Поиск по сайту

Взаимодействие педагогов и родителей в рамках осуществления проектной деятельности в логопедической группе

Автор: Румш И.Н., Романова Н.В., Грабарь Л.Л.


В связи с современными требованиями воспитания и подготовки дошкольников к успешному обучению в школе педагогам необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов новых интегрированных технологий.

Педагоги логопедической группы решили адаптировать метод проектной деятельности в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом и психическом развитии.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творчески завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Наряду с проведением коррекционной работы проектная деятельность, основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, помогает связать обучение с жизнью, знакомит с исследовательской деятельностью, развивает самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) и родителей. Тема проекта, его форма, план действий и оформление предметно-развивающей среды разрабатываются коллективно.

Этапы разработки проекта «Зима. Зимние забавы»

зима.jpgВид данного проекта – познавательно-творческий.

1.Определение цели проекта: формирования у детей познавательного интереса к природным явлениям и деятельности людей в зимнее время, обобщение и закрепление знаний о зиме.

2.Разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта. (см. таблицу).

3.Поиск формы реализации проекта:

  • как часть совместной деятельности логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (пальчиковая гимнастика, речь срисунки2.jpg движением, самомассаж, лексико-грамматические упражнения, упражнения в языковом анализе и синтезе, развитии связной речи, математические игры, музыкальные игры и упражнения и т.д.)
  • поисковая и практическая деятельность (экспериментирование, наблюдение, игры со снегом, подвижные игры на прогулке, художественно-творческая деятельность, беседы с проблемным содержанием, чтение специальной и художественной литературы, драматизация, сюжетно-ролевые игры, совместная работа с родителями.)

4. Определение временных границ выполнения частей проекта.

5. Обсуждение формы защиты проекта и подготовки к ней. (Показ логоритмического занятия: «Зима. Зимние забавы». Представление воспитанниками продукта своей деятельности.)

Работа над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1 этап

Формулируют проблему: Зима – это хорошо или плохо? Определяют продукт проекта: художественно-продуктивная деятельность детей.

Входят в проблему.

Принимают задачу.

2 этап

Помогают спланировать и организовать деятельность детей

Объединение детей в рабочие группы по желанию:

ученые, художники, скульпторы, артисты, спортсмены и т.д.

распределение ролей в группах

3 этап

Направляют и контролируют осуществление проекта, оказывают практическую помощь

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

4 этап

Подготовка к презентации проекта.

Организация и проведение защиты проекта.

Подготовка результатов художественно-продуктивной деятельности. Участие в коллективном анализе выполнения проекта. Подготовка к логоритмическому занятию.

Наш педагогический коллектив представляет содержание учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми

воспитатель

логопед

муз.рук.

родители

Познавательно-коммуникативная деятельность, художественная литература

Расширение лексического запаса по теме:

-рассматривание предметных и сюжетных картин о зиме и зимних забавах;

-подбор родственных слов с корнями: зим, снег, гор.

-подбор признаков, действий к предметам, синонимов, антонимов.

Упражнение на развитие грамматического строя речи:

-согласование предмета и признака, действия и предмета, местоимения и предмета в различных грамматических формах.

-словообразование по теме (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставочные глаголы и т.д.)

-составление и употребление в речи предложно-падежных конструкций.

Формирование понятий о музыкальных терминах.

Описать свои впечатления от услышанной музыки. (Вивальди. «Времена года)

Совместные наблюдения за зимней природой.

Составление рассказа о прогулке в выходной день.

Разучивание загадок и стихов.

Разъяснение смысла пословиц о зиме.

Развитие связной речи:

-загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, потешки.

-составление рассказа по картине «В зимнем парке» (Пишванова)

-пересказ «Забавы зимой» (Т.Подрезова).

-составление рассказа из личного опыта по плану воспитателя «Как мы играли в снежки»

-речевые логические задачи: «Где снежинка?», «Волшебная льдинка»

Математические представления:

-закрепление названий сезонов, распределения месяцев по сезонам.

-согласование количественных числительных и существительных.

Экспериментирование:

-наблюдение за состоянием природы, играми детей на прогулке.

-проведение опытов со снегом:

1.Где быстрее тает снег?

2.Изготовление цветного льда.

3.Снег сохраняет тепло.

Чтение литературы:

-Носов. «На горке»

-Ушинский «Четыре желания», «Проказы старухи зимы»

-стихи Л.Квитко, Ю.Кушака, С.Черного

-РНС «Снегурочка»

Развитие связной речи:

-работа с деформированным текстом

-пересказ текста по серии сюжетных картинок (Сычева)

-творческий пересказ: придумай продолжение рассказа «На горке»

-дид. Игра «Времена года и погода»

-заучивание стихотворения Кудашевой «Зимняя песенка» по мнемотаблице.



Заключительная беседа по итогам выполнения проекта. Оценка деятельности детей и родителей. Решение поставленной проблемы: «Зима. Это хорошо или плохо» (свободная речь детей). Музыкальное сопровождение: песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» (Кабы не было зимы…)


Физкультурно-оздоровительное, музыкальное развитие

-Пальчиковые игры: «1-2-3-4-5 мы во двор пошли гулять», «1-2-3-4, мы с тобой снежок слепили» и т.д.

-Речь с движением: «Снежная баба», «Кружатся снежинки», «Вот на лыжи дети встали» и т.д.

-Самомассаж: «Вот на улице мороз», Пальчик-мальчик, где ты был», гимнастика для глаз.

Катание с детьми на санках, коньках, лыжах и т.д.

-оздоровительная гимнастика с элементами самомассажа

-физкультминутки: «Выпал беленький снежок», «Мороз»

На прогулке:

-игры-эстафеты (Не урони снежок, попади в цель, на санках и т.д.)

-подвижные игры: (Два мороза, перебежки со снежками и т.д.)

-Катание с горки, на санках, скольжение по ледяным дорожкам, элементы ходьбы на лыжах, строительство снежной крепости, снежной бабы.

-упр. на развитие диафрагмального дыхания

-упр. на развитие длительного речевого выдоха

-проговаривание скороговорок, чистоговорок, потешек

-утренняя гимнастика под музыку

-упражнения на развитие дыхания, координации, правильной осанки.

-хоровод «Метелица»

-песня «Снег»

-распевки: «Снег посыпал»

«Вниз по лесенке»

-ходьба парами и врассыпную

-игра «Снежки»

-слушание музыки: песни «Сосульки», «Зима» (муз. Красева)


Социально-трудовая деятельность, безопасность

-сюжетно-ролевая игра: «Семья, собираемся на прогулку»

-«Выступление фигуристов»

-постройка стадиона из конструктора

-игра-инсценировка «Зима» (Волкова)

-на прогулке: расчистка от снега участка и дорожек, сгребание снега к стволам деревьев и на клумбы

-ОБЖ: «Здоровье и болезнь» «Малыши – крепыши», «Как избежать неприятностей» № 2

-беседы: «Почему нельзя есть снег?», «Зачем нужно закаляться?»

-Упр.: Снег лопатой разгребаем

-Игра: Катание на санках

Беседа с детьми «Как избежать неприятностей зимой на прогулке»

-работа с картиной «Зимние заботы» (Ткаченко)

-беседа по содержанию стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня»

Песня-распевка «Машенька - Маша»

Художественное творчество

-рассматривание, беседы по репродукциям картин: Грабарь «Зимний пейзаж», Суриков «Взятие зимней крепости», Дайнеко «Хоккеисты»

-лепка: «Снеговик», «Снегурочка» по подгруппам

-рисование: «Зимние забавы» по следам событий

-аппликация: «Снеговики на прогулке» коллективная работа

-оригами «Снежинка»

-дид.игры: «Далеко-близко», «Цвета», «Дорисуй фигуру»

Изображение с помощью мимики и жестов эмоций, явлений живой и неживой природы

-Нарисовать с детьми картину по впечатлениям от совместной прогулки в выходной день.

-Сложить снежинку (оригами)

-Оформление газеты «Мы гуляем»

Драматизация рассказа Тайца «Поезд»

-Игра на музыкальных инструментах

-танцы-импровизации: «Снежинки, «Снеговики», «Метель»

-закончить музыкальную фразу (словесно и интонационно)

Коррекционная работа

Автоматизация поставленных звуков в группе, на занятиях, на прогулке, дома

-развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза: игры со звуками, слогами, составление звуковых, слоговых схем слов, схем предложений, подбор слов на заданный звук, слог и т.д. (Воспитатель работает по заданию логопеда)

-развитие психических функций: 4-й лишний, найди отличия, что перепутал художник, разрезные картинки, вкладыши, графический диктант по клеточкам и т.д.

Повтори ритмический рисунок


Результатом осуществления данного проекта педагогами и детьми совместно с родителями явилось формирование у детей стойкого познавательного интереса к явлениям окружающей действительности. Дети проявляли творческую и речевую активность, с лед.jpgудовольствием участвовали в деятельности рабочих групп. Накопленный опыт отражали в сюжетно-ролевых играх, рассказах, оформлении итоговой выставки своих работ. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволило заинтересовать их жизнью детей в группе, разнообразить зимний досуг и общение в семье.


Список литературы

1.Михеева И.А., Чешева С.В. взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. КАРО СПб 2009

2.Никитина А.В. 33 лексические темы. КАРО СПб 2008

3.Штанько И.В.. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4 2004

4.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 6 лет. Москва 2005

5.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Москва 2007

6.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Москва 2007

7.Поддубная В.А. Природа вокруг нас. Занимательный материал. Волгоград 2008.

8.Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград 2007

9.Курочкина Н.А. Знакомство с жанровой живописью. СПб 2007

10.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Москва 2000

11.Максимцева Е.Д. Детские забавы. Москва 1991


Взаимодействие педагогов и родителей в рамках осуществления проектной деятельности в логопедической группе

Назад в раздел