассаж, лексико-грамматические упражнения, упражнения в языковом анализе и синтезе, развитии связной речи, математические игры, музыкальные игры и упражнения и т.д.)
поисковая и практическая деятельность (экспериментирование, наблюдение, игры со снегом, подвижные игры на прогулке, художественно-творческая деятельность, беседы с проблемным содержанием, чтение специальной и художественной литературы, драматизация, сюжетно-ролевые игры, совместная работа с родителями.)
4. Определение временных границ выполнения частей проекта.
5. Обсуждение формы защиты проекта и подготовки к ней. (Показ логоритмического занятия: «Зима. Зимние забавы». Представление воспитанниками продукта своей деятельности.)
Работа над проектом
Этапы проекта
Деятельность педагогов
Деятельность детей
1 этап
Формулируют проблему: Зима – это хорошо или плохо? Определяют продукт проекта: художественно-продуктивная деятельность детей.
Входят в проблему.
Принимают задачу.
2 этап
Помогают спланировать и организовать деятельность детей
Объединение детей в рабочие группы по желанию:
ученые, художники, скульпторы, артисты, спортсмены и т.д.
распределение ролей в группах
3 этап
Направляют и контролируют осуществление проекта, оказывают практическую помощь
Формирование специфических знаний, умений и навыков.
4 этап
Подготовка к презентации проекта.
Организация и проведение защиты проекта.
Подготовка результатов художественно-продуктивной деятельности. Участие в коллективном анализе выполнения проекта. Подготовка к логоритмическому занятию.
Наш педагогический коллектив представляет содержание учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми
воспитатель
логопед
муз.рук.
родители
Познавательно-коммуникативная деятельность, художественная литература
Расширение лексического запаса по теме:
-рассматривание предметных и сюжетных картин о зиме и зимних забавах;
-подбор родственных слов с корнями: зим, снег, гор.
-подбор признаков, действий к предметам, синонимов, антонимов.
Упражнение на развитие грамматического строя речи:
-согласование предмета и признака, действия и предмета, местоимения и предмета в различных грамматических формах.
-словообразование по теме (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставочные глаголы и т.д.)
-составление и употребление в речи предложно-падежных конструкций.
Формирование понятий о музыкальных терминах.
Описать свои впечатления от услышанной музыки. (Вивальди. «Времена года)
Совместные наблюдения за зимней природой.
Составление рассказа о прогулке в выходной день.
Разучивание загадок и стихов.
Разъяснение смысла пословиц о зиме.
Развитие связной речи:
-загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, потешки.
-составление рассказа по картине «В зимнем парке» (Пишванова)
-пересказ «Забавы зимой» (Т.Подрезова).
-составление рассказа из личного опыта по плану воспитателя «Как мы играли в снежки»
-пересказ текста по серии сюжетных картинок (Сычева)
-творческий пересказ: придумай продолжение рассказа «На горке»
-дид. Игра «Времена года и погода»
-заучивание стихотворения Кудашевой «Зимняя песенка» по мнемотаблице.
Заключительная беседа по итогам выполнения проекта. Оценка деятельности детей и родителей. Решение поставленной проблемы: «Зима. Это хорошо или плохо» (свободная речь детей). Музыкальное сопровождение: песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» (Кабы не было зимы…)
Физкультурно-оздоровительное, музыкальное развитие
-Пальчиковые игры: «1-2-3-4-5 мы во двор пошли гулять», «1-2-3-4, мы с тобой снежок слепили» и т.д.
-Речь с движением: «Снежная баба», «Кружатся снежинки», «Вот на лыжи дети встали» и т.д.
-Самомассаж: «Вот на улице мороз», Пальчик-мальчик, где ты был», гимнастика для глаз.
Катание с детьми на санках, коньках, лыжах и т.д.
-оздоровительная гимнастика с элементами самомассажа
-закончить музыкальную фразу (словесно и интонационно)
Коррекционная работа
Автоматизация поставленных звуков в группе, на занятиях, на прогулке, дома
-развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза: игры со звуками, слогами, составление звуковых, слоговых схем слов, схем предложений, подбор слов на заданный звук, слог и т.д. (Воспитатель работает по заданию логопеда)
-развитие психических функций: 4-й лишний, найди отличия, что перепутал художник, разрезные картинки, вкладыши, графический диктант по клеточкам и т.д.
Повтори ритмический рисунок
Результатом осуществления данного проекта педагогами и детьми совместно с родителями явилось формирование у детей стойкого познавательного интереса к явлениям окружающей действительности. Дети проявляли творческую и речевую активность, с удовольствием участвовали в деятельности рабочих групп. Накопленный опыт отражали в сюжетно-ролевых играх, рассказах, оформлении итоговой выставки своих работ. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволило заинтересовать их жизнью детей в группе, разнообразить зимний досуг и общение в семье.
Список литературы
1.Михеева И.А., Чешева С.В. взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. КАРО СПб 2009